Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция




В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит конкуренция. Конкуренция — сопер­ничество между участниками рыночной экономики за луч­шие результаты торговли и рынки сбыта.

Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения и уравновешивает рыночную цену. Она нахо­дится в прямой зависимости от числа рыночных агентов: чем их больше, тем трудней отдельным продавцам и поку­пателям влиять на цену.

Конкуренция носит не только ценовой, когда покупа­тель привлекается более низкой ценой, но и неценовой ха­рактер, при котором она разворачивается на фоне гаран­тий, сервиса, повышения качества товаров, маркетинговых услуг.

Конкуренция может проявляться в двух видах:

— совершенной конкуренции — системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования;

— несовершенной конкуренции, при которой эти усло­вия не соблюдаются.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Со­вершенная конкуренция — это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров па рынке. Она предпола­гает, что:

— никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рын­ке очень велико и, как следствие, доли каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала;

— на рынке отсутствуют входные барьеры, и он досту­пен каждому;

— обмен осуществляется стандартизированными товара­ми, исключающими предпочтения как для покупателей, так и для продавцов;

— информация доступна всем и равной мере;

— покупатели и продавцы недуг себя рационально.

Экономическая теория, в целях упрощения анализа, час­то рассматривает сначала рынок совершенной конкурен­ции, а в дальнейшем, сделав теоретические выводы, кор­ректирует их на условия несовершенной конкуренции.

Разновидности несовершенной конкуренции. Не­совершенная конкуренция предполагает контроль над це­нообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Поэтому она имеет следующие формы:

Несовершенная конкуренция

Монополия - Монопсония - Билатеральная монополия

Олигополия - Олигопсония - Дуополия

Монополистическая конкуренция (полиполия)

Монополия — форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролирует один продавец. Такая ситуация возможна при соблюдении следующих условий:

а) у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его приобретать;

б) доступ на рынок для других продавцов закрыт по­средством финансовых, юридических, технических и др. преград.

Если монополизм возникает на стороне покупателя, то такую разновидность монополии называют монопсонией. В случае, когда монополист встречается на рынке с монопсонистом, возникает билатеральная, или двусторонняя, мо­нополия.

Олигополия — форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролируют несколько продав­цов. Олигополию можно оценить как монополию с неболь­шой добавкой конкуренции между продавцами.

Если на рынке существуют только два конкурента-про­давца, то такую структуру называют дуополией. В случае, когда олигополия возникает на стороне покупателя, она называется олигопсонией.

Монополистическая конкуренция — форма несовершен­ной конкуренции, при которой множество продавцов про­дают товар одного вида, но различающийся по своим свой­ствам.

Монополистическую конкуренцию можно оценить как конкуренцию с небольшой добавкой монополии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.