Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонологические школы

На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечественные фонологические школы - ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.) - и оригинальная концепция С. И. Бернштейна. Основное различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности фонологии по отношению к морфологии (роли морфологического критерия при определении тождества фонем).

В европейской лингвистике проблемы фонологии разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка - главного фонологического центра в Европе - и Лондонской фонологической школы (родоначальник - Д. Джонс; с 40-х гг. называется Лондонской лингвистич. школой); особенно значителен вклад последней в развитие суперсегментной Ф. (труды Дж. Ферса, У. Аллена, Ф. Палмера, Р. Робинса и др.) в 40–60-е гг. 20 в.

В меньшей мере фонология разрабатывалась в рамках копенгагенской лингвистической школы. На развитие фонологии оказали заметное влияние труды некоторых учёных, формально не принадлежавших к какой-либо школе, но идейно наиболее близких к концепции Пражского лингвистического кружка - А. Мартине, Е. Куриловича, Б. Мальмберга, А. Соммерфельта. Значительное развитие Ф. получила в амер. дескриптивной лингвистике (труды Л. Блумфилда, Э. Сепира и их учеников – М. Свадеша и У. Тводделла). Важное достижение американской Ф. (Ч. Хоккет, Г. Глисон, Б. Блок, Дж. Трейджер, К. Пайк и др.) - разработка метода дистрибутивного анализа.

Московская фонологическая школа – направление в исследовании звукового яруса язы­ка. Она возникла в кон. 20-х гг. ХХ в. Обобщение идей этой школы в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-80-х гг., осуществлено Пановым.
Основа теории Московской фонологической школы – учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость последо­вательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие этой школы от Ленинградской (Пе­тербургской) фонологической школы и от других фонологических школ). Для отнесения раз­ных звуков к одной фонеме необходимо и доста­точно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме, т.е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд позиционно чередующих­ся звуков.
В этот ряд могут входить самые различ­ные звуки: артикуляционно и акустически близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в рус. языке фонема (с) может быть представлена звуками [с] - с отцом, [с°] - с отчимом, [с'] - с сестрой, [з] - с братом, [з'] - с дядей, [ш] - с шурином, [ж] -с женой, [ш'] - с чадом, нулём звука - с щедрым и др.
Московской фонологической школой выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах по­зиционно чередующихся звуков. Кроме того, эта школа ввела понятие гиперфонемы, которая есть особый случай неполной реализации в отдель­ных морфемах всего ряда позиционно чередую­щихся звуков, воплощающих фонему.
Построение фонологической модели языка, в т. ч. определение всех его фонем и их взаимоотно­шений в разных позициях, с точки зрения Московской фонологической школы, возможно только при учёте всех слов, грамматических форм и морфем данного языка и всех фонетических реализаций фонологических единиц.
Идеи Московской фонологической школы нашли применение в первую оче­редь в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диа­лектологии и лингвистической географии, препо­давании неродного языка.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа - направление в исследовании звукового уровня языка. ее основоположник - академик Щерба (последователь Бодуэна де Куртене).

Шерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой по­следовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возмож­ности провести перед ними морфологическую гра­ницу).

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образо­вании звукового облика значимой единицы (одет - одеть и т. д.).

Основной принцип подхода этой школы к зву­ковым единицам - стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с её ролью в рече­вой деятельности человека. Фонема, будучи мини­мальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема - морфема - слово - синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использо­вание материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц языка.

Для Ленинградской школы характерно утверждение, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечи­вающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сооб­щения. Отсюда понятен интерес к тем функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при ис­следовании речевой деятельности и языкового ма­териала: подробное фонетическое описание раз­личных фонологических систем, идея важности «звукового облика слова», интерес к разным сти­лям речи, разработка теории слога, теории интонации и т.д.

Актуальность идей школы определяется сущностью основных направлений: углублённое исследование фонетических характеристик языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие закономерности использования материальных средств в естественном языке; ис­следование фонетики и фонологии спонтанной ре­чи; изуче­ние интонационных средств языка; анализ фактов рече­вого поведения человека.

 

Тема 12: Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Грамматическая категория и грамматическое поле. Грамматика формальная и функциональная

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фонология и фонетика | Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.