КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система дидактических принципов
Общая характеристика принципов и правил обучения Дидактические принципы – это основные идеи, положения, определяющие содержание, методы, средства, формы обучения. Принципы обучения предопределяются целями воспитания в целом и имеют исторический характер. Характеризуют способы использования законов и закономерностей в процессе обучения. Принципы обучения не содержат непосредственных указаний для практической деятельности преподавателя, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Выделяют следующие дидактические принципы: - сознательности и активности; - наглядности; - систематичности и последовательности; - прочности; - научности; - доступности; - связи теории с практикой. Принцип наглядности Наглядный – совершенно очевидный из непосредственного наблюдения, основанный на показе. Я. А. Коменский дал принципу наглядности четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам». Закономерное обоснование данного принципа получено недавно и связано с тем, что разные органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям: органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и почти в 13 раз больше чем тактильные органы. Принцип систематичности и последовательности Систематичность – следование определенной системе. Это временное, пространственное и логическое упорядочение материала.
Последовательность – логически обоснованное, закономерное вытекание последующего из предыдущего. Систематичность и последовательность проявляется в установлении связей между темами и разделами предметов, между отдельными предметами, в общих организационных приемах и методах работы преподавателей, в работе самих учащихся и др. Принцип прочности Прочный — надежный, не подверженный переменам, постоянный. Принцип прочности предполагает, что знания должны становиться достоянием обучаемых и могут быть всегда воспроизведены и использованы как в учебных, так и практических целях. Принцип доступности Доступный — легкий для понимания. Доступность - посильные трудности. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу, т.е. объему накопленных знаний, умений, способов мышления. Принцип научности Научный - основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Применительно к процессу обучения принцип научности означает соответствие изложения знаний той их интерпретации, которая дается современной наукой, и постепенное приобщение учащихся к методам науки. Принцип связи теории с практикой Основой данного принципа является положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни практика – первая и основная точка зрения познания.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |