Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр США

Историческим рубежом Америки явилась война за независимость (1775-1783). Она привела к образованию самостоятельного государства – Соединенных Штатов Америки.

После гражданской войны в США появились две буржуазные партии – республиканцы и демократы. И те, и другие представляют интересы крупных собственников, в подчинении у которых и государственный аппарат.

США понадобилось почти 100 лет, чтобы создать свою театральную культуру. В XIX веке американская драма и театр делали первые робкие шаги. В 30-е годы XIX века появляются романтические пьесы. Наиболее значительны – «Гладиатор» Р. Берда и «Метамора» Дж. Стоуна (о трагической судьбе индейцев). Во второй половине XIX в. появляются первые единичные реалистические произведения. Наиболее значительным драматургом этого периода был Джеймс Херн (1839-1901). Его лучшая драма – «Ферма у моря», написанная под влиянием Г. Ибсена и Л. Толстого.

Б о льших достижений американский театр добился в области актерского искусства. Это актер-романтик Эдвин Форест, актеры реалистического направления – Джозеф Джефферсон и Эдвин Бутс, а также великий негритянский актер-трагик Айра Олдридж (1805-1867), который вынужден был стать гастролером и получил признание в Европе как один из лучших шекспировских актеров мира.

В самом начале ХХ века в США была создана система коммерческих театров, и театральное дело стало одним из видов бизнеса. Коммерческие театры Бродвея обслуживают буржуазного зрителя развлекательными спектаклями и приносят немалый доход.

 

Среди создателей американской национальной драмы одно из первых мест занимает Юджин О’Нил (1888-1953), отразивший в своем творчестве различные художественные направления развития американской драматургии.

Ранняя пьеса «К востоку, на Кардифф» (1916) о тяжелом труде моряков была поставлена в нью-йоркском театре «Провинстаун» и имела успех. Это и определило дальнейшую судьбу О’Нила.

В пьесе «Анна Кристи» (1922) проявилось профессиональное мастерство писателя. В том же 1922 г. появляется его драма «Косматая обезьяна». Это одна из первых социальных драм в американской драматургии. Это видно уже из первого акта, в сцене кочегарки океанского парохода: кочегары движутся как тени, подбрасывая уголь в топку тяжелыми лопатами. Тяжкий труд превратил их в полуживотных. Самый сильный из них – Янк. Его прозвище – косматая обезьяна.

В 30-е годы О’Нил испытывает идейно-творческий кризис. Пьесы этого периода пронизаны пессимистическим мироощущением. Это отразилось в пьесе «Любовь под вязами» (1926), наиболее полно эти мотивы выражены в драме «Человек льда грядет» (1938). Пьеса «Долгое путешествие в ночь» (1940) носит автобиографический характер: гнетущая атмосфера в семье, полная разобщенность.

В 1936 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

Его драматургия заинтересовала А.Я. Таирова, поставившего на сцене руководимого им Камерного театра триптих: «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» и «Негр».

В творчестве О’Нила ярко сказались противоречия эпохи и метания художника, не удовлетворенного реальностью, находившегося в плену трагического мироощущения.

Клиффорд Одетс (1906-1963) продолжил линию социальной драмы, начатую Ю. О’Нилом. Творческий путь он начал с актерской деятельности в театре «Груп». Хорошо зная законы сцены, он создал лучшие пьесы для этого театра при поддержке режиссера Гарольда Клермана.

Первая пьеса Одетса – «В ожидании Лефти» (1934) – посвящена стачке шоферов, написана в публицистической манере, без глубокой характеристики образов, с прямолинейным построением действия.

Но уже в следующем произведении – «Проснись и пой» (1935) – Одетс, изображая бесцветную, безрадостную жизнь мещанской семьи, пользуется тонкими психологическими приемами.

«Золотой мальчик» (1937) – драма, выделяющаяся богатством тематических линий, жизненностью образов, достоверностью и тонким психологизмом. Талантливый молодой скрипач Джо Бонапарте с наполеоновским честолюбием мечтает победить «весь этот проклятый мир». Случай помогает ему. В спортивном клубе, занимаясь боксом, он обнаружил необычайную ловкость и уверенность. Однажды он сломал руку своему партнеру, который вечером должен выступать на ринге. Антрепренер Мооди заменяет боксера-профессионала мальчиком Джо, и тот обретает славу и деньги. Деньги – двигатель жизни. Джо бросил скрипку. Он теперь в цепких лапах Мооди, для которого все взаимоотношения с людьми определяются коммерческими соображениями.

Но одновременно с темой денежного ажиотажа проходит и тема любви к искусству. Отец Джо дарит своему сыну в день рождения «золотой подарок» – скрипку. Он мечтал, чтобы сын стал скрипачом, и глубоко переживает его измену любимому делу.

Драма заканчивается трагически: Джо на ринге убил противника. Его никто не обвиняет, но он не может себе этого простить. Он садится в машину, мчится на огромной скорости и разбивается насмерть.

После этой пьесы творчество Одетса пошло на спад. Когда закрылся театр «Груп», он стал писать сценарии для голливудских фильмов и произведения для театров Бродвея, которые требовали «хорошо скроенную пьесу».

Лилиан Хелман близка по творческой манере Одетсу. Она начала писать пьесы в 30-е годы. Наибольшую известность имеет остро социальная драма «Лисички». Основной конфликт разыгрывается между Горацием, его женой Реджиной и ее братьями Беном и Оскаром, которые решили вступить в коммерческое предприятие, для чего Реджина должна внести 75 000 долларов. Но это деньги принадлежат ее больному мужу Горацию. Гораций лечится в больнице в Балтиморе. Его срочно вызывают из больницы. Участие в деле сулит миллионы. Последняя ссора Реджины с Горацием ярко показывает, как жажда наживы уничтожает все человеческое: Гораций умирает в результате этой ссоры.

Среди других пьес выделяется драма «Порыв ветра» (1944), в которой критика моральных устоев буржуазного общества сочетается с политической антифашистской темой.

Теннесси Уильямс (р. 1914 г., настоящее имя Томас Ланиер) – его творчество отражает противоречия в развитии современной культуры США. Тема безысходной тоски по чистоте и справедливости, неверие в их достижимость – характерные черты его пьес. С одной стороны – почти сентиментальная нежность к обездоленным и беззащитным, с другой – утверждение власти чувственности, зоологического начала в человеке. С одной стороны, драматург проявляет почти натуралистическую зоркость, с другой – социальную слепоту. В пьесе «Стеклянный зверинец» (1944) разрабатывается тема беззащитности чистых натур, неизбежность гибели добра и красоты в современном мире. После пьесы «Трамвай, именуемый “Желание”» (1947) за драматургом упрочилась репутация «авангардиста», в пьесе «Лето и дым» (1948) он показывает противоречия между физической и духовной жизнью человека. В драме «Татуированная роза» (1950) звучат ноты социального протеста. В пьесах «Кошка на раскаленной крыше» (1955) и «Орфей спускается в ад» (1957) обличается грубость и дикость нравов жизни южноамериканской провинции, разлагающая власть денег. В драме «Ночь игуаны» (1962) и особенно в пьесе «Не надо благостных слов» (1963) усиливаются религиозные мотивы, выдвигается тема грядущего искупления человечества за пороки цивилизации.

Сложные противоречия мироощущения Теннесси Уильямса определяют эклектичность его художественного метода. Он выдвигает теорию «пластического театра», по которой символы становятся естественным языком драмы, текст пьес является лишь «формулой существования спектакля».

Уильям Сароян (р. в 1908 г.) начал писать пьесы, будучи уже известным писателем. Его драматургия необычна как по форме, так и по содержанию. В ней нет привычных коллизий и героев. Он пытается, как сам писал, «раскрыть великую и бесконечную драму в самых обыденных события, людях, обстановке». Его герои – бедные, отверженные люди, но даже на дне жизни они остаются прекрасными, добрыми. Сароян показывает несправедливости жизни, но не пытается вскрыть корни этой несправедливости. Его пьесы проникнуты лиризмом, поэзией, теплотой. Наиболее известные пьесы Сарояна – «В горах мое сердце» и «Дни нашей жизни» (1939), «Старая песня любви» (1940), «Говорю вам» и «Эй, кто-нибудь!» (1942) и др. Большинство пьес не ставилось на Бродвее, поэтому успеха не имели, но зато успешно ставились в «малых» и университетских театрах. В нашей стране хорошо известны пьесы «В горах мое сердце» и «Эй, кто-нибудь!»

Крупным драматургом 1940-х – 1970-х гг. является Артур Миллер. Проблематика его пьес всегда связана с большими и острыми общественными вопросами, которые не оставляют равнодушными ни единомышленников автора, ни его противников. Его пьесы возрождают традиции содержательной, проблемной, социально звучащей драматургии, традиции, которые связывают с именами Ибсена, Шоу, Чехова. Его пьесы «Смерть коммивояжера», «Все мои сыновья», «Вид с моста», «После грехопадения» хорошо известны и нашему зрителю.

Пьеса «Все мои сыновья» – семейная драма. Но большие общественные вопросы звучат в ней с начала и до конца, преломляясь сквозь личные отношения и сложные психологические ситуации. Сын преуспевающего бизнесмена Джо Келлера летчик Ларри Келлер пропал без вести на войне. Вся семья уверена в его гибели, и только мать терпеливо ожидает его возвращения (костюмы сына выглажены, ботинки вычищены). Второй сын Джо Келлера, Крис любит невесту своего брата Энн и терзается оттого, что, женившись на Энн, он лишит мать надежды на то, что Ларри жив. Но тревога выходит за рамки семейных осложнений. Мы узнаем, что Джо Келлер – владелец заводов, работавших в военное время на авиацию, и его помощник, старый товарищ, отец Энн, – были посажены в тюрьму за то, что продали авиации бракованные детали и что несколько самолетов вместе с летчиками погибли. Но Джо Келлер сумел оправдаться (по-видимому, за взятку), а отец Энн продолжал (и продолжает) сидеть в тюрьме. И вопрос о возможной гибели Ларри становится вопросом о вине его отца.

Появляется брат Энн Джордж, который хочет забрать ее из этого дома и помешать ее браку с Крисом. Он, вернувшись с фронта «прозревшим», испытывает горькое разочарование в том «образе жизни», который выдается за образец. Он выступает здесь как обличитель, и это вызывает смятение в душе Криса: его «право на благополучие» куплено пролитой кровью американских юношей. И Крис начинает убеждаться в том, что его отец ради наживы заведомо обрек летчиков на гибель и приходит к пониманию закономерности той ситуации, которая разбивает его счастье.

А когда отец признается, что, боясь разориться, он поставил бракованные детали, Крис испытывает стыд за отца и обвиняет его и всю эту «страну остервенелых псов». Он покидает дом отца.

Напряженность ситуации усиливается, когда Энн показывает письмо от Ларри, которое она, жалея мать Ларри, скрывала и из которого явствует, что Ларри, не вынесший стыда за отца (он узнал из газет о его судебном деле), решил покончить с собой. И он обвиняет отца, наживавшего «грязные деньги» и утратившего человеческое достоинство и совесть.

Но неверно было бы думать, что Миллер выносит приговор своему обществу. Нет. Он показывает разные стороны столкновения совести с денежной стороной войны.

Творчество Миллера характеризуется зоркостью художественного видения, гуманистическим пафосом, гражданственностью, стремлением противостоять тенденциям модернистского «антитеатра». Пьесы Миллера обладают высокими художественными достоинствами, правдивостью, глубиной раскрытия внутреннего мира действующих лиц. Многие пьесы Миллера с успехом шли в театрах нашей страны.

 

Эдвард Олби (р. в 1928 г) первую пьесу «История в зверинце» (или «Случай в зоопарке») написал в 1959 г. Пьеса вошла в репертуар многих зарубежных театров, затем ставилась во внебродвейских театрах в Нью-Йорке. В пьесах Олби отражается борьба традиций социальной и модернистской драм, в них сказывается влияние театра абсурда. В пьесах Олби затрагиваются социальные и моральные проблемы, они рассказывают о трагедии одиночества человека («Случай в зоопарке»), обличают расовую ненависть и изуверство («Смерть Бесси Смит», 1961), подвергают злому осмеянию жестокость, самодовольство, бессодержательность жизни средней американской семьи («Американская мечта», 1961). Первая многоактная пьеса Олби – «Кто боится Вирджинии Вульф» (1962). В ней наиболее заметно сказалось влияние модернизма. Здесь говорится о духовной деградации человека в современной Америке, и Олби прибегает к показу болезненной патологии этой деградации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итальянский театр | Отечественный театр в ХХ в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.