Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода воспитания




Сочетание прямых и параллельных воспитательных воздействий.

Деятельностный подход в воспитании.

Воспитание через взаимодействие. Основной задачей воспи­тания выступает развитие личностных качеств учащегося. Про­являются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.

Воспитание через творчество. Активное включение учащихся в дея­тельность творческого характера и развитие творческих способ­ностей. Творческая деятельность выступает средством интен­сивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентиро­ваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопро­сах профессиональной деятельности.

Принципы воспитания требуют комплексного использования - не поочередно, не поэтапно, не изо­лированно, а одновременного и фронтального их применения.

Принципы воспитания не быва­ют главными и второстепенными — они все важны.

Принципы воспитания — это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога.

 

 

В Энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. От­сюда, метод воспитания - это «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:

- «воздействовать» на ребенка, взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного изменения в поведении подопечного;

- «противодействовать» т. е. искоренять что-то дурное в ре­бенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;

- «содействовать», значит помогать;

- «взаимодействовать» т. е. сотрудничать, действовать одно­временно с ребенком.

Во всех случаях действие воспитателя будет организовано разными способами. Почему? Потому, что цель – вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода. Цель воспитания – это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Но этого не­достаточно. Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием деятельности детей: игра потребует одних методов, разговор по душам - других, приобщение к книге - третьих. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. Сегодня формируются новые направления воспитательной работы: гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

И это еще не все. Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания - явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании, это инструментарий материальной и духовной культуры. К ним относятся: знаковые системы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности. По существу, средства воспитания - это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.

Некоторые средства всегда «под рукой», например, слово, Поэтому большая часть методов воспитания словесные (вербальные). Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем, природа.

Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), т.е. от влияния на ребёнка социальной среды и его отно­шения к этим влияниям. Поэтому есть методы, которые невоз­можно применить в воспитании дошкольников и младших школьников, а есть такие, которые уже не нужны воспитателю старшеклассника.

Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессионалъными качествами самого воспитателя.

Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это – составная часть метода, один из его «кирпичиков». Методичесикй прием – это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Например, беседа с дошкольниками, которая длится всего 10-15 мин., строится как целая система приемов: нужен прием яркого начала беседы, чтобы дети заинтересовались темой, приемы обращения к их жизненному опыту, чтобы включились в разговор, начали высказываться и соотносить свои представле­ния с мнениями товарищей, нужны приемы удержания и пере­ключения внимания, прием завершения разговора.

Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметьразную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного действия. Формы складываютсяя в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического, трудового, духовного, гражданского и др. воспитания) и от количества участников (групповые, массовые, индивидуальные и др.).

О классификации методов воспитания

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упоря­дочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания.

Следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограни­чения каждого метода. Приступая к воспитанию детей на прак­тике, выстраивать свою систему методов. В современной педагогической науке существует несколько классификаций, мы представим следующую:

Первая группа - методы формирования социального опыта детей (индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллек­тивное (идущее от коллектива, сообщества), метод упражнений, поручения (индивидуальные, групповые, коллек­тивные, постоянные и временные), метод примера, ситуации свободного выбора (естественные и искусственные).

Эти методы служит накопле­нию детьми социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, за счет социализации, т.е. в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в самостоятельном и часто случайном выборе книг, телепередач, фильмов, игр и развлечений. Воспитание же призвано упорядочить, насколько возможно, влияние внешних факторов социализации и создать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка.

Вторая группа - методы осмысления детьми своего социально­го опыта, мотивации деятельности и поведения (рассказ, лекция, беседа, дискуссия).

Общей особенностью методов этой группы является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспита­тельное средство особенно точно может быть обращено к созна­нию ребенка, вызвать его размышления и переживания.

Третья группа - методы самоопределения личности ребенка (рефлексия, методы самовоспитания). Перед воспитанием стоит задача - помочь ребенку стать субъектом деятельности общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания. Когда начинается действие ребенка как субъ­екта собственного развития? Со времен глубокой древности у разных народов и в разных религиях выделялся рубеж - конец пер­вого семилетия жизни. В этом возрасте проходили первые ини­циации, смена табу, традиционные церемонии, выражавшие пере­ход от детской невинности и безответственности к началу социаль­ной взрослости и ответственности.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции дей­ствий и отношений детей в воспитательном процессе (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе накопления социального опыта, самоопределения личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя. Специальные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изме­нить линии поведения, поверить в свои силы и возможности, в ценность своей личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.