Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная регуляция поведения

1. Институциализированные и неинституциализированные социальные нормы.

2. Основные формы регулирования социальных действий.

3. Понятие этноцентризма и культурошока.

 

1. Институциализир о ванные и неинституциализированные социальные нормы. Поэтическое выражение "обычай – деспот меж людей" очень точно отражает значение норм и правил поведения в обществе. Эти нормы и правила делятся на две большие группы: институциализированные (институциональные) и неинституциализированные (неинституциональные). Первую группу образуют те нормы, которые официально одобрены какими-либо социальными институтами. Они проявляются в таких сферах как политика, экономика, образование и др. Эти нормы поддерживаются силой закона или служебными инструкциями. Вторую группу образуют социальные нормы, которые существуют неформально и люди стараются им следовать, потому что "так принято в обществе".

Социальная норма, как главный регулятор поведения людей в обществе, включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

- определенный набор правил поведения в данной ситуации;

- типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или группе, действующей в определенной ситуации.

Две указанные особенности социальных норм неразрывно связаны с третьей характерной особенностью: основу механизма действия социальных норм образуют экспектации, т.е. ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека. Индивид усваивает социальные нормы в процессе социального взаимодействия с другими людьми: в ходе воспитания, обучения, усвоение различных профессиональных обязанностей, требований. Усвоение человеком социальных норм составляет необходимую сторону овладения им различными социальными ролями, т.е. различными типами социально полезных действий. Поэтому выполнение любой социальной роли происходит в соответствии с нормативными требованиями или особыми правилами поведения.

Присущий социальной норме эталонный характер, схематизм, и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия различных лиц. Поэтому одной из важных функций социальных норм является исключение психологической случайности, неконтролируемых ситуаций из жизни общества. Наличие предсказательной функции у социальных норм значительно облегчает нашу повседневную жизнь, особенно на производстве, в официальных учреждениях, организациях.

Следует отметить, социальные нормы не возникают сразу в той или иной ситуации, а своими корнями уходят в глубь культуры и истории.

2. Основные формы регулирования социальных действий. Традиция – это понятие наиболее широкое содержанию и смыслу, представляет собой один из важных механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм.

В доиндустриальных обществах, особенно примитивного типа, традиции господствовали во всех сферах жизни и играли чрезвычайно важную роль. Они являлись формой коллективной адаптации общины к среде. Разрушение традиций могло привести к вымиранию племени. Традиция, как правило, подразумевает необходимость обращения к прошлому опыту, стремится его сохранить и закрепить, т.е. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. Традиции опираются на религиозные заповеди, ритуалы, обычаи и др.

Обычай иногда употребляется как синоним традиции, хотя фактически он выступает одним из главных инструментов ее реализации. Обычай подразумевает неуклонное следование определенной норме, стереотипу поведения, которое поддерживается господствующей религиозной традицией. Обычаи играли исключительно важную роль в жизни первобытных народов. Буквально все стороны жизни первобытного человека от рождения до похорон регулировались обычаями и тесно связанными с ними ритуалами, обрядами, культовыми действиями.

В примитивном доиндустриальном обществе обычаи и традиции являлись основными регуляторами человеческого поведения. Способ человеческой деятельности и его регулирующая норма фактически сливались. Эта слитность нормы и деятельности объяснялась относительной простотой общества, неразвитостью разделения труда, господством религиозного сознания. Однако в современную эпоху роль традиций, обычаев, ритуалов, обрядов и других традиционных способов регуляции целиком не исчезает из жизни общества. В значительной мере перечисленные способы регуляции перемещаются в сферу повседневной, внепроизводственной деятельности, образуя неинституциональный механизм регуляции поведения человека. Заметим, что действие формальных, опирающихся на право и закон социальных норм, будет эффективным только в том случае, если они согласуются с неформальными социальными нормами, которые коренятся в самой культуре.

По мере развития и усложнения общества происходит ослабление традиционного типа управления поведением, его место замещают современные, более гибкие способы управления деятельностью, обеспечивающие ускоренный прогресс общества и представляющие индивиду больше свободы для реализации своего творческого потенциала. Современные нормы уже не обладают по отношению к индивиду обязательной принудительной силой. Современные неинституциональные нормы поведения весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум взаимосвязанным областям: первую образуют обычаи (включая моду) и привычки вторую – общественные нравы, которые еще называют общественной моралью или этическими нормами. Сфера обычаев это наша повседневная жизнь, присущие ей общепринятые образцы поведения, следование которым рассматривается как правильная, корректная форма поведения. Сюда относятся стереотипные формы поведения в быту, гражданские праздники и обряды. Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Она выступает как образец массового поведения, который периодически заменяется новым. Ее влияние в современном обществе не ограничивается стилем одежды, а имеет более широкие масштабы, охватывая литературу, искусство, техническое производство и т.д. С модой тесно связано понятие престижного потребления, когда люди покупают дорогие модные вещи не по причине их полезности, утилитарности, а для того, чтобы продемонстрировать свое социальное положение. Это происходит потому, что современное общество отличается высокой социальной мобильностью и в течение жизни человек может не раз поменять свой статус, как на более высокий, так и на более низкий. В результате символическая экипировка социального положения приобретает огромную значимость: люди демонстрируют его миру, используя различные символы, такие как материальные объекты, манеры себя вести, вкусы, речь, принадлежность к различного рода общественным объединениям. Это явление социологи называют статусным символизмом.

Общественные нравы это распространенные в обществе стереотипы массового поведения, часто называемые этическими нормами. Выполнение человеком соответствующих норм воспринимается как морально верное, справедливое, естественное. Общественные нравы определяют, какой тип поведения можно считать хорошим, а какой плохим. Нарушение общественных нравов влечет за собой более строгие санкции, чем это бывает в случае нарушения обычаев. В некоторых случаях такое нарушение может повлечь санкции, институцианализированных социальных норм. Нередко бывает и так, что общественные нравы отдельных групп и общностей в силу различных причин имеют антиправовую, антиобщественную направленность.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применяемые ко всем членам общества без исключения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп. Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовую, законодательную основу. В доиндустриальных обществах, где безраздельно господствовала религиозная мораль, а общественное разделение труда было в самом зачатке, универсальные нормы господствовали, тогда как в современном обществе, где в силу общественного разделения труда выделяется множество профессиональных групп, имеются специальные нормы поведения, свой собственный моральный кодекс. Сложность и многослойность современного общества порождают различные по своим интересам и потребностям социальные группы, каждая из которых имеет свои ценности, нормы, обычаи, правила – все то, что принято называть субкультурой группы.

3. Понятие этноцентризма и культурошока. Тот факт, что человек рождается в определенной группе, обладающей специфической культурой, и в процессе воспитания и образования усваивает ее обычаи, привычки, нормы поведения и,как правило, не знаком с культурными стандартами других обществ, служит основой этноцентризма.

Наиболее ощутимы проявления этноцентризма в бытовой сфере, связанной с повседневной жизнедеятельностью людей различных культур. Воспитанные на традициях, ценностях собственной культуры, люди с недоумением и даже пренебрежением относятся к тому, как одеваются, питаются, общаются между собой представители других народов. Свои собственные обычаи, привычки, принимаются как естественные и нормальные, тогда как обычаи других стран воспринимаются как неестественные или примитивные.

В условиях нормального развития общества этноцентризм почти не заметен и в проявлении этнических стереотипов нет ничего плохого и вредного. Но стоит нарушить социально-политическую стабильность, ослабить роль государства и других социальных институтов, как этноцентризм начинает резко проявлять себя, превращаясь в разрушительную силу, порождающую национализм, шовинизм, агрессию против других народов.

Антропологи используют также понятие "культурошок", когда описывают столкновение индивида с незнакомой ему культурой. Яркий пример такого шока приведен в фильме Никиты Михалкова "Урга". Главный герой его фильма работает в Монголии шофером в степи, выйдя из машины, он находит непогребенное тело и в ужасе бежит от этого места. Когда он, наконец, находит людей, то молодой монгол объясняет ему, что там лежит его дядя, что его птицы хорошо клюют, что, наверное, он "скоро богом будет".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10 | Резюмируя значение ролевой теории, можно сказать, что общество заставляет человека играть определенные социальные роли и изменяться в соответствии с этими ролями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.