Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы современной модели федеративного устройства России




Конституция 1993 г. характеризует Россию как федеративное госу­дарство (ч. 1 ст. 1), а также устанавливает основные положения (принци­пы), на которых основывается федеративное устройство России (ч. 3 ст. 5);

• государственная целостность;

• единство системы государственной власти;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

• равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Принцип государственной целостности означает историческую преемственность российского государства как единого образования, основанного на целостности и неприкосновенности его территории.

Попытки нарушения целостности России должны пресекаться правовыми способами. В этих случаях необходим конституционный механизм вмешательства федерации в дела субъекта. В Конституции России есть общие положения (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80), которые делают возможным такое принуждение.

Например, указы Президента РФ, на основе которых действовали федеральные органы в Чеченской Республике в 1994 г., по мнению Кон­ституционного Суда РФ, были приняты в рамках положений Консти­туции РФ, так как Президент России был обязан принимать необходи­мые меры по охране суверенитета Российской Федерации, безопасности и целостности государства (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П. По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 9 декаб­ря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»).

Принцип единства системы государственной власти выражается в том, что вся государственная власть исходит от одного источника -многонационального народа России. Органы государства образуют це­лостную систему, которая функционирует на основе Конституции РФ. Этот принцип сочетается тем не менее с таким принципом организации органов государственной власти, как разделение властей. Разделение властей является одним из принципов оптимальной организации систе­мы единой государственной власти.

Принципу единства государственной власти не противоречит то, что в России существуют два уровня государственной власти:

• федеральная государственная власть, осуществляемая Президентом России, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством России, судами Российской Федерации;

• государственная власть субъектов Российской Федерации, которую осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Субъекты Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Единство государственной власти обеспечивается тем, что Федерация определяет общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъек­тов означает, что Конституция РФ выделяет предметы исключительно­го ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного веде­ния Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне пределов указанных предме­тов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Однако вся полнота государственной власти субъектов РФ не означает, что такую власть субъекты РФ осуществляют в каче­стве суверенных государств, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов РФ, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти всего многонационального народа России.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий недопустимо неправомерное вмешательство как Федерации, так и субъектов РФ в сферы исключительной компетенции друг друга.

В России наряду с федеральным законодателем (Федеральным Собра­нием) действуют и 88 законодателей — законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ. В связи с этим актуален вопрос о соотноше­нии федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные зако­ны и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей тер­ритории России. Законы и другие нормативные правовые акты субъек­тов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если все же такое противоречие возникнет, то в этом случае будет действовать федеральный закон. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут приниматься федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, В этой области федеральное право имеет верховенство: законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный акт. При этом после принятия закона феде­рального закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с ним. Если же, в свою очередь, субъект РФ не принял закон по предме­там совместного ведения, то федеральный законодатель в случае необхо­димости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере.

По вопросам, не отнесенным к предметам ведения Российской Феде­рации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, Кон­ституцией РФ устанавливается приоритет законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Принцип самоопределения и равноправия народов в Российской Федерации означает не право субъекта РФ на отделение от Федерации, а возможность свободного социального и культурного развития народов в рамках российского государства. Так, республика имеет право на по­становку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Реализация права народа на самоопределение согласно международному праву тре­бует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека. Одностороннее установление или изменение республи­кой или другим субъектом РФ своего статуса означало бы признание правомерности нарушения государственного единства Федерации и на­ционального единства населяющих ее народов. Подобные действия наносят ущерб конституционному строю и несовместимы с международными нормами о правах человека и народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.