Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный контроль и меры укрепления доверия




Одним из важных компонентов обеспечение мира и международной безопасности является осуществление международного контроля как системы методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Это осуществляется путем предоставления каждому участнику договора сведений о выполнении обязательств другими участниками. С помощью контроля достигают выполнение намеченных целей, предупреждают и выявляют нарушения договорных положений и обеспечивают добросовестное выполнение взятых на себя обязательств.

Контроль нередко использовался противниками международной безопасности для осложнения переговоров, а иногда – для противодействия достижению договоренностей. Более того, вопросы контроля пытались свести исключительно к техническим мероприятиям. Целью международного контроля является соблюдение условий заключенных конвенционных и договорных норм по вопросам обеспечения международной безопасности. Например, целями контроля за разоружением является соблюдение условий конвенции о запрещении атомного оружия, предотвращения ее нарушений. Понимание контроля как средства обеспечения выполнения международных соглашений прочно вошло в международную практику. Это- важное достижение международного сообщества, и оно является средством дальнейших успехов в решении проблем обеспечения международной безопасности.

Вопросы международного контроля относятся к сфере межгосударственных отношений и должны основываться на таких принципах международного права как невмешательство во внутренние дела и суверенное равенство государств. Ни одна система контроля не может быть правомерной, если она не опирается на эти фундаментальные принципы международного права, и любые попытки обойти их неизбежно обречены на провал. Контроль должен осуществляться таким образом, чтобы его функционирование не было направлено на вмешательство во внутренние дела государства. При этом, соответственно, права и полномочия контрольных органов следует строить на основе уважения суверенитета государств, на равенстве сторон в осуществлении контроля. Контрольная деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы ни одно государство или группа государств не были поставлены в привилегированное положение, при котором это государство или группа государств не могли бы навязывать свою волю другим государствам. Необходимо, чтобы контроль был взаимным и не было нанесение ущерба безопасности участвующим субъектам.

В Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года предусмотрена необходимость уважения суверенных прав государств при осуществлении контроля. В пункте 6 статьи III говорится: “Деятельность по проверке в соответствии с настоящим договором не должна мешать деятельности других государств-участников и должна проводиться с должным учетом прав, признанных в соответствии с международным правом…”.

На вмешательство контроля во внутренние дела государств были направлены попытки наделения контрольных органов полномочием применять санкции к государствам – участникам конвенционных о договорных норм. Право на применение санкций сосредоточено в руках Совета Безопасности – органа, на который в соответствии Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание мира и который располагает соответствующими полномочиями. Закрепленный Уставом ООН порядок принятия Советом Безопасности решений базируется на правиле единогласия постоянных членов Совета, является достаточной гарантией того, что будет исключено какое-либо злоупотребление при применении принудительных мер в связи с возможным нарушением соглашений. Именно такая процедура принятия решения обеспечивает взаимодействие между контрольными органами и органом, уполномоченным применять санкции. От такого порядка принятия решения в ходе осуществления контроля зависит степень уважения суверенных прав государств. Совету Безопасности ООН принадлежит исключительная компетенция в области применения принудительных мер. Принимая такие меры, Совет Безопасности может тем самым вмешиваться во внутренние дела государств. Но он полномочен, в соответствии с уставными положениями, действовать таким образом лишь тогда, когда эти внутренние права представляют угрозу международному сообществу или нарушение общепризнанных норм и принципов международного права. Более того, Совет Безопасности может вмешиваться во внутренние дела лишь в рамках, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, но не более. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), располагающее в соответствии со своим уставом контрольными функциями, в случае несоблюдения каким-либо государством правил, касающихся контроля, информирует об этом Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН. Деятельность МАГАТЭ обеспечивается двумя направлениями деятельности: во-первых, стремлением к достижению быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; во-вторых, обеспечением, по мере возможности, помощи, предоставляемой МАГАТЭ или по его просьбе, или под его наблюдением или контролем. Основная функция данного специализированного учреждения ООН – поощрять и содействовать изучению атомной энергии для мирных целей во всем мире, выступать посредником в поставке материалов, услуг, оборудования, развивать обмен научно-технической информацией, поощрять обмен и подготовку кадров ученых и экспертов, создавать систему безопасности против неправильного использования помощи, оказываемой Агентством или через него, разрабатывать стандарты безопасности. Роль и значение МАГАТЭ значительно возросли после того, как стало возможным приступить в мире к ограничению и сокращению ядерного оружия, а также к созданию безъядерных зон. Ныне гарантии МАГАТЭ распространяются на большое количество ядерных установок и ядерных расположений. МАГАТЭ разрабатывает основные нормы безопасности для защиты от радиации и издает положения и нормы практики по конкретным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов, а также способствует оказанию чрезвычайной помощи в случае радиационной аварии. Деятельность МАГАТЭ непосредственно связана с разработкой и действием таких международных договоров как Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии.

Способы, формы и методы международного контроля за обеспечением международной безопасности непрерывно развиваются. Особенно быстро прогрессируют технические средства контроля. Внедрен в практику контроля метод космического наблюдения. Постоянно совершенствуются средства телесейсмического контроля, позволяющие надежно обнаруживать и опознавать сейсмические явления малых колебаний на дальних расстояниях. Разрабатываются экстерриториальные дистанционные методы контроля и соответствующая аппаратура для наблюдения за выполнением соглашений в различных областях, в частности за запрещением химического оружия.

Рост международного общения, усиление влияния мирового сообщество на решение проблем войны и мира, повышение значения в международных делах морально-политического факторов, развитие техники контроля, усиление международного потока информации – все это неизбежно ведет к дальнейшей эволюции форм и методов контроля. Система компонентов международного контроля представлена следующим образом:

¨ национальные технические средства контроля;

¨ обмен информацией;

¨ процедура консультаций;

¨ консультационные и экспертные органы;

¨ процедура подачи жалоб на нарушителей соглашений;

¨ инспектирование (проверка) на месте;

¨ система международных контрольных органов;

¨ конференции по рассмотрению действия международных соглашений по обеспечению безопасности;

¨ меры по укреплению доверия в военной области;

¨ техническое и организационно0правовое обеспечение международного контроля.

Анализ основных действующих или разработанных, но еше не введенных в действие компонентов международного контроля свидетельствует о том, что имеется система различных форм, способов, средств и методов и процедур международного контроля.

Необходимо отметить, что при всей безусловной важности контроля он имеет подчиненную роль в сравнении с самими мерами, принимаемыми в системе международного контроля.

Обеспечение прочного мира требует от субъектов международного права постоянных усилий по улучшению международного климата и укреплению доверия между государствами. Укрепление доверия представляет собой согласованные действия государств в устранении взаимного недоверия и подозрительности в вопросах обеспечения безопасности. Эти положения рассмотрены в Хельсинском Заключительном акте Государства-участники договорились, что они будут заблаговременно уведомлять друг друга обо всех проводимых ими крупных военных учениях сухопутных войск; о военных учениях меньшего масштаба, если они проводятся в районе, близком от сопредельных государств; о крупных передвижениях войск. Кроме вышеперечисленных договоренностей, предусмотрен обмен наблюдателями на военных учениях, визиты военных делегаций. Для укрепления мер доверия в военной области можно отнести отказ от расширения существующих и создания новых военно-политических группировок, заключение международных договоров о неприменении силы и установлении мирных отношений между государствами; ограничение торговли оружием, создание зон мира, зон повышенного контроля и другие.

Важной мерой укрепления доверия является строгое соблюдение принципа неприменения силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.