КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды государственных органов
Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты равноправны. Однако это равноправие является только провозглашенным, так как не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политической практикой. Республики, по сравнению с другими субъектами РФ, имеют привилегированное положение. Статья 5 Конституции РФ называет республики государствами, предоставляет им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Уставы краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов принимаются законодательными органами. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено, т. е. они могут быть приняты и на референдуме республики. Согласно ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. К элементам конституционно-правового статуса республики также относят: наличие республиканского законодательства; самостоятельную систему органов государственной власти; территорию, границы которой невозможно изменить без согласия республики; официальные государственные символы. К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа относят: наличие устава и законодательства, самостоятельно устанавливаемой в соответствии с общими принципами РФ системы органов государственной власти, территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта.
Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуги. Особенностью конституционно-правового статуса автономных образований в составе РФ является то, что Конституция допускает принятие федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть инициирован (представлен) только законодательным органом субъекта. Существенной особенностью также является то, что автономии (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) входят в состав края или области. Например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами – это разделение круга вопросов, которые решает государство (круг государственных функций), на вопросы, по которым решения вправе принимать только на уровне федерации; вопросы, по которым решения принимаются федерацией и субъектами совместно, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты федерации самостоятельно. К исключительному ведению Российской Федерации относится:
3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; 5. формирование федеральных органов государственной власти; 6. федеральная государственная собственность; 7. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской федерации; 8. установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы; 9. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; 10. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, связь, пути сообщения; деятельность в космосе; 11. внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; 12. внешнеэкономические отношения Российской Федерации; 13. оборона и безопасность; производство ядовитых, наркотических средств; 14. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства; 15. судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; 16. федеральное коллизионное право; 17. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; 18. государственные награды и почетные звания РФ; 19. федеральная государственная служба. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: 1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам;
2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; 3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 4. разграничение государственной собственности; 5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; 6. общие вопросы воспитания, образования, здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, социальное обеспечение; 7. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; 8. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; 9. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; 10. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; 11. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; 12. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 13. координация межгосударственных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров. Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Тема 8. Система государственных органов в Российской Федерации 1. Понятие и виды государственных органов 2. Конституционный статус Президента Российской Федерации 3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ 4. Законодательный процесс 5. Система федеральной исполнительной власти 6. Судебная система Российской Федерации 7. Организация местного самоуправления
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Государственный орган — это обособленная часть политического общества, предназначенная для осуществления строго определенных законом функций и наделенная необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью. Органы государственной власти классифицируются по следующим признакам: 1. По способу формирования – избираемые и назначаемые; избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок; назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов; при назначении выдвигаются требования более жесткие, чем при выборах; срок пребывания у власти назначаемых лиц может быть не ограничен. 2. По составу - единоличные и коллегиальные органы; единоличный орган принимает решения путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный — большинством голосов. Таким образом, дело не в количестве граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента РФ больше аппарата Правительства РФ), а в способе принятия решений. При единоличном органе могут существовать различные коллегиальные совещательные структуры, но даже если они вырабатывают проект какого-либо решения, то он носит рекомендательный характер; окончательное решение остается за единоличным органом. 3. По территории все органы делятся на федеральные, органы субъектов Федерации и местные; соответственно определяется и действие юридической силы принимаемых ими решений: федеральных, региональных, местных. Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную. Президент страны. Является главой государства и гарантом Конституции, представителем страны за рубежом. Как гарант Конституции Президент вправе требовать от всех органов государственной власти соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент — выборный, единоличный, центральный орган государственной власти. Объем полномочий Президента неодинаков в разных странах. Законодательная власть. Ее цель — издание законов. Это парламент страны. Выборный, коллегиальный орган. Здесь наиболее широко представлены интересы большинства граждан демократического государства. Парламент является представительным органом, так как представляет через выборных депутатов интересы народа. Особенность законодательной ветви власти состоит в том, что среди входящих в нее органов нет властной иерархии и системы административного подчинения, так как каждый представительный орган действует от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции. Связь с избирателями не позволяет любому представительному органу вмешиваться в компетенцию иного представительного органа. Исполнительная власть. Ее основная задача исполнять те законы, которые приняты законодательной ветвью власти. Деятельность исполнительной власти заключается в фактической реализации положений принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме. Перед этими органами стоит задача дойти до каждого гражданина, участника правовых отношений. Поэтому в системе органов исполнительной власти требуется создание единой вертикали административного подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Исполнительная власть призвана обеспечить повседневное управление государственными делами на высоком профессиональном уровне и исполнение законов. Судебная власть. Ее положение в системе разделения властей очень своеобразно. Органы судебной власти выступают противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно они защищают человека от произвола первых двух ветвей власти, разрешают споры между их органами. Самое главное — именно судебные органы устанавливают истину с юридических позиций. После этого в ряде случаев следует процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных, отмена незаконных решений и т. д. Единство и разделение властей. Под разделением властей, подразумевает не их противостояние, а их совокупность, взаимообусловленность, поскольку все ветви выполняют общую функцию — защищают и гарантируют права человека, обеспечивают их реализацию. В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К их числу на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |