Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место прибыли в экономике предприятия




Прибыль предприятия - это единственная форма его денежных накоплений. Прибыль синтезирует в себе все важнейшие стороны работы предприятия. Чтобы обеспечить ее рост, предприятие должно:

-наращивать объемы производства и реализации товаров, работ, услуг;

-расширять, ориентируясь на рынок, ассортимент и качество продукции.

-снижать затраты на производство (реализацию продукции, т.е. ее себестоимость);

-повышать производительность труда;

с максимальной отдачей использовать потенциал, который находится в его распоряжении, в том числе и финансовые ресурсы;

-квалифицированно, со знанием дела, подходить к ценовой политике так, на рынке работают преимущественно свободные цены (договорные);

-грамотно строить договорные отношения с поставщиками и потребителями (покупателями);

-размещать (вкладывать) полученную раньше прибыль в наиболее эффективные мероприятия.

Прибыль предприятия состоит из:

-прибыли от реализации товарной продукции (работ, услуг);

-прибыли (или убытка) от прочей реализации;

-прибыль, полученной предприятием от осуществления корпоративных прав (в том числе в виде дивидендов на приобретенные акции акционерных обществ, процентов на вклады в уставный фонд совместных предприятий и др.);

-прибыль (или убытков) от внереализационных операций.

Все составные части прибыли, которые были перечислены выше, составляют балансовую прибыль, которая отображается в пассиве бухгалтерского баланса.

 

Прибыль от реализации товарной продукции - это разница между оптовой ценой (договорной) реализации продукции и ее себестоимостью. Прибыль от реализации товарной продукции является главной составляющей балансовой прибыли. Для ее роста предприятие должно не только наращивать темпы объема производства, но и сокращать затраты на ее производство, снижать остатки нереализованной продукции на своих складах, заботиться о ликвидации долгов в расчетах с покупателями. Прибыль от другой реализации может быть у предприятия главным образом от реализации продукции, работ, услуг подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств (например, реализация на сторону пара собственной котельной, услуг ремонтных, транспортных цехов, продукции подсобного сельского хозяйства и др. Сюда же входят Финансовые результаты от реализации излишков материалов, инструмента, станков и др. оборудования.

Прибыл ь (убыток) от внереализационных операций представляет собой различные поступления средств, выдачи и затраты, которые не связаны с реализацией товарной продукции и др. товары - материальных ценностей. Это прежде всего чисть или пай в уставных фондах других юридических лиц, которая поступает в виде прибыли предприятия, доходы или убытки от применения всяких финансовых санкций (штрафов) за нарушение хозяйственных договорных обязательств. Так, например, действующее законодательство предусматривает большие штрафные санкции за недопоставку продукции, нарушения сроков поставки, ассортимента и качества продукции. В связи с этим финансовая служба проверяет обоснованность претензий партнеров. Совместно с юридической службой сбыта подготавливает документы на рассмотрение арбитражным судом.

Предприятие может получать прибыль от предоставления кредита своим поставщикам в виде предоплаты продукции с отсрочкой (даты реализации) свыше 30 календарных дней) от даты внесения авансового платежа. Прибыли может быть получена также от предоставления предприятием товарного кредита своим покупателям в виде отсрочки платежа, если она превышает обычные сроки банковских расчетов или 30 дней от даты реализации.

В состав внереализационных доходов также может входить прибыль, полученная в результате разницы между воспроизводством тары и ее ценой, за счет прибыли прошедших лет, выявленной в данном периоде, поступлений штрафов от банков за задержку прохождения платежных документов сверх нормативный срок.

Как известно, предприятия могут вкладывать свои средства в покупку облигаций, которые приносят доход в виде процентов, за определенную плату вносить временно свободные денежные средства в банковские депозиты, иметь прибыль от биржевой деятельности - купли-продажи ценных бумаг и др. Все перечисленные выше доходы формируют внереализационную прибыль, которая входит в балансовую прибыль предприятия.

Кроме балансовой прибыли различают общую и чистую прибыль предприятия. Общая прибыль (объединения0 комбината определяется путем суммирования прибыли всех входящих в него состав самостоятельных предприятий

Чистая прибыль образуется после уплаты из общей прибыли налогов и других обязательных платежей и остается в распоряжении предприятия.

 

5.2.Рентабельность производства и рентабельность промышленной продукции. Степень прибыльности функционирования предприятия определяет показатель рентабельности.

Рентабельность - это качественный стоимостной показатель, который характеризует уровень воспроизводства затратила степень использования наличных ресурсов в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг.

В хозяйственной практике, статистике наиболее часто используют два показателя рентабельности, причем один из них имеет характер ресурсного показателя и называется рентабельностью производства, а другой - затратный характер и называется рентабельностью продукции.

Показатель рентабельности продукции определяется по формуле:

Пр

Рп = С х 100

 

Пр - прибыль от реализации продукции, грн;

С - полная себестоимость этой продукции, грн.

 

Этот показатель рассчитывается относительно конкретного товара или всей продукции, которую выпускает и реализует предприятие, и характеризует степень выгодности производства продукции относительно затрат на его производство (трудовых, материальных). Ресурсы, которые имеются на предприятии. Оказывают влияние на этот показатель в незначительной степени, лишь в той части себестоимости, которая характеризует амортизацию основных фондов предприятия. Поэтому основными факторами рентабельности являются снижение затрат на производство, а также повышение оптовых или других отпускных цен.

Показатель рентабельности производства определяется по формуле:

 

П

Р = Ф + Он х 100, где

П - балансовая прибыль предприятия за определенный период времени;

Ф - стоимость основных производственных фондов предприятия;

Он - фонд нормируемых оборотных средств и готовой продукции.

 

Этот показатель характеризует прибыль предприятия относительно всех ресурсов (основных, оборотных), которые имеются в распоряжении предприятия. Поэтому этот показатель является ресурсным показателем. Рентабельность производства может быть повышена, если предприятие достигает данного объема прибыли, снизив при этом сумму средств, вложенных в основные и оборотные средства.

На практике используется показатель расчетной рентабельности и производства. Он определяется как показатель общей рентабельности, лишь в том числителе берется прибыль уменьшенная на сумму налога, внесенного в государственный бюджет, и на проценты за использование банковским кредитом под капиталовложения. Этот показатель характеризует хозрасчетную рентабельность, т.е. прибыльность, которая учитывает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.