Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства




 

Структура группы яв­ляется одновременно формальной и нефор­мальной. Неформальная структура скла­дывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется межличностным выбором, аттрактивностью членов группы друг для друга.

Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия в группе ролей, не свойственных им в реальной жизни. Для того чтобы расширить набор способов поведения в различных ситуациях. С развитием группы возникают различные групповые роли. Роли, характерные для каждого из участников в реальной жизни, проявляются на ранних стадиях развития группы.

Разные члены группы зани­мают различные позиции в иерархии попу­лярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Дж. Морено, создатель социометрии, различал в группе две роли лидера: по способности к руководству и по популярности (“звезда”) – и роль “козла отпущения”. И. Ялом выделяет 2 основные роли - “технического эксперта” и “эталонного участника”.

Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа — лидер, который признается группой. Альфа побуждает группу к активности, придает ей уверенность и решительность, составляет программу работы, направляет. Бета — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с Альфой. Омега — самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха.

Для описания межличностного поведения в группе используется большой перечень стереотипных ролей – добродетельный моралист, жалобщик, страж демократии, тиран, провокатор, мятежный лидер, соблазнитель, эксгибиционист, истерик, сексуальный тип, фаворит, примерный тип, противник, оппозиционер, моно­полист, монопольный оратор, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, «козел отпущения», агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии и пр. (Келлерман).

Таблица 2.

Типологическая структура распределения групповых ролей

Групповая роль Роль сектанта Роль романтика Роль невинной жертвы Роль ребенка Роль объедини теля Роль буквоеда Роль козла отпущения Роль ментора  
«Диагноз» Мания Истерия Пассивность Психопатия Депрессия Паранойя Агрессив ность Одержимость
Ролевая функция Страж демокра тии Самодо вольный моралист Соматизатор Инструк тор Идол Звезда Маньяк Монопо лист Образец для подража ния   Вымогатель внимания Фаворит Помощник руководителя Соматизатор Козел отпущения Сексуально озабоченный Эксгибицио нист Подстрека тель Кукушка   Соматизатор Смиренник Пассивный подчинен ный Молчальник Шизоид Аутсайдер Жертва агрессии Козел отпущения Соматизатор Монополист Вымогатель внимания Психопат Юморист Эксгибицио нист Подстрека тель Озабоченный   Герой Капризный нытик Соматиза тор   Аутсайдер Параноик Козел отпущения Самодоволь ный моралист соматизатор Подающий дурной пример Предводитель мятежа Провокатор Вымогатель внимания Самец Тиран Агрессор Саматизатор Монополист Помощник терапевта Помощник руководителя Организатор Любитель принуждения Уважаемый законодатель Ответственный исполнитель Большой человек Козел отпущеннияе

 

Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли. Психотерапевтическая группа предостав­ляет возможности для их выявления, кор­рекции и расширения ролевого диапазона и репертуара.

При помощи факторного анализа все роли и виды группового поведения сводятся до нескольких основных измерений. Одна из наиболее общих классификаций – классификация Т.Лири, основанная на двух ортогональных биполярных осях – "гнев-любовь" и "сила - слабость". Позднее Келлерман выделил восемь основных типов ролей, распределенным по парам противоположностей: романтик – буквоед, невиновный – козл отпущения, ментор – ребенок, сектант – объединитель.

Р.Бейлз выделяет две функции поведения, необходимых для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. Функции задачи мобилизуют группу для достижения определенных целей (роли: инициирующий, разрабатывающий, координирующий, ориентирующий, оценивающий-критикующий, побуждающий к действию). Функции поддержки способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые облегчают достижение групповых целей (роли: поощряющий, гармонизирующий, идущий на компромисс, охраняющий и выполняющий, устанавливающий стандарты, пассивно следующий). Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки.

Таблица 3.

Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач Вдохновитель Поддерживает начинающих других, выказывает понимание чужих идей и мнений
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию
Координатор Комбинирует идеи и предложения, пытается координировать деятельность других членов группы Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает гармонию в группе
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло и выявляет отклонения от намеченного курса Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного Ведомый Пассивно следует за группой. Вступает в ролт зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

 

В группе стремятся распознать роли каждого из участников, так как часто они повторяют стереотипные, стойкие, малоадаптивные паттерны поведения в групповом пространстве. Распознавание ролей достигается посредством обсуждения, предоставлением обратной связи и принятием противоположных ролей, что позволяет научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык. Гибкость ролевого поведения, кроме прочих факторов, зависит от групповых норм.

Лидерство в группе — важ­ная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, под­чинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формаль­ным лидером коллектива, может изменяться на разных фазах развития психотерапевтической группы. Роль неформального лидера в группе так­же не является стабильной. Соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоот­ношениях с лидером участники проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответ­ственности, безопасности, самостоятельнос­ти, руководства, зависимости.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  5. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.
  6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.
  7. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.- 640с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение формальной и неформальной структурам группы.

2. Для чего нужно определение ролей участников группового процесса?

3. Охарактеризуйте функции оказания поддержки и решения задач.

4. Определите ролевые типы, претендующие на неформальное лидерство в группе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.