КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структурные элементы
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения
Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят. - постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); - каждый урок посвящен только одному предмету; - постоянное место и продолжительность занятий; - стабильное расписание занятий. Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества: - усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно; - возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности; - облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны; - присутствует строгая организационная структура; - экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; - создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности; - воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуальной работы с отдельным учащимся. Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность: - необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
- ориентация на «среднего» ученика; - невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности; - затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала. При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе. Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе. В конце XVIII — начале XIX столетия с ростом капиталистического производства ощущалась потребность в массовом обучении. Шел поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. В результате возникли такие системы обучения, как Белл-Ланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Маннгеймская система, Батовская система и др.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Общие требования к современному уроку:
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; использование новейших достижений науки, передового педагогического опыта; - реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил; - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей; - установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; - связь с ранее изученными знаниями и сформированными умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; - мотивация и активизация развития всех сфер личности; - логичность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; - эффективность использования педагогических средств; - связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; - формирование практически необходимых знаний, навыков, умений, рациональных приемов мышления и деятельности; - формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний; - тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку концентрируются в обучающих (дидактических), воспитательных, развивающих целях (задачах).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |