Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, объекты и источники права промышленной собственности

Понятие и виды авторских договоров

Компьютерные программы как объекты авторского права

Компьютерные программы являются одним из важнейших объектов интеллектуальной собственности и относительно новым объектом правовой охраны.

Согласно ст. 4 Закона “Об авторском праве и смежных правах” компьютерная программа – это упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация.

Традиционно авторским правом применительно к программам защищается:

то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы;

то, что порождается в ходе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal) элементы.

Исходный текст компьютерной программы имеет черты письменного литературного произведения (текст программы может быть написан на разных языках программирования). Алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использованные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научного произведения. Аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют черты художественного произведения.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений содержит целый ряд важных положений.

1. Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы).

2. Независимость охраны компьютерных программ от языка программирования.

3. Независимость охраны компьютерных программ от формы выражения.

4. Охрана текстов компьютерных программ. Согласно ч.2 ст.993 ГК компьютерные программы охраняются как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

5. Названия компьютерных программ охраняются как товарные знаки. В этом заключается отличие компьютерных программ от большинства других видов произведений, названия которых могут охраняться авторским правом только в том случае, если их можно считать результатом творческого труда, т.е. если в названии произведения есть нечто качественно новое, неповторимое, уникальное и оригинальное.

Охрана названий произведений как товарных знаков характерна также для электронных баз данных, аудиовизуальных, мультимедийных, сетевых и других видов произведений.

6. Возможность адаптации компьютерных программ. В соответствии с п.2 ст.21 Закона “Об авторском праве и смежных правах” лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обеспечения совместной работы с другими программами при условии, что полученная при адаптации информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право.

7. Возможность свободного воспроизведение компьютерных программ. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным (п.1. ст.21 Закона “Об авторском праве и смежных правах”).

8. Ограничения на разработку вредоносных программ.

Во-первых, запрещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, которые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств.

Во-вторых, запрещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, которые позволяют устранять или изменять любую электронную информацию об управлении правами без разрешения правообладателя.

Согласно п.5 ст.39 Закона “Об авторском праве и смежных правах” указанные действия являются нарушением авторского права и смежных прав. Причем, если компьютерная программа не предназначена специально для такого нарушения, то ее разработчики не могут нести ответственность за нарушения прав.

9. Лицензионное соглашение на компьютерную программу. Права на использование компьютерной программы могут быть переданы по лицензионному соглашению, которое, как правило, сопровождает программу, прикреплено к ней и компьютерная программа распространяется вместе с соглашением. Это позволяет упростить отношения производителя программы со множеством ее потенциальных пользователей и освобождает от необходимости с каждым из них заключать письменный договор.

 

Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора.

Авторский договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

Авторский договор – самостоятельный вид гражданско-правового договора, поэтому на него распространяются все положения ГК Республики Беларусь о договорах.

В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Следовательно, действующее законодательство различает уступку имущественных прав и их передачу по авторскому договору.

Таким образом, авторские договоры делятся на 2 вида:

1) договоры об уступке исключительных имущественных прав

2) договоры о передаче исключительных имущественных прав (на основании п.3 ст.984 ГК к ним применяются правила о лицензионном договоре) – авторский лицензионный договор.

В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключаются авторские договоры, они делятся на авторские договоры на создание и использование:

· литературных

· музыкальных

· аудиовизуальных

· архитектурных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом договора готовое произведение или произведение, которое еще необходимо создать, выделяют:

1) авторские договоры заказа. В соответствии с п.1 ст. 986 ГК автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.

2) авторские договоры на готовое произведение.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры согласно ст. 25 Закона “Об авторском праве и смежных правах” подразделяются на:

1) договоры о передаче исключительных прав – разрешает использование произведения определенным способом и в установленным пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

2) договоры о передаче неисключительных прав – пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

В зависимости от способа использования произведения авторские договоры делятся на:

1) издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге.

2) постановочный договор – заключается, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение.

3) сценарный договор – договор, регламентирующий отношения. связанные с использованием текста, по которому снимается кино-, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

4) договор о депонировании рукописи – регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов.

5) договор художественного заказа – опосредует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях его публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами под заказ организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

6) договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.

7) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения – разрешает использование произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора

Субъектами (сторонами) авторского договора являются:

· автор или его правопреемник – с одной стороны

· пользователь произведения – с другой стороны.

Обязательным участником авторского договора является автор произведения или его правопреемник.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели которых не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства.

Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо передает пользователю. Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного произведения.

В соответствии со ст.45. Закона, в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения. В случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

В авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и о территории, на которой допускается использование произведения.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которой допускается использование произведения, действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь.

Если в авторском договоре о воспроизведении произведения авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения.

Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.

Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.

Согласно ст.986 ГК договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.

Недействительными являются условия авторского договора:

· ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области

· противоречащие положениям Закона.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору

Права и обязанности сторон образуют содержание авторского договора. Этот договор носит взаимный характер, т.е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны.

Если заключается договор о создании какого-либо произведения, автор наделяется следующими обязанностями.

1. Создание и передача организации-заказчику своего произведения – основная обязанность. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен прежде всего создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

2. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера (например, сбор материала, подстрочный перевод и т.д.) автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

3. Автор должен предоставить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение должно быть передано организации-заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

4. Доработка произведения по требованию организации-заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается организацией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него определенных исправлений, изменений, уточнений. Причем подобные требования могут выдвигаться только в пределах условий договора. Предлагаемые изменения и дополнения произведения должны быть точно указаны заказчиком. Кроме того, стороны должны согласовать новый срок представления измененного или дополненного произведения.

Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах.

В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.

Заключение авторского договора заказа налагает на пользователя (заказчика) следующий круг обязанностей.

1. Организация должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация должна письменно известить автора о результатах рассмотрения произведения (одобрение, отклонение, необходимость внесения поправок).

2. Обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию.

3. Обязанность использовать одобренное произведение. Объем и способы использования определяются сторонами договора. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведение, но чаще всего по договору передается лишь часть, а остальные сохраняются за автором и могут быть им переданы другим лицам. Организация обязана использовать произведение именно тем способом, который предусмотрен договором.

При заключении любого авторского договора пользователь должен обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, а также выплатить автору вознаграждение за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами.

Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Поэтому она может быть определена как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность.

Согласно ст.28 Закона “Об авторском праве и смежных правах” в случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иными словами, вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решается исходя из общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гражданско-правовой ответственности – гл.25 ГК).

Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществления своих прав.

Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Например, основные обязанности сторон по авторскому договору заказа не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.

Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение (выплата всего авторского вознаграждения, одностороннее расторжение договора с ним), за причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения), за нарушение целостности произведения, за невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

Содержание различных видов авторских договоров не вполне совпадает, поскольку у каждого вида авторского договора имеются свои особенности.

Прекращение авторского договора

Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (гл.26 ГК), так и специальными нормами авторского права.

Прекращение обязательств по авторскому договору происходит по следующим основаниям:

1. Истечение срока действия договора. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства.

2. Досрочное прекращение договора (например, в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения).

3. Невозможность исполнения договора, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (стихийные явления природы, военные действия, общественные беспорядки, случайная гибель произведения).

 

4. Смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора.

5. Взаимное соглашение сторон.

6. В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором или пользователем (например, при существенном нарушении условий договора одной из сторон).

Порядок прекращения авторского договора специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда это происходит автоматически (например, по истечении срока действия договора), либо оформляется специальным соглашением сторон, либо делается на основе одностороннего заявления одной из сторон.

Общим последствием прекращения действия авторского обязательства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков и т.д., что зависит от конкретных оснований прекращения договора.

 

Тема 3. Право промышленной собственности.

 

План

1. Понятие, объекты и источники права промышленной собственности.

2 Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

3 Патент как средство правовой охраны объектов права промышленной собственности. Процедура получения патента. Срок действия патента. Недействительность патента.

4 Права автора и патентообладателя на объект промышленной собственности.

5 Понятие и виды лицензионного договора

 

Право промышленной собственности, в объективном смысле, представляет собой совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов путем установления режима их использования, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов и патентообладателей.

В субъективном смысле, право промышленной собственности – это имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом. Иными словами, к праву промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом творческой деятельности людей.

Согласно ст. 998 ГК Республики Беларусь к объектам права промышленной собственности относятся:

1) изобретения;

2) полезные модели;

3) промышленные образцы;

4) селекционные достижения;

5) топологии интегральных микросхем;

6) нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);

7) фирменные наименования;

8) товарные знаки и знаки обслуживания;

9) географические указания;

10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов права промышленной собственности, регулируются национальным законодательством, а также международными конвенциями и соглашениями, участницей которых является Республика Беларусь.

Нормы права промышленной собственности сосредоточены в главах 62-68 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые конкретизируются в специальном законодательстве. В настоящее время в Республике Беларусь приняты и действуют законы (с изменениями и дополнениями): “О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы” от 16 декабря 2002 г., “О правовой охране топологий интегральных схем” от 7 декабря 1998 г., “Об основах государственной научно-технической политики” от 19 января 1993 г., “О патентах на сорта растений” от 13 апреля 1995 г., “О географических указаниях” от 17 июля 2002 г., “О товарных знаках и знаках обслуживания” от 5 февраля 1993 г., “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” от 10 декабря 1992 г. и др. Эти нормативные правовые акты подвергались неоднократным изменениям и дополнениям в связи с постоянной необходимостью совершенствования законодательного регулирования рассматриваемой сферы отношений.

Кроме указанных законов, для регулирования отношений в сфере права промышленной собственности применяются также подзаконные нормативные правовые акты.

Как отмечалось ранее, Республика Беларусь является участницей международных конвенций и соглашений в сфере права промышленной собственности. На территории нашего государства действуют Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года, Международная конвенция по охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 года.

В 1995 году была ратифицирована Евразийская патентная конвенция. В 1997 году Беларусь присоединилась к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июля 1957 года, Страсбургскому соглашению о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 года, Локарнскому соглашению об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 8 октября 1968 года.

Ряд соглашений был заключен в рамках Содружества Независимых Государств: о правилах определения страны происхождения товаров (2000 г.), о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (1999 г.) и др.

Правовое положение результатов творческой деятельности, относящейся к производству, устанавливается нормами патентного права.

Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере создания и использования результатов творческой деятельности в производственной области. Эти нормы определяют объем прав, возникающих у лица на объекты промышленной собственности.

Как уже отмечалось ранее, возникновение прав на объекты промышленной собственности принципиально отличается от возникновения прав на объекты авторского права и смежных прав. Если для возникновения авторского права и смежных прав действует принцип автоматической охраны, то для объектов промышленной собственности введен регистрационный принцип охраны. В соответствии с этим принципом права на тот или иной результат интеллектуальной деятельности возникают только при выдаче охранного документа, подтверждающего права определенного лица на определенный объект промышленной собственности.

Вид охранного документа определяется видом объекта промышленной собственности. Для подтверждения правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений используется патент, а для других объектов промышленной собственности – свидетельство.

Объектами патентного права являются:

1. Изобретение – техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое.

2. Полезная модель – техническое решение, относящееся к устройствам и являющееся новым и промышленно применимым.

3. Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным. При этом под изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства.

Первичнымисубъектами патентного права (патентообладателями) могут быть физические или юридические лица, которым выданы патенты с указанием их имени или наименования:

1. Автор изобретения, полезной модели, промышленного образца – признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.

Если изобретение, полезная модель, промышленный образец созданы совместным творческим трудом двух и более физических лиц, они признаются соавторами. Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется соглашением между ними.

Не признаются соавторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание изобретения, полезной модели, промышленного образца, а оказавшие автору (соавторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец и их использованию.

2. Наниматель автора служебных изобретений – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее деятельность по созданию служебного изобретения, которая относится к служебным обязанностям автора, к выполнению конкретного задания нанимателя или к использованию средств и опыта нанимателя.

Работник, создавший служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец, обязан уведомить об этом нанимателя в письменной форме. Если наниматель в течение трех месяцев с даты уведомления его работником о созданных изобретении, полезной модели, промышленном образце не подаст заявку в патентный орган, право на получение патента принадлежит работнику. В этом случае наниматель вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец на условиях, определяемых лицензионным договором.

3. Лица, указанные авторами в заявке на выдачу патента – лица, которым автор передает свои имущественные права после выдачи патента.

4. Правопреемники указанных лиц – лица, к которым переходит право получить патент в силу ряда правовых оснований (наследование, при реорганизации юридического лица и пр.).

Субъектом личного неимущественного права на изобретение является только автор изобретения.

Кроме первичных субъектов патентного права, закон признает и иные субъекты ввиду того, что имущественные права на изобретение патентообладатели могут передать иным лицам на тех или иных условиях. Такие лица называются правообладателями. Ими могут быть любые физические и юридические лица, которым переданы по договору имущественные права на изобретения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты и объекты смежных прав. Служебные объекты смежных прав | Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.