Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальное производство и его роль в жизни общества




Материальное производство представляет собой целенаправленный процесс по преобразованию человеком природы для удовлетворения своих потребностей. Экономическая теория справедливо считает материальное производство основой жизни любого общества. Чтобы иметь материальные жизненные блага, люди должны производить их, у животных и некоторых насекомых (бобров, пчел, муравьев), как и у человека есть элементы созидательной деятельности. Однако это носит у них инстинктивный характер. У человека же труд носит осознанный осмысленный характер. Кроме того, у человека труд осуществляется с помощью созданных им самим для этой цели орудий труда. В процессе человеческого труда изменяется не только природа, но также накапливаются знания и опыт, повышается квалификация людей, меняется сам человек. В этом смысле труд создал современного разумного человека. Труд не только является исключительным достоянием человечества, но и непременным условием самого его существования.

В процессе материального производства удовлетворяются различные потребности человека: материальные, духовные, социальные. К материальным потребностям относятся потребности человека в еде, одежде, жилище. К духовным — потребности в науке и образовании, культуре и искусстве, религии. К социальным — потребность в общественно-полезной деятельности, потребность в управлении, потребность жить в чистой окружающей среде.

Процесс труда носит двойственный характер. С одной стороны, это вмешательство человека в природу для удовлетворения своих потребностей, а с другой стороны, это отношения людей друг к другу в ходе преобразования ими природы по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Первая сторона процесса производства описывается категорией производительных сил общества, которые включают в себя совокупные рабочую силу и совокупные средства производства. Другая сторона процесса производства отображается экономическими производственными отношениями. Потребление — цель любого производства. В процессе производства распределяются не только готовая продукция, но и обмен хозяйственной деятельностью. Производительные силы и производственные отношения представляют собой в их единстве способ производства — экономический базис общества. В соответствии с марксистской экономической теорией история человеческого общества знала пять способов производства:

первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Экономические производственные отношения, различные в различных способах производства, должны являться предметом изучения экономической науки. Производственные отношения представляют собой социально-экономическую форму, оболочку производительных сил, более динамичной стороны способа производства. Существует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества. Производственные отношения создают для производительных сил определенные рамки, стимулы или антистимулы, Уровень же развития производительных сил является важнейшим критерием и наиболее общим показателем общественного прогресса.

Однако в настоящее время мир идет к новым синтезированным формам общественного устройства. Капитализм в экономически развитых странах теперь в какой-то степени разбавлен социализмом. Социализм же в Китае или на Кубе в ряде отношений разбавлен капитализмом. Происходит процесс конвергенции, некоторого сближения капитализма и социализма, взаимопроникновения элементов того и другого. Сейчас уже в чистом классическом виде не существует ни капитализма, ни социализма. В настоящее время уже нет параллельного независимого развития капитализма и социализма. Ныне существует взаимозависимый мир, обобщающий опыт экономического развития на Востоке и на Западе.

Капиталистические страны учились у социалистических стран в решении социальных вопросов. Социалистические страны учились, хотя и хуже, методам экономической мотивации работников у капиталистических стран.

В связи с выше сказанным в экономической науке на смену классическому марксистскому формационному подходу постепенно приходит общецивилизационный подход, выделяющий стадии экономического роста, исходя из уровня развития производительных сил. Выделяются, например, такие стадии как традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное общество, технотронное и информационное общество.

Согласно западной экономической теории предметом ее изучения должны быть все аспекты так называемой экономической проблемы. Сама же эта проблема сводится к трем главным вопросам: что производить?, Как производить?, Для кого производить?

Западная экономическая мысль не может отрицать того очевидного факта, что материальное производство должно удовлетворять различные потребности людей. Однако она делает вывод о том, что материальное производство не может удовлетворить все потребности людей. Во- первых, потому что потребности эти все время возрастают, а во-вторых, имеющиеся производственные ресурсы являются жестко ограниченными или редкими. Поэтому вопрос, что производить, означает, что общество должно определить свои приоритеты, то есть какие потребности необходимо удовлетворить в первую очередь, какие впоследствии, а какими потребностями придется пожертвовать.

Вопрос, что производить, означает за счет каких производственных ресурсов можно удовлетворить намеченные обществом потребности. По мнению некоторых западных ученых, экономическая теория — это наука о производстве материальных благ в условиях жестко ограниченных производственных ресурсов. В связи с этим необходимо рациональное и эффективное использование различных производственных ресурсов: природных, энергетических, человеческих, финансовых.

Вопрос, для кого производить, означает адресный характер современного производства, ориентированного на предварительное изучение и последующее удовлетворение заранее изученных потребностей различных групп населения, определяемых по возрастным, половым, национально-культурным, географическим принципам, формирующих различные сегменты рынка.

Экономическая наука нужна, чтобы изучать и объяснять процессы экономической жизни общества. Она должна вскрывать законы, управляющие экономическими процессами. Экономические законы выражают наиболее существенные, типичные, регулярно-повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы носят объективный характер, они не зависят от воли и сознания людей. В изучении экономических законов проявляется познавательная или теоретическая функция экономической науки. Но экономическая теория не только должна вскрывать экономические законы, но и подсказать пути практического использования этих законов. Это ее практическая функция. Экономическая наука носит и идеологическую функцию, поскольку она выражает экономические интересы тех или иных классов и социальных групп. Очевидно, что свою идеологическую функцию экономическая наука должна выполнять путем объективного раскрытия и обобщения реальной экономической действительности, способствуя выработке современного экономического и политического мышления, идеологическая действенность экономической науки тем выше, чем полнее и глубже она отражает экономическую действительность, чем надежнее обосновывает пути решения актуальных проблем, чем точнее отвечает на жгучие вопросы современности.

Вопросы для повторения:

1. Где и когда зародилась экономическая наука?

2. Каковы основные направления современной экономической мысли?

3. Какова роль материального производства в любом обществе?

4. Какие определения предмета экономической теории существуют в настоящее время?

5. В чем заключается теоретическая и практическая функции экономической науки в обществе?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.