Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неограмматическое направление: Казанская, Московская, Женевская школы

Возникновение этого направления связано с переменами в общественной, научной жизни на рубеже 19-20 веков, прежде всего – наблюдалось противоречие между тем, что было сделано в области компаративистики и очень небольшими результатами, полученными при изучении живых языков. Изменился вектор интереса ученых: литературная норма, принципы её кодификации, языковая политика, изучение языков в многонациональных государствах итд.

Московская и Казанская школы тяготели к психологическому пониманию языковых явлений, Женевская – к социологическому. Что их объединяет:

1. Все школы занимались изучением грамматики.

2. Все они признавали социальный характер языка.

3. Своим предметом они считали не столько историю языка, сколько его структуру.

4. На первом плане у них было учение о языковой форме, формальные отношения.

5. Изучали язык как статичное явление и уточнили классификацию лингвистических дисциплин.

Казанская лингвистическая школа (КЛШ)

1875-1883гг ряд ученых работали в Казанском университете под руководством Бодуэна де Куртене. С ним: Крушевский, Богородицкий, Булич. После переезда Бодуэна в СПб: Щерба, Ларин, которые составили костяк Петербургской лингвистической школы.

Основной книги нет. «Лингвистические заметки и афоризмы», 1903г. Бодуэна.

Крушевский: «Очерк науки о языке», 1883г. «Очерки по языковедению», 1891-93.

Богородицкий: «Лекции по общему языковедению».

Занимались фонетикой и морфологией, учение о статике и динамике языка, о языковом знаке и языковой структуре, настаивали на разграничении букв и звуков, создали учение о фонеме и заложили основы фонологии, изучение живых языков во всем многообразии их проявлений, жаргонном, диалектном, литературном. => становление диалектологии и социолингвистики, усовершенствовали терминологию языкознания, уточнили и ввели новые термины (фонема, морфема, графема, лексема, морфологизация, семасиологизация).

Иван Александрович (Ян Игнатий Мецеслав) Бодуэн де Куртене (1845-1929)

Был потомок французских дворян, которые жили в Польше с 18 века. Учился в Варшавском университете, занимался физиологией звуков, литовским, славянскими языками, собирает материалы по истории польского. С 1866 года находится в заграничных командировках. В Йенском университете слушает Шлейхера, в Берлине изучает санскрит итд. В 1868 году едет в Петербургский университет, где готовил магистерскую диссертацию «О древнепольском языке до 14 столетия». Защищена 1870м, опубликована в Лейпциге. В Петербургский не взяли работать, поэтому поехал в Италию и Австровенгрию, 1872-75. Например, в Милане познакомился с лингвистом Асколи, в Лейпциге – с Германом Паулем. Основное время он проводит на северо-востоке Италии, изучая словенские говоры, а именно: он живет в долине Резья – резьянские говоры. «Опыт фонетики резьянских говоров», 1875г. Новым была проблема этой диссертации, и предмет – живые говоры, а не письменные памятники. Речь в ее статическом виде, и подчеркивал различие между звуками и буквами. С 1875 года наконец взяли в университет работать:

1. Казанский (1875-83) фонетика, физиология звуков, морфология, сравнительная типология языков

2. Дерптский (Юрьевский) (1883-93) учит редкие латышский, эстонский, арабский, армянский.

3. Краковский (1894-1900) читает курсы антропофоники, сравнительная грамматика балтийских и германских языков, спецсеминар по Ригведе, переписывается Фердинандом де Соссюром, Антуаном Мейе.

4. Петербургский (1901-1918) фонетика и грамматика, лексикология, лексикография (редактор словаря Даля + несколько десятков тысяч слов).

«Национальный и территориальный признак в автономии», 1903г., где выступает в защиту угнетенных народностей, «инородцев». Посадили в тюрьму на два года – в Кресты. Освободили через 3 месяца. Уехал, когда Польша получила независимость.

5. Варшавский (1918-29)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ну где же прародина индоевропейцев? | Категория залога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.