Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет базовой рентабельности тыс. руб




Б. Расчет плановой прибыли аналитическим методом

Аналитический метод расчета плановой прибыли применяется на предприятиях:

- если оно выпускает широкий ассортимент продукции;

- с целью осуществления проверки правильности исчисления прибыли методом прямого счета.

Положительным моментом данного метода является то, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на величину плановой прибыли, например, себестоимости, ассортиментных сдвигов, изменение уровня оптовых цен и др. факторов.

На практике применяют два аналитических метода расчета плановой прибыли.

1. Первый метод заключается в том, что расчет плановой прибыли осуществляется на основе затрат на рубль товарной продукции. Расчет производится по формуле:

ΣР = Тп х (1 - Зтп);

где: Σ Р – сумма плановой прибыли от выпуска товарной продукции;

Тп – объем выпуска товарная продукция в планируемом периоде в ценах реализации;

Зтп – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Пример, выпуск товарной продукции в оптовых ценах предприятия (Тп) – 50 млн. руб.;

Затраты на 1 руб. товарной продукции – 84 коп. Следовательно, прибыль на 1 рубль товарной продукции составит 16 коп. Плановая сумма прибыли будет равна 8 млн. руб.

Р = 50 000 000 х (1 – 0,88) = 8 000 000 руб.

 

Данный метод применяется в основном при разработке перспективных планов развития предприятий и организаций различных отраслей экономики страны, т.к. исходной базой для исчисления плановой прибыли является весь объем выпускаемой продукции, т.е. как сравнимой, так и не сравнимой.

2 метод. Второй метод аналитического расчета плановой прибыли основан на том, что первоначально определяется прибыль от реализации сравнимой товарной продукции на основе использования базового уровня рентабельности, а за тем полученная величина увеличивается на сумму прибыли, полученная от реализации несравнимой товарной продукции.

Исчисление плановой прибыли данным методом состоит из нескольких последовательных этапов:

на первом этапе определяется ожидаемые базовая прибыль и полная себестоимость сравнимой товарной продукции, на основе которых рассчитывается базовый уровень рентабельности.

  №пп   Наименование показателя   Итого за I-III Ожидаемое выполнение плана
за IY кв. за текущий год
  Сравнимая товарная продукция      
  по действующим ценам (без НДС и акцизов)      
  по полной себестоимости      
  Прибыль от сравнимой продукции      
  Поправки к сумме прибыли в связи с изменением цен на продукцию      
  Прибыль, принимаемая за базу      
  Базовая рентабельность, % (стр. 5: стр. 2 х 100)   41,9   50,9   44,3

на втором этапе исчисляется объем сравнимой товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года. В планируемом году предусматривается рост объема производства сравнимой товарной продукции в стоимостном выражении на 8,5 процента. Это составит по себестоимости отчетного периода 7595 тыс. руб. = 7000 х (1 + 0,085).

Тпо = Тпсо х (1 +Сс)

где, Тпо – товарная продукция планируемого года по себестоимости отчетного года;

Тпсо – товарная продукция по полной себестоимости текущего года;

Сс - рост или снижение объема производства товарной продукции в планируемом году (изменение себестоимости);

на третьем этапе, исходя из рассчитанного базового уровня рентабельности и исчисленной себестоимости, определяется прибыль по сравнимой товарной продукции на планируемый период. Прибыль, в данном случае, будет равна 3364,6 тыс. руб. = 7595 х 44,3: 100.

Пстп = Стпсо х Rб : 100

где, Пстп - прибыль по сравнимой товарной продукции планируемого года;

Стпсо – сравнимая товарная продукция планируемого года в пересчете на себестоимость отчетного периода;

Rб – базовый уровень рентабельности.

на четвертом этапе рассчитывается влияние отдельных факторов на величину плановой прибыли:

- снижение (увеличение) себестоимости сравнимой товарной продукции;

Выпуск сравнимой товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года составила 7595 тыс. руб. Эта же продукция, но по полной себестоимости предстоящего планируемого года, определена в сумме 7940 тыс. руб., т.е. она возросла на 4,5 процента. Отсюда увеличение себестоимости сравнимой товарной продукции составит 345 тыс. руб. = 7940 – 7595. Повышение себестоимости повлечет снижение плановой прибыли на данную сумму;

- изменения в ассортименте выпускаемой товарной продукции. Для того, чтобы определить влияние ассортиментных сдви­гов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себе­стоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Полученные коэффициенты отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом году. Разница между коэффициентами показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль выпускаемой товарной продукции.

Таблица

Расчет влияния на плановую прибыль ассортиментных сдвигов

в выпускаемой продукции в планируемом году

    Наименование продукции     Рентабельность, % (Ri) Отчетный период Планируемый период
удельный вес в общем объеме сравнимой товарной продукции, % (Уiф)   коэффициент рентабельности, (гр.2хгр.3):100 удельный вес в общем объеме сравнимой товарной продукции, % (Уiпл)   коэффициент рентабельности, (гр.2хгр.5):100
           
А     6,4   3,6
Б     4,6   13,8
В     5,4   2,9
Г     9,5   12,2
Итого     25,9   32,5

 

Коэффициент рентабельности в планируемом году увеличивается по сравнению с отчетным периодом на 6,6 п.п. = 32,5% – 25,9%. Таким образом, изменение структуры выпускаемой товарной продукции в планируемом году позволит предприятию дополнительно получить прибыль в сумме 501,3 тыс. руб. Рост прибыли предусматривается получить за счет увеличения выпуска высокорентабельной сравнимой товарной продукции:

7595 тыс. руб. х 0,066 = 501,3 тыс. руб.;

- изменения отпускных цен. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует ис­числять от объема соответствующей продукции. Предположим, что цены на всю товарную сравнимую продукцию предполагается увеличить в плано­вом году на 10%. Исходя из того, что плановый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах базового периода, составит 10100 тыс. руб. (7000 полная себестоимость и 3100 базовая прибыль), то предприятие получит дополнительно прибыль только за счет данного фактора в размере 1010 тыс. руб. (10100 тыс. руб. х 0,1);

на пятом этапе рассчитывается влияние изменения остатков готовой продукции на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого года. Прибыль от реализации входных остатков определяется с учетом рентабельности товарной продукции IY кв. (44,3%), а прибыль от реализации выходных остатков – из рентабельности товарной продукции IY кв. планируемого года (57,1%). Если остатки на начало года составят, например, 164 тыс. руб., а на конец – 138 тыс. руб., то прибыль составит соответственно – 72,6 тыс. руб. (164 тыс. руб. х 0,443), 78,8 тыс. руб. (138 тыс. руб. х 0,571). В целом предприятие на конец года планируется получить прибыль больше на 6,2 тыс. руб., чем на начало года. На данную величину уменьшится сумма прибыли от реализации товарной продукции, т.е. на 6,2 тыс. руб.

на шестом этапе определяется сумма прибыли от реализации сравнимой товарной продукции

на седьмом этапе рассчитывается прибыль по несравнимой товарной продукции. Плановая прибыль по данной продукции определяется по ассортименту, т.е. методом прямого счета, или умножением плановой себестоимости несравнимой продукции на запланированный процент рентабельности этой продукции. Предположим, что несравнимая товарная продукция в планируемом году принята по полной себестоимости в сумме 350 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) – 441 тыс. руб. Следовательно, прибыль по несравнимой товарной продукции в предстоящем году составит 91 тыс. руб. (441 – 350).

Последний этап – рассчитывается общая сумма прибыли от реализации товарной продукции – сравнимой и несравнимой.

Таблица




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.