КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды качественных методовБиографический метод направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека. Чаще всего такой анализ основал на изучении личных документов, когда социолог пытается выявить субъективный смысл и значение социальных процессов, о которых идет речь в этих документах. Один из первых и блестящих опытов использования биографического метода продемонстрировали У. Томас и Ф. Знанецкий в уже упоминавшейся работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В одном из пяти томов этой книги приводится очень полно изложенная автобиография польского эмигранта Владека, который детально рассказал в ходе глубинного интервью (оно заняло 300 страниц текста) и о своей учебе в польской сельской школе, И о работе в лавке (где он помогал обслуживать покупателей), и о неудавшейся попытке найти заработок в Германии, и о том, как он очутился в Чикаго. Изучая сознание и самосознание отдельных людей на материалах их жизненного пути, изложенных в биографиях и иных личных документах (письмах, дневниках), социологи сумели дать широкие обобщения действий и взаимодействий социальных групп, классов, слоев и др. При использовании биографического метода, прежде всего, необходимо постижение внутреннего мира индивида. Здесь важнее всего не само по себе событие (случай, ситуация), а то, как субъект его определяет. Изучая выявленные с помощью биографического метода субъективные значения действий, социолог определяет их логическую связь и последовательность и конструирует модель человеческого поведения. В этом смысле мы говорим о субъективной социологии, в отличие от объективной, которая реализуется через количественные методы. Биографии (автобиографии), рассказанные (описанные) людьми и используемые в научных целях социологами, выступают как три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Первый тип означает изложение всего жизненного опыта и пути субъекта. Второй тип (тематические истории жизни) характеризуется описанием какой-то одной фазы жизни или одной ее стороны. Наконец, отредактированные истории жизни отличаются привнесенными в них особенностями социолога-интерпретатора, который по-своему, исходя из задач исследования, «организует» биографический Материал. Биографический материал включает в себя любой устный или письменный рассказ о событиях жизни, а также вторичные документы (мемуары, письма других лиц либо официальные документы). Опросники и формализованные интервью, используемые в биографическом исследовании, отличаются от обычных тем, что их структура подчинена изучению временной перспективы и позволяет анализировать жизненный путь человека. Поэтому такие опросники иногда называют «биографическими путеводителями». Они позволяют изучать основные жизненные циклы человека: детство, юность, зрелость и т.д. Еще один «мягкий» метод - case study - обычно используется в том случае, когда объектом анализа является отдельный случай либо конкретная социальная общность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с тем выводы чаще всего имеют прикладной характер и заканчиваются конкретными рекомендациями, направленными на оптимизацию деятельности изучаемой социальной общности. Важно отметить, что с помощью этого метода часто исследуются замкнутые общности, труднодоступные для изучения другими методами. В качестве примера можно привести исследование В. Журавлевым истории жизни бомжа[7]. Метод case study обычно предполагает «погружение» социолога в исследуемый объект на длительное время, нередко с помощью использования включенного наблюдения. Именно так на протяжении ряда лет изучал производственный коллектив ленинградский (петербургский) социолог А.Н. Алексеев[8]. Он исследовал характер и содержание взаимоотношений, конфликтных ситуаций, повседневной жизни такой социальной общности, как трудовой коллектив, составив его подробнейшее описание, а затем проведя и анализ. В рамках качественного подхода к изучению социальных проблем значительный интерес представляет метод «фокус-группы», или групповой дискуссии. Она ведется модератором - исследователем поставленной проблемы, по инициативе которого собирается группа дискутирующих. Группа может быть однородной (гомогенной), включая, скажем, только студентов, случайной (покупатели в супермаркете), может формироваться по принципу охвата людей, имеющих полярные точки зрения на обсуждаемую проблему, и т.д. Оптимальный состав группы - в пределах 15 человек. Цель групповой дискуссии - выявить различил и понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений у конкретных групп людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению способов решения конкретных проблем, которые могут быть выявлены в ее ходе. Понятно в этой связи, почему метод «фокус-группы» получил особенно широкое распространение в прикладных маркетинговых исследованиях, в изучении спроса на те или иные товары, реакции покупателей на рекламу и т.д. Обычно дискуссия записывается на видеокассету (если участники не возражают против этого) и затем тщательно анализируется. 13 ходе анализа учитывается не только позиция и точка зрения участников дискуссии, но и их поведение, лексика, интонации, т.е. все то, что поможет выявить смысл, который вкладывают в свои суждения члены фокус-группы. Успех этого метода зависит в значительной степени от подготовленности модератора к ведению дискуссии, наличия у него тщательно продуманной программы обсуждения заданной темы. Ведь сам процесс дискуссии, если он будет нормально развиваться, далеко не всегда можно предсказать. Иногда его участникам захочется «уйти в сторону» от предложенной темы, поговорить о том, что интересует их больше, чем модератора. Искусство последнего и состоит в том, чтобы возвращать дискуссию в необходимое русло, не раздражая участников фокус-группы «уводом» их от интересных поворотов обсуждения. Заключая разговор о качественных стратегиях и методах социологического исследования, нужно отметить акцент в каждом из них на изучение уникальности и неповторимости конкретных личностных ситуаций, специфики жизненного мира отдельных людей. Гуманистичность качественной социологии связывается прежде всего именно с этим обстоятельством. Социолог обращается к повседневному опыту человека, его взаимодействию с другими людьми, которое выражено в словах, жестах, коммуникативных символах, высказываниях, повествовании о собственной жизни. Это дает основание социологу осмысливать и интерпретировать конкретные формы социального бытия Людей. Анализ и обобщение скрытого социального смысла тех или иных действий позволяют социологу выйти на создание мини-теорий. Вообще, следует иметь в виду, что качественные стратегии и методы применяются в рамках микросоциологии (ее иногда называют «фрагментарной» социологией), поскольку внимание исследователей концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Если в количественной социологии происходит восхождение от теорий к фактам, то в качественной - наоборот, от фактов к мини-теориям. Изучение одного или нескольких случаев, событий, биографий, историй - жизни позволяет социологу увидеть какие-то социальные смыслы человеческих действий и поступков, социального поведения людей и на ИХ базе сконструировать те или иные мини-теории. Последние не претендуют на всеобщность и универсальность, они призваны лишь объяснить и интерпретировать социальные явления, события, действия. Завершая тему, посвященную анализу методов сбора социологической информации, еще раз отметим, что каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки. Целесообразность использования того или иного метода зависит прежде всего от специфических особенностей объекта исследования. Например, изучая проблемы бездомных, вряд ли следует возлагать большие надежды на метод анкетирования, а исследуя ценностные ориентации, удовлетворенность учебой или работой, мотивацию деятельности молодежи, без анкетирования будет обойтись чрезвычайно сложно. Выбор того или иного метода зависит и от ряда других обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы и научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования. В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.
Литература 1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью М., 1993. 2. Богомолова Н.Н. Стефаненко Т.Г. Контент-анализ М., 1992. 3. Зборовский Г.Е. Общая социология М., 2004. 4. Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999. 5. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. Ред.В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990 Кн1.2. 6. Основы прикладной социологии: В2т. / под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М., 1995. 7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. [1] См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С.170. [2] Там же. [3] См.: Ольшанского В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М., 1966. Т.1. С.472. [4] См.: White W.F. Street Corner Society. Chicago, 1891. [5] См.: подробнее: Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993; Ноэль И. Массовые опросы. М, 1993; Рукавишников И.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М., 1984; Бутенко НА. Анкетным опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
[6] Семенова В.В. Качественные методы в социологии // Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.392. [7] См.: Журавлев В. История жизни бомжа // Судьбы людей. Россия XX век. М., 1996. [8] См.: Алексеев А.Н. Наблюдающее участие ситуации. Познание через действие. СПб., 1997.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |