КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция. В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция
В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция. Конкуренция — соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие результаты торговли и рынки сбыта. Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения и уравновешивает рыночную цену. Она находится в прямой зависимости от числа рыночных агентов: чем их больше, тем трудней отдельным продавцам и покупателям влиять на цену. Конкуренция носит не только ценовой, когда покупатель привлекается более низкой ценой, но и неценовой характер, при котором она разворачивается на фоне гарантий, сервиса, повышения качества товаров, маркетинговых услуг. Конкуренция может проявляться в двух видах: — совершенной конкуренции — системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования; — несовершенной конкуренции, при которой эти условия не соблюдаются. Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция — это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров па рынке. Она предполагает, что: — никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рынке очень велико и, как следствие, доли каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала; — на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому; — обмен осуществляется стандартизированными товарами, исключающими предпочтения как для покупателей, так и для продавцов; — информация доступна всем и равной мере; — покупатели и продавцы недуг себя рационально. Экономическая теория, в целях упрощения анализа, часто рассматривает сначала рынок совершенной конкуренции, а в дальнейшем, сделав теоретические выводы, корректирует их на условия несовершенной конкуренции.
Разновидности несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Поэтому она имеет следующие формы: Несовершенная конкуренция Монополия - Монопсония - Билатеральная монополия Олигополия - Олигопсония - Дуополия Монополистическая конкуренция (полиполия) Монополия — форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролирует один продавец. Такая ситуация возможна при соблюдении следующих условий: а) у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его приобретать; б) доступ на рынок для других продавцов закрыт посредством финансовых, юридических, технических и др. преград. Если монополизм возникает на стороне покупателя, то такую разновидность монополии называют монопсонией. В случае, когда монополист встречается на рынке с монопсонистом, возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия. Олигополия — форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролируют несколько продавцов. Олигополию можно оценить как монополию с небольшой добавкой конкуренции между продавцами. Если на рынке существуют только два конкурента-продавца, то такую структуру называют дуополией. В случае, когда олигополия возникает на стороне покупателя, она называется олигопсонией. Монополистическая конкуренция — форма несовершенной конкуренции, при которой множество продавцов продают товар одного вида, но различающийся по своим свойствам. Монополистическую конкуренцию можно оценить как конкуренцию с небольшой добавкой монополии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |