Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Платона о государстве и законах

Наивысшего расцвета идеологии древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (V – IV вв. до н.э.) происходил из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона – Аристокл, Платон – прозвище (от «платюс» - широкий, широколобый, «широкоплечий») – серебряный призер двух Олимпийских игр, был всесторонне одаренным в гимнастике, музыке, поэзии. Ученик Сократа, тяжело переживал смерть своего учителя. Учился так же у философа Кратила (последователя Гераклита, который абсолютизируя тезис Гераклита – не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз. Нельзя назвать никакую вещь по имени: имя – одно и тоже, но вещь меняется, так что имя к ней неприложимо. Выход один – не называть вещи, а только указывать на них пальцем.). Платон в течение 12 лет много путешествовал, знакомился с учениями пифагорейцев, особенно с результатами их математических исследований. Попал в рабство, был выкуплен друзьями. В сорокалетнем возрасте вернулся в Афины и в роще, посвященной аттическому герою Академу, открывает свою школу – Академию, участники школы стали называться академиками. Платоновская академия просуществовала 915 лет. Большое значение придавал математике как пропедевтике философии. Над входом в школу Платона висела надпись: «Не геометр, да не войдет». Умер в 327 г. до н.э. в своего рождения на брачном пиру. Почти все сочинения дошли до нас. Почти все произведения написаны в художественно-диалогической форме. В подавляющем большинстве их главное действующее лицо – Сократ. Философ – идеалист, главное – учение об «идеях», идеальном мире, который предшествует реальному. «Душа – первична, тело – вторично». Основные политико-правовые идеи высказаны им в диалогах «Государство», «Законы», «Политик», «Софист» и др. Реальному миру, как вторичному, противостоит идеальный мир, как благое – злому. Высшей идеей выступает идея блага как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Бог и идея блага близки. Бог творит идеи, он мера всех вещей.

Этика – учение о нравственности, и политика – учение о государстве у Платона тесно связаны: государство – подобно человеку, а человек – государству, справедливость в человеке и государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Платон в «Государстве» и «Законах» по сути отождествляет государство и общество. Государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей, как результат общественного разделения труда. Поэтому в государстве должны быть и землевладельцы, и строители, и ремесленники, и торговцы, и воины. Государство (Respublika) – полит. – «общественное дело» - поэтому государство, законы должны служить интересам всех. Государство – это «макрос антропос» - гигантский человек, существующий по аналогии с индивидуальной человеческой душой.

Разделение труда возможно и выгодно, так как люди от природы предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции. Идеальному типу общества Платон противопоставил отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных». Но Платон не против неравенства и его критика государства направлена против демократии, которую он ненавидит, а приоритет большинства над меньшинством. Он называет «безумием большинства». Он дает сатирический образ демократа – «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью». Типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится к олигархии – власти богатых, и к тимократии – власти военных (тирания вырастает из демократии, из представительства). Главной причиной смены форм государства Платон считал порчу человеческих нравов.

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта и сохранившиеся там патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и т.д Идеальное государство по Платону – это прекрасный город. Этим государством руководят лица, действительно способные хорошо управлять государством:

1. в силу природных задатков и одаренности;

2. силу долголетней предварительной подготовки.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считал справедливость, когда каждый занят своим делом и занимает свое особое положение. Господство справедливости сплачивает разнородные части государства в гармоничное целое.

Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей–философов; яростной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души – сословии земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей частью и справедливо, так как каждый занимаясь своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, служит ему как некой целостности.

Гражданам платонского государства должно быть внушено: все они братья, так как их общая мать – земля, на которой они обитают, но они все же неравны, так как когда боги творили людей, то к одним примешали золота, к другим – серебра, а к третьим – меди и железа. Платоновское государство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью; 2) мужеством; 3) сдерживающей мерой; 4) справедливостью. «Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьем, пока владыкой государств не станет племя философов». На возражение, что философы странные и никчемные люди, Платон устами Сократа возражает, что иначе не может быть в неправильном устроенном государстве, где все лучшее становится худшим и где прирожденных философов портят софисты и «безумие большинства». Философы выходят из числа стражей. Прирожденный философ – это редкое сочетание способности познанию, памяти, остроумие, проницательность с постоянством нрава. Ради приобретения знаний он отказывался от телесных удовольствий, он благороден, не хвастлив, не робок, справедлив, кроток, великодушен. Им препадают счет, геометрию, диалектику (5 лет) – «играючи», не насильственно. С 35 возраста они 15 лет правят, становятся правителями. Они аристократы духа. Для осуществления на практики своего проекта Платон рассчитывает, что среди потомков царей и властителей встретится философская натура (но не удачно). Стражи получают двоякое воспитание: телесное и духовное, или гимнастическое и мусическое. Страж должен быть гармонично развит, сочетать в себе отвагу с кротостью. В гимнастическом воспитание запрещается опьянение, предписывается диета. Это воспитание должно служить здоровью. Человеку с таким здоровьем нет нужды во враче. Нельзя жить непрерывно лечась – такая жизнь подобна беспрестанно умирающему. Платон отдает приоритет духовным качествам. Судьи и врачи «будут заботиться о гражданах, полноценных как в отношении тела, так и души, а кто не таков, кто полноценен лишь телесно, тем они предоставят право вымирать; что касается людей с порочной душой, и притом неисцелимых, то их они сами умертвят». Духовное воспитание включает знакомства с искусствами и науками. Искусство могущественно, оно глубоко проникает в души и затрагивает их. Искусство должно делать их мужественными, стойкими, не боящимися смерти, не унывающими. Об образе жизни земледельцев и ремесленников мы ничего из «Государства» Платона не узнаем, так как его внимание сосредоточено на жизни первых двух сословий. Известно, что третье сословие может иметь частную собственность, деньги, торговать, однако, достаток их должен быть средним.

Платон – предшественник казарменного социализма. Главный источник социального зла, несправедливости, разрушающих государство - частная собственность. Именно частная собственность разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Поэтому стражи и философы не имеют никакой частной собственности, им не дозволено пользоваться золотом и серебром – ведь золото и серебро в их душах. Они ничем не владеют кроме своего тела. Они живут сообща и столуются все вместе, раз в год получая продовольствие от граждан, которых они охраняют.

Ради счастья, блага целого упраздняется семья, все женщины общие и дети тоже, «и пусть отец и мать тоже не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Все отцы и матери. Но половые отношения строго регламентированы. Женщине разрешено иметь детей с 20 до 40, мужчине – с 25 до 55. Дети, рожденные вне этих возрастных рамок, а также физически хилые – уничтожаются.

Для получения наилучшего потомства – лучшие сходятся с лучшими (причем отличившиеся на войне имеют право первого выбора). Потомство лучших мужчин и женщин будет воспитываться, худших – уничтожаться. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней 2 подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия. Суждение философов Платон ставит выше законов, так как, не будучи связанными формальными рамками, они найдут справедливое решение. Платон регламентирует все стороны человеческой жизни. Он сторонник единомыслия (платоновского). В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии. Правят философы или цари становятся философами. Не должно быть философов кроме тех, кто правит. Платон предлагает устранять всех, кто будет претендовать или посягать не только на власть, но и на философию. Строгому надзору подвергается искусство. Платон запрещает всякое искусство, где поэт или исполнитель подражает другому человеку. Изгоняет все драматическое искусство (быть собой). Мифы должны учить добродетели, Бог – причина блага, но не зла. Вычеркнуть все те места, где герои обнаруживают страх перед смертью. Из искусства изгнать изображение лжи, безрассудства, корыстолюбия. В поэзии оставить лишь описание примеров стойкости и выдержки. Война – зло, которое в хорошо устроенном государстве следует избегать.

Не сумев на практике реализовать свой идеал, описанный в «Государстве», Платон в «Законах» идет на компромисс. Если в «Государстве» он полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, то в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти.

1. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом или участок земли. Надел считается собственностью государства, но переходит по наследству.

2. Деления на сословия (правителей, стражей, производителей) нет. Но все граждане делятся на 4 класса, в зависимости от имущественного состояния. На народное собрание обязаны ходить граждане I и II класса (под страхом наказания), для граждан III и IV класса – это добровольное дело. Кроме граждан есть и не граждане. Это рабы и иностранцы. Они занимаются ремеслами, земледелием, торговлей.

3. вместо упраздненной частной собственности для правителей вводится уравнивание, устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, не допускается ростовщичество. Большое значение придается единомыслию.

4. форма нового государства – смешение принципов монархии и демократии. Во главе его – 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют лишь те граждане, кому разрешалось носить оружие. Возраст правителей от 50 до 70 лет.

Они связаны законами и оберегают их. Из числа 37 – выделяется «Ночной совет» в составе 10 самых мудрых правителей. Есть еще выборный совет 360 (по 90 человек каждого класса). Упоминается о народном собрании. Все должностные лица избираются, причем кандидаты проходят предварительную проверку. Сохраняется жестокая регламентация частной жизни, воспитывается чувство единства и коллектива. Суровые карательные меры – смерть и изгнание не только за преступление, нарушение закона, но и за инакомыслие. Очистить государство от неугодных лиц и оставить только хороших. Идеи его утопичны, проекты несбыточны. Но он внес много ценного в политическую мысль: идея общего блага и общего интереса как основа политического объединения, идея частной собственности как причина социальных противоречий и конфликтов, четкое определение форм государства и закономерного их изменения, признание законности важнейшим атрибутом политической организации. Минусы: идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жестокая регламентация всех сторон жизни.

 

Политико-правовые учения Аристотеля

 

Аристотель (IV в. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, его еще называли «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов. Родина – полис Стагира, отец Аристотеля Никомах – придворный враг македонского царя Амины III. Учитель Аристотеля Платон, он 17-летним прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где пробыл 20 лет, вплоть до смерти своего учителя. Платон ценил Аристотеля, называл его умом, но говорил, что нужно держать его в узде. Аристотель критиковал Платона: «Все мысли Платона хотя чрезвычайно изысканы, остроумны, оригинальны и глубоки, но всем этом трудно сказать, чтобы были верны», «Платон мне друг, но истина дороже», на что Платон заявлял – жеребенок лягает свою мать. В течение 4 лет Аристотель был воспитателем будущего великого полководца Александра Македонского. Впоследствии Александр скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако отношения между учителем и учеником никогда не были теплыми. Вернувшись в Афины 50-летним мужем, Аристотель открывает здесь философскую школу – Ликей, названную так потому, что школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). В состав территории входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также «перипатетической» («прогулочной»), а члены школы – «перипатетиками», т.е. прогуливающимися (не одна сотня учеников). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет.

Свое политико-правовое учение изложил в работах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». Он исследовал свыше 150 конституций и проектов, основал 14 наук, в том числе и политическую науку, отец логики. Политика у Аристотеля тесно связана с этикой. Человек делает себя сам. Нравственность – это приобретенное качество души. В качестве добродетели Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Справедливость – это общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика. Цель политики – воспитание гражданина – умеющего повиноваться властям и законам. Граждане – это те, кто исполняет воинские, административные, судейские и жреческие функции.

Государство – это творение природы, продукт естественного развития. Человека он называет «животным политическим», т.е. общественным. Существует несколько ступеней объединения, которые люди создают в своем стремлении к общению:

1. семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей;

2. расширенная семья – несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями;

3. полис – высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан.

Он сторонник патриархальной теории происхождения государства. Семья, несколько селений, государство. Цель государства – жить счастливо.

Признаки полиса-государства:

1) единство власти и территории – целостность полиса;

2) нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию;

3) распределение власти в полисе на свободных и равных граждан.

Рабовладение по Аристотелю было естественным и неизбежным: «Кто по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Одни люди по своей природе свободны, другие же – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Однако Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками, в результате захвата в плен или за долги. Сторонник частной собственности. «Человеку свойственно больше всего любить самого себя. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствует общему благу». «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит». «Одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие». Отмена ее ничего не дает, так как «общее дело все сваливают друг на друга». Так как власть в государстве – это продолжение власти главы семьи, то первая форма политического устройства – патриархальная монархия. Таких форм много. Государства различаются, прежде всего, тем, в чьих руках власть – у одного лица, у меньшинства или у большинства. Одно и тоже лицо, и меньшинство, и большинство могут править «правильно» и «неправильно». Следовательно, существуют 6 форм политического устройства: три правильных – царство, аристократия и полития; три неправильных – тирания, олигархия и демократия.

Монархия (царство) – древнейшая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии превосходнейшего человека. Он бог между людьми, он сам закон. Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, это власть благородных.

При политии (республике) государство управляется большинством. Но у большинства – единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие».

Из неправильных форм Аристотель резко осуждает тиранию, считая, что она не согласна с природой человека. В «Политике» содержатся знаменитые слова философа, что «чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана», ставшие в последствии лозунгом тираноборцев. При олигархии правят богатые, а так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых. Из несправедливых форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия). Аристотель пытается найти переходы между формами политического устройства. Олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а распускаясь и ослабляясь – демократией. Тирания может стать демократией и т.д. Аристотель выделял несколько типов демократии. В одних случаях все граждане, богатые и бедные на равных основаниях участвовали в осуществлении верховной власти. В других – право выборной должности связано с невысоким имущественным цензом. Граждане неравны. Совершенная форма правления – полития, представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе стороны олигархии и демократии, это та «золотая середина», к которой стремится Аристотель. Число граждан в государстве должно быть ограниченным, чтобы они знали друг друга, территория достаточной для удовлетворения потребностей населения, политический идеал – экономически обособленный полис. В наилучшем государстве все граждане греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира – в их рабов.

Аристотель различает 2 вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая – принципом ее является «арифметическая пропорция» затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказания за имущественные и некоторые другие преступления.

При распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принцип – геометрическая пропорция – воздаяние по достоинству и заслугам.

Аристотель отождествляет право с политической справедливостью. У него есть только политическое право. В деспотических формах правления права нет, также как в отношении господ и рабов, отцов и детей. Он делит политическое право на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право – существующее независимо от его легитимности (признания или непризнания его). Эти явления существуют от природы: семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др. Условное (волеустановленное) право – зависит от признания граждан и зафиксированно в обычаях и нормах закона. Закон должен соответствовать политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы вырождение закона в средство деспотизма. Естественное право – выше закона. Политическое правление – это правление закона, а не людей.

 

Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой

государственности

С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства подпадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Это ярко проявилось в настроениях упадничества, неуверенности, аполитичности. Он связан с учениями эпикурейцев, стоиков и Полибия.

Одним из последователей атомизма Демокрита был Эпикур – учитель философии. Основал в Афинах свою школу в саду, где на воротах стояла надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовлетворение – высшее благо», следовательно, название школы «Сад Эпикура» - и прозвище эпикурейцы – философы из садов. Учение излагал в многочисленных сочинениях (около 300) – лишенные литературного изящества, главные 37 книг «О природе».

Выражения: «Проживи неизвестно», «Смерть – самое страшное из зол не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы не существует».

Государство и право существуют не от природы, и возникают как результат общественного договора людей, вызванного страхом друг перед другом и направленного на непричинение друг другу вред. Право и государство – продукт договора, результат соглашения. Естественного права никогда не существовало. Свобода – это ответственность за выбор своего образа жизни, а справедливость – это договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В основе понятия о праве лежит понятие о пользе. Право – есть совокупность общепризнанных положений, определяющих и нормирующих общение между членами политической общины с целью общей пользы. Положительное содержание права в различных государствах различно.

Главное для человека – достижение внутреннего спокойствия, безмятежность духа, поэтому нужно отстраниться от политической борьбы и посвятить себя моральному совершенствованию.

Противниками эпикуризма были стоики (от слова стоя – колоннада, название портика в Афинах): Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Если этика эпикурейцев пронизана пафосом свободы, стремлением вырвать человека из железных оков необходимости, то для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна, а свобода – невозможна. Судьба «ведет» того, кто добровольно и беспечно ей повинуется и «насильно влечет», «тащит» того, кто неразумно или безрассудно ей противится (Сенека «Волящего судьба ведет, неволящего – влачит). Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с природой и для этого руководствуется разумом. Высшая цель жизни – безмятежное существование («атараксия»).

Государство и право – не дело рук человека, а результат действия естественных, природных сил. В государстве и праве находит свое воплощение господствующий в мире божественный разум, логос. Человек – это космополитический гражданин мира, заботится о благе государства и даже о благе мира в целом. Все разумные существа образуют единое государство. Силу закона в нем имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Естественное право – источник всякого положительного права. «Положительное» право есть право лишь постольку, поскольку оно согласуется с «естественным правом». Все различия в законах разных государств – есть результат нарушений естественного права. Требовали от своих последователей активной государственной, политической деятельности на благо государства.

К политическим мыслителям этого периода относится Полибий (к.III в. до н.э. – II в. до н.э.) сын стратега Ахейского союза, сам был гиппархом (начальником конницы) союза – последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд «История» в 40 т., главный мотив – установления мирового господства римлян. Живя в период упадка древнегреческих рабовладельческих государств, Полибий стремился доказать, что причина этого, распространение в Греции демократических государственных форм.

Будучи продолжателем стоиков о циклическом развитии мира, он полагал, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общество проходит цикл, как и живые организмы: возрастание, расцвет, упадок. Это идет все время по кругу, как повторение. Это касается и форм правления. Последовательно меняются 6 форм государства: сначала возникает – монархия, как единоличное правление, основанное на разуме царя или вождя. Разлагаясь, она переходит в тиранию. Она же свергается благородными мужами при поддержке народа и перерастает в аристократию (власть немногих, преследующих интересы общего блага). Она же перерождается в олигархию (денежного «мешка»). Недовольство олигархией и приводит к очередному перевороту и народ, никому уже не веря, возлагает надежды на себя – устанавливает демократию. Которая перерождается в худшую форму правления – охлократию – власть толпы, черни, одичание которой снова ведет к монархии, и все повторяется сначала. Однако мудрый правитель может это преодолеть и установить смешанную форму, которая сочетает начала монархии, аристократии и демократии, где каждая власть служит противодействием другой. Такое государство в процветании и равновесии. Примеры: аристократическая Спарта, Карфаген, но особенно Рим, где действует 3 ветви власти: монархическая (консулат), аристократия (сенат) и демократия (народное собрание).

 

Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима

Творчество Цицерона и римских юристов. История политической и правовой мысли Древнего Рима насчитывает целое тысячилетие. Его историю делят на 3 периода:

1. царский (VIII – VI вв. до н.э.);

2. республиканский (VI – I в. до н.э.);

3. императорский (I в. до н.э.- V в. н.э.).

Единая Римская империя в 395 г. н.э. была разделена на Западную (столица Рим) и Восточная (Константинополь, Византийская империя – которая просуществовала до 1453 г.). За исторически короткий срок Рим превращается в крупнейшую рабовладельческую империю.

Особенности:

1. тесная связь, преемственность с философией, политико-правовыми учениями Древней Греции;

2. учения Древнего Рима выражали отношения зрелого рабовладельческого общества, когда возникает крупная земельная собственность, появляется огромное количество рабов, идет острая борьба между плебеями и патрициями, которая поставила господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. В результате появляется юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний. В трудах римских юристов детально обосновываются институты и нормы, определяется правовой статус свободных нравов, право собственности, порядок наследования, виды сделок и т.д.;

3. изменилась политическая теория, когда республиканская форма правления была заменена монархическим режимом. Официальной идеологией становятся идеи космополитизма, мирового господства Рима, концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора;

4. большое влияние на идеологию римского общества оказало философия стоиков. Древнеримские стоики (Сенека, Марк Аврелий) говорили о «духовном равенстве» всех людей, о неотвратимости судьбы, о необходимости подчиниться мировому закону. Пессимизм и мистицизм римских стоиков нарастал с усилием кризиса и распада Древнего Рима. Он был идейным предтеча христианства, которое зародилось среди социальных низов (рабы и женщины). И если в II – III в. христианская религия была в оппозиции официальному Риму, то в IV веке она была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

Видным идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор и государственный деятель из сословия всадников Марк Туллий Цицерон. Его учение сочетало идеи Платона, Аристотеля и стоиков и защищало интересы знати, крупных землевладельцев, нобилитета (аристократии). Лучшими людьми он считает крупных землевладельцев, с презрением говорит о людях физического труда, а также торговцах, ростовщиках. Подражая Платону, свои идеи он изложил в работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в многочисленных судебных и политических речах. Был сторонником естественного характера происхождения государства.

Причиной происхождения государства он считает присущую человеческой природе общительность, определял государство как «дело народа», основанное на общности права и всеобщей пользе. Государства нет там, где власть опирается на насилие и произвол. Отрицая договорной характер возникновения государства, Цицерон главную причину его возникновения видел не слабости людей и их страхе, а во врожденной потребности жить вместе. Семья – первоначальная ячейка общества и из нее постепенно, естественным путем возникает государство (как у Аристотеля). Причина образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности – нарушение справедливости и права.

Право – основа государства, а само государство – не только моральное, но и правовое сообщество (стоит у истоков правового государства). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Цицерон выводит возникновение права из понятия закона, как силы природы. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона. Естественное право возникает раньше писанного. В его основе лежит справедливость – «она воздает каждому свое». Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. Частная собственность возникает не от природы, а в результате либо захвата, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Цицерон положительно оценивал значение богатства и договоров в общественной жизни и считал, что государство «держится на кредите». Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости (над миром правит разум). В интересах укрепления рабовладельческого государства Цицерон высказывает идею об активном участии верхушки в политической жизни. Государственная деятельность – высшее проявление человеческой добродетели.

Цицерон подробно останавливается на классификации государственных форм, различая демократическую, аристократическую и монархическую формы государства. Он считал, что демократия самая порочная из всех форм государственного устройства. Цицерон выделяет три основные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Лучшая – монархия. Политический идеал – аристократическая сенатская республика. Каждая форма неизбежно вырождается: в тиранию, господство клики богатых и власть черни. Наиболее совершенная форма правления – смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. Это Римская республика в прошлом – где монархические начала представлены властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов. Одобряя захватнические войны Рима, он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства (конец жизни прошел в борьбе против военной диктатуры триумвирата (Антония, Октавиана, Лепида). Цицерон выступил от имени «всей Италии» и играл роль «единовластного демагога». После победы триумвирата имя Цицерона было включено в проскрипционные списки, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был казнен). Учение Цицерона оказало большое внимание на римских и христианских авторов, мыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей.

 

Учение римских юристов о государстве и праве

Политические и правовые воззрения римских юристов отражают ожесточенную борьбу рабов и рабовладельцев, римских граждан и покоренными ими народов в период кризиса и разложения римского общества. Они были выразителями интересов рабовладельческой аристократии. Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II – I в. до н.э. считается, что начало светской юриспруденции, связано с именем Гнея Флавия, вольноотпущенника и писца государственного деятеля Аппия Клавдия Цека. Он похитил и опубликовал составленный Аппием сборник юридических формулировок, используемых в процессе. Эта публикация получила название «Jus civile Flavianum» (цивильное право Флавия).

Начало публичному обучению юриспруденции положил Тиберий Корунканий, который в присутствии учеников разбирал юридические вопросы и открыто высказывал свое мнение.

Светская юриспруденция была порождением тех слоев рабовладельческой знати, которая была заинтересована в правовой охране частной собственности с одной стороны и с другой стороны выступила против расширения законотворческой деятельности государства в сфере имущественных отношений, больше полагаясь на советы и консультации избранных юристов (на свои деньги), чем на писаный закон. Расцвет римской юриспруденции падает на I в. до н.э. – III в. н.э. – период ранней империи, когда императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената предоставляют наиболее выдающимся юристам, право давать разъяснения и толкования от имени императора, обязательные для судей, которые нередко приравнивались к закону. Так император Валентиниан III (426 г. н.э.), издал специальный закон о придании законной силы высказываниям пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина. При разных мнениях – спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Также закон признавал значение «цитируемых юристов»: Сабина, Сцеволы, Юлиана, Марцелла.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которые включали:

1. Институции (освещение основ римского права для начального обучения);

2. Дигесты или пандекты (собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов);

3. Кодекс Юстиниана (собрание императорских Конституций).

Кодификация была осуществлена выдающимся юристом IV в. – Трибонианом.

Деятельность римских юристов включала в себя:

1. respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц;

2. cavere – сообщение формул и помощь при заключении сделок;

3. agеre – сообщение формул для ведения дел в суде.

Они оформляли свое мнение в письменной форме в присутствии свидетелей и на основе действующего права, путем интерпретации правовых норм справедливости создавая новые нормы права – нормы jus civile (цивильное право). Наибольший вклад они внесли в разработку проблем права, причем подчеркивали, что в «цивильном праве всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто» (я волен). Понятие права, юристы выводили из идеи стоиков мирового, всеобщего закона природы. Помимо Ульпиана, слово jus (право) получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, по определению Цельса, право – это искусство добра, равенства и справедливости. Из понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие предписания права: жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит. Римские юристы постоянно подчеркивали необходимость и долженствование в праве. Показательны высказывания Павла: «Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать». Юристы не отделяли еще право от нравственности, не считали его источником мирового божественного разума.

В составе права юристы выделили три части:

1. естественное право (jus naturale);

2. право народов (jus gentium);

3. право граждан (jus civile).

Естественное право распространяется и на людей и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов касается только людей. По этому праву римляне строят свои отношения с покоренными народами, соседними государствами. Этим правом введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. Гай называл его собственным правом государства. Источником этого права Папиниан называл законы решения плебеев, постановления сената, «мнения мудрых» и т.д. Различение права народов и права граждан имело цель оправдать рабство, агрессорские войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам.

Римские юристы делили право на частное и публичное. По формуле Ульпиана, публичное право – относится к положению государства, а частное – к пользе отдельных граждан.

Римские юристы заложили основы цивилистики, теории гражданского права, разрабатывая в основном вопросы частного права. Они разграничили виды сделок, формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права. В отличие от публичного права разработали правовые положения святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и т.д. Они оправдывали агрессивную политику римского государства, неограниченную власть римских императоров. «Что угодно принцепсу, имеет силу закона, - считал Ульпиан, - так как народ свою власть уступил императору». Римские юристы, пытаясь обосновать покорность и смирение, хотели продлить существование римской империи.

Именно римские юристы стоят у истоков юриспруденции, как самостоятельной отрасли знаний.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода | Политические и правовые учения первоначального христианства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.