Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды занятости




Под трудовыми ресурсами принято понимать часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления общественно полезной деятельности.

Понятие трудовых ресурсов.

Тема 5. Понятие трудовых ресурсов, стадии их воспроизводства.

Баланс трудовых ресурсов региона.

 

 

Изучение отечественной экономики труда обычно начинается с исследования проблем трудовых ресурсов, которыми располагает общество в данный период времени. Такая постановка вопроса продиктована признанием ведущей роли человеческого фактора в развитии производства.

Трудовые ресурсы – это наиболее обобщающий количественный показатель совокупного работника. Понятия «трудовой потенциал», «человеческий фактор» являются их качественными характеристиками.

Термин «трудовые ресурсы» был введен в оборот академиком Струмилиным в 20-е годы и применяется в отечественной экономической литературе и практике статистического учета и прогнозирования вплоть до настоящего времени.

Введение этого понятия было вызвано потребностью в централизованной оценке людских ресурсов страны для обеспечения поступательного развития общественного производства. В условиях, когда законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться, строгий статистический учет трудовых ресурсов был основой государственного планирования в совокупности с природными и финансовыми ресурсами.

В настоящее время в учебной литературе при определении трудовых ресурсов фразу "осуществление общественно полезной деятельности" заменяют «работой в какой-либо сфере приложения труда» либо «полезной деятельностью», не выделяя, тем самым, ее общественный характер. Это обусловлено расширением видов трудовой деятельности, относимых к занятию трудом, на которые соответственно распространено и понятие "трудовые ресурсы".

В плановой экономике основное внимание уделялось общественному производству и ресурсам труда для его осуществления, поэтому понятие "трудовые ресурсы" относилось только к общественному производству. При этом проблемы трудовых ресурсов изначально рассматривалась применительно к обществу в целом.

В настоящее время для экономики страны и занятости населения имеют значение все сферы и виды трудовой деятельности, поэтому трактовка понятия «трудовые ресурсы» стала более широкой по сравнению с первоначальной трактовкой. Исходя из трех уровней хозяйствования, проблемы трудовых ресурсов изучаются на макро- и мезо- уровнях, т. е. применительно к обществу в целом и отдельно взятому региону страны (территориальная дифференциация показателя). Определенные изменения периодически вносятся в методологию учета, как численности, так и состава трудовых ресурсов, что позволяет использовать данное понятие в современных условиях.

Для уяснения социально-демографического состава трудовых ресурсов необходимо знать следующее.

1. В составе всего населения страны (региона) выделяют категорию "население в трудоспособном возрасте", к которому относят всех женщин в возрасте 16-54 года и всех мужчин в возрасте 16-59 лет. В соответствии с этим население страны (региона) делится на 3 возрастные группы:

·население моложе трудоспособного возраста;

·население в трудоспособном возрасте;

·население старше трудоспособного возраста.

2. В зависимости от способности к труду в составе населения трудоспособного возраста выделяют трудоспособных и нетрудоспособных лиц. К нетрудоспособным лицам относят инвалидов I и II групп (в возрасте 16 лет и старше). Также выделяют лиц, которые оформлены на пенсию на льготных условиях в соответствии с действующим трудовым законодательством и не работают (женщины 45-54 года, мужчины 50-59 лет). За вычетом из состава населения трудоспособного возраста инвалидов I и II групп и неработающих пенсионеров, получающих пенсию на льготных условиях, остается основная способная к труду категория "трудоспособное население в трудоспособном возрасте".

3. Среди лиц нетрудоспособного возраста (дети, подростки, пенсионеры по старости) выделяют тех, кто трудится - работающие подростки в возрасте до 15 лет и работающие пенсионеры по старости.

Исходя из деления населения по возрасту и способности к труду, в практике планирования и статистического учета к трудовым ресурсам относят трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также работающих подростков и работающих пенсионеров. При этом в составе трудоспособного населения выделяют отдельной строкой иностранных трудовых мигрантов.

Трудоспособное население и население в трудоспособном возрасте – это разные по численности и составу категории. Трудоспособное население является основной частью населения трудоспособного возраста и включает только тех лиц, которые признаются трудоспособными. Так, в Красноярском крае доля трудоспособных в населении трудоспособного возраста составляет более 98%.

Проблемной для отнесения к нетрудоспособным является категория не работающих пенсионеров трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях. В практике определения трудовых ресурсов данная категория может быть рассчитана лишь приближенно.

Таким образом, категория "трудовые ресурсы" имеет строго очерченные демографические пределы. Возрастные границы трудовых ресурсов определяются законодательно. В разные периоды развития страны нижняя граница трудоспособного возраста менялась. Так, в период 1-й пятилетки (1929-1933 гг.) она составляла 14 лет. К концу 2-й пятилетки (к 1937 г.) она была повышена до 15 лет. В годы ВОВ она вновь опустилась до 14 лет, а затем вплоть до настоящего времени установлена на уровне 16 лет. До недавнего времени нижняя граница трудоспособного возраста совпадала с годом получения статуса гражданина (получение паспорта). В последние годы паспорт подростки получают в 14 лет, но трудоспособными гражданами по-прежнему признаются лишь в 16 лет.

Периодически поднимается вопрос о повышении верхней границы трудоспособного возраста путем увеличения возраста назначения пенсии по старости, что будет способствовать увеличению численности трудовых ресурсов. Однако в нашей стране этот вопрос остается дискуссионным.

В целом границы трудоспособного возраста учитывают биологические факторы, продолжительность общеобразовательной и специальной подготовки, среднюю продолжительность жизни, возможности государства содержать пожилых людей.

Понятие "трудовые ресурсы" отличается от понятия "рабочая сила". С качественной стороны отличие определяется следующим.

Согласно определению понятия "рабочая сила", которое было сделано К. Марксом и длительное время употреблялось в отечественной экономике, "рабочая сила" – это совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает организм, живая личность и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости".

Из этого определения следует, что понятие "рабочая сила" относится к индивидууму во взаимосвязи с процессом производства потребительных стоимостей и характеризует способность к труду как таковую.

Понятие "трудовые ресурсы" относится к части населения, обладающей не только физическим развитием, умственными способностями как таковыми, но и знаниями для осуществления полезной деятельности. Оно показывает потенциальную массу живого труда, которым располагает общество (регион) в данный момент времени.

С количественной стороны "трудовые ресурсы" существенно отличаются от "рабочей силы" как по численности, так и составу. В классическом понимании понятие "рабочая сила" связывают с реальной трудовой деятельностью, поэтому оно характеризует действующую совокупность работников. Понятие "трудовые ресурсы" включает действующих и потенциальных работников. При этом в состав трудовых ресурсов входят лица, которые не будут трудиться ни при каких условиях, а также лица, имеющие состояние, позволяющее им не заниматься трудовой деятельностью, что служит основанием для критики данного показателя.

Очевидно, что рабочая сила, как численность занятых, является подмножеством множества "трудовые ресурсы", состоящего из численности занятых и незанятых трудоспособных лиц. Следовательно, по количеству и составу "трудовые ресурсы" – более емкое понятие.

 

 

Баланс трудовых ресурсов.

 

Экономика труда исследует проблемы воспроизводства трудовых ресурсов. Выделяют 3 фазы (стадии) их воспроизводственного цикла: формирование; распределение; использование.

Все фазы воспроизводства трудовых ресурсов находят отражение в балансах трудовых ресурсов, которые ежегодно составляют федеральные и территориальные органы государственной статистики в среднегодовом исчислении (все данные приводятся в среднем за год).

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей. Первая часть баланса отражает процесс их формирования, вторая – процесс их распределения и использования. Каждая часть характеризует один из двух возможных способов определения общей численности трудовых ресурсов. В целом баланс дает развернутую картину формирования, распределения и использования численности трудовых ресурсов страны (региона).

В I части баланса приводится общая численность трудовых ресурсов, а также ее распределение по источникам их формирования:

- численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, включая иностранных трудовых мигрантов;

- численность работающих пенсионеров и подростков.

Часть населения, которая формирует трудовые ресурсы и учитывается государственной статистикой, схематично может быть представлена в следующем виде:

 

 


 

Ч тр = Чтн + Чтм. + Чрпп..

 

Так, например, по данным за 2002 год численность трудовых ресурсов Красноярского края составила 1934 тыс. человек, в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 1855 тыс. человек (свыше 96%), из него работающие граждане других государств – 13 тыс. чел. Лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике, составили 79 тыс. человек (4%).

Во II части баланса приводится состав (структура) трудовых ресурсов – занятые на основной работе + обучающиеся с отрывом от производства + прочие незанятые трудоспособные лица. Численность занятых на основной работе распределяется по сферам и отраслям занятости. Нераспределенный остаток трудовых ресурсов - это военнослужащие, безработные и другие категории незанятого в экономике трудоспособного населения.

Распределение численности трудовых ресурсов по категориям во II части баланса можно представить в виде следующей схемы:

 

 


Чтр = ЧЗ + ЧОБ + ЧПР.

 

Иностранные трудовые мигранты входят в численность занятых. К работающим подросткам не относятся те, кто временно занят в свободное от учебы время.

Методология отражения в балансе численности занятых в экономике периодически изменяется. Так, лица, занятые ведением домашнего и личного подсобного хозяйства до 1996 года относились к нераспределенному остатку трудовых ресурсов (прочие категории). В последующие годы их стали включать в состав занятого в экономике населения, но порядок их отнесения к той или иной категории меняется. Например, в балансе за 2002 год они объединены с лицами, занятыми индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, производством товаров и услуг для реализации.

Применительно к Красноярскому краю во II части баланса за 2002 год отражено следующее распределение общей численности трудовых ресурсов: а) среднегодовая численность занятых в экономике на основной работе составила 1439 тыс. человек (74%), в том числе в материальном производстве – 976 тыс. человек, в непроизводственной сфере – 463 тыс. человек; б) все трудоспособное население, не занятое в экономике, составило 495 тыс. человек, из них учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы – 171 тыс. человек. Нераспределенный остаток трудовых ресурсов составил около 17% от общей численности трудовых ресурсов.

В аналитических таблицах, прилагаемых к балансу, приводится распределение среднегодовой численности занятых на основной работе по отраслям экономики и формам собственности, а также по категориям занятых. Так, например, из общей численности занятых трудовых ресурсов Красноярского края в организациях государственной и муниципальной форм собственности работают 592 тыс. чел. (41%), в общественных объединениях и организациях – 5 тыс. чел., в организациях смешанной формы собственности (без иностранного участия) – 158 тыс. чел. (11%), в организациях с иностранным участием – 82 тыс. чел., в частном секторе – 602 тыс. человек (42%).

Численность трудовых ресурсов постоянно меняется вследствие непрерывной смены поколений.

К основным причинам уменьшения численности трудовых ресурсов относят: а) сокращение числа лиц, вступающих в трудоспособный возраст, в результате снижения рождаемости и (или) увеличения смертности в детском возрасте; б) выход на пенсию по старости более многочисленной группы лиц по сравнению с численностью лиц, вступающих в трудоспособных возраст либо по сравнению с предшествующим периодом; в) выбытие вследствие приобретения инвалидности; г) смертность в трудоспособном возрасте; д) отток трудоспособного населения за пределы страны (региона) - эмиграция.

При общем уменьшении численности трудовых ресурсов она может увеличиваться по отдельным их категориям за счет перераспределения. Например, обучающиеся лица, безработные, находящиеся на военной службе могут рассматриваться как внутренние источники пополнения сферы занятости. В свою очередь, сфера занятости, а также обучающиеся могут стать источниками пополнения числа безработных при той же общей численности трудовых ресурсов.

Численность трудовых ресурсов может увеличиться по следующим причинам: а) вступление в трудоспособный возраст более многочисленных контингентов молодежи вследствие увеличения рождаемости; б) выход на пенсию по старости менее многочисленных групп по сравнению с предыдущим периодом либо по сравнению с численностью лиц, вступающих в трудоспособный возраст; в) более широкое применение труда лиц пенсионного возраста; г) снижение показателей смертности и инвалидности в трудоспособном возрасте; д) приток трудовых мигрантов из-за пределов страны (региона) - иммиграция.

На численность трудовых ресурсов существенно влияет динамика общей численности населения. Однако динамика трудовых ресурсов и динамика численности населения могут не совпадать. Это обусловлено влиянием временно'го лага. На численность трудовых ресурсов оказывает влияние не столько текущая демографическая ситуация, сколько те демографические процессы, которые протекали, как минимум 16 лет назад.

Вследствие запаздывания процесса формирования трудовых ресурсов возможна ситуация, когда численность трудовых ресурсов увеличивается на фоне сокращения общей численности населения и наоборот. В частности, предыдущие 10 лет развития страны, в том числе Красноярского края, характеризовались увеличением численности трудовых ресурсов при неуклонном сокращении численности населения. Изменение в динамике численности трудовых ресурсов ожидается в 2007-2008 годах.

Численность трудовых ресурсов и ее динамику можно оценить лишь приближенно, так как непрерывная и относительно быстрая смена поколений не позволяет сделать это точно. Кроме того, затруднен учет численности неработающих пенсионеров трудоспособного возраста. Также весьма трудно учесть неорганизованную трудовую миграцию.

Для количественной оценки среднегодовой численности трудовых ресурсов необходимо располагать статистическими данными о возрастном составе населения, данными управлений (отделов) социальной защиты населения о численности инвалидов I и II группы в трудоспособном возрасте и данными Пенсионного фонда о численности работающих пенсионеров по старости.

Для оценки динамики трудовых ресурсов на практике фиксируют их состояние (численность и состав по укрупненным категориям) в среднем за год. По этим данным выявляют тенденцию изменения их численности и состава за определенный промежуток времени (Чmp i, i = 1, 2, 3... n, где n - лет).

Другой способ состоит в следующем. Определяется базовая численность трудовых ресурсов (Чб), как правило, по материалам переписи населения, а в период между переписями она корректируется методом передвижки возрастов с учетом по каждой возрастной группе вероятности дожития до определенного возраста (статистика располагает коэффициентами дожития). Так, численность населения в возрасте 15 лет умножается на коэффициент, характеризующий вероятность дожития до 16 лет, аналогично определяется численность лиц, которые могут выйти на пенсию в следующем году, тогда ЧТР б + Ч151 – Ч54(59)2 (без учета миграции).

Прогноз изменения динамики трудовых ресурсов можно дать приближенно путем изучения характера изменения демографических процессов в предшествующие полвека и качественной оценки на этой основе численного соотношения тех контингентов лиц, которые будут вступать в трудоспособный возраст и выходить на пенсию по старости в прогнозном периоде. При наличии соответствующих прогнозных данных можно также учесть ожидаемое изменение состояния здоровья населения, границ трудоспособного возраста, интенсивности и направленности миграционных процессов и т. д.

 

Стадии воспроизводства трудовых ресурсов.

 

Процессы воспроизводства трудовых ресурсов зависят от демографической и экономической ситуации в стране (регионе), а также состояния рынка труда. Каждая стадия воспроизводства трудовых ресурсов имеет свои особенности. Рассмотрим их в последовательности смены фаз.

Формирование трудовых ресурсов. Источниками пополнения численности трудовых ресурсов являются: а) молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; б) неработающие пенсионеры трудоспособного возраста; в) пенсионеры по старости, прежде всего первого пенсионного пятилетия, и подростки; г) трудовые мигранты, в том числе иностранные. Основным источником пополнения трудовых ресурсов в настоящее время считается молодежь, имеющая наибольший срок потенциальной трудоспособности.

Формирование трудовых ресурсов страны (региона) происходит под воздействием демографических процессов, т. е. естественного прироста населения (соотношения рождаемости и смертности) и миграционного прироста (масштабов миграции). Поэтому при анализе их формирования изучают показатели естественного и механического движения населения за ряд лет.

Естественный прирост населения = число родившихся – число умерших за год. Механический прирост = число прибывших мигрантов – число выбывших за пределы региона в течение года Миграционный прирост нередко определяют как сальдо миграции. Миграцию оценивают также по показателю миграционного оборота как суммарную численность прибывших и выбывших в течение года.

           
     
 

Показатели, как правило, определяются в расчете на каждую 1000 населения, т. е. рассчитывают коэффициенты рождаемости, смертности, естественного и механического прироста.

 
 

где ЧН - среднегодовая численность населения (обычно население определяется на дату, поэтому среднегодовую численность нужно рассчитывать путем суммирования численности населения на начало и конец года и деления на два), чел.; Чр – число родившихся за год, чел; Чу – число умерших за год, чел.; Чп – число прибывших в регион за год из других районов страны, других стран, чел.; Чв – число выбывших за пределы региона за год, чел.

Коэффициенты определяются со знаком (+,-), измеряются в промилле (‰) и показывают число родившихся, умерших, миграционный и естественный прирост населения в расчете на каждую тысячу жителей.

При анализе механического (миграционного) прироста выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция характеризует обмен населения региона с населением других регионов или стран, тогда как внутренняя – обмен населением внутри региона. Внутренняя миграция влияет на формирование трудовых ресурсов муниципальных образований в составе региона (городов и районов). Так, отток сельского населения приводит к увеличению трудовых ресурсов городов и сокращению сельских трудовых ресурсов. Внешняя миграция учитывается при оценке численности трудовых ресурсов страны или региона в целом.

Выделяют также маятниковую миграцию. Она характеризует процесс движения трудовых ресурсов, при котором люди, проживающие в одном населенном пункте, работают в другом, совершая ежедневные или по графику поездки из одного населенного пункта в другой. Этот вид миграции не влияет на численность трудовых ресурсов, но принимается во внимание при оценке занятости населения.

Проблемы формирования трудовых ресурсов напрямую связаны с демографической политикой государства. Так, в 50-х годах ХХ столетия численность трудовых ресурсов страны увеличивалась в связи с вступлением в трудоспособный возраст детей довоенного поколения. В 70-е годы вследствие невысоких показателей рождаемости в послевоенные годы прирост их численности, будучи положительным, начал уменьшаться. В 80-е годы на уровне правительства страны были приняты меры по поддержанию материнства и детства, которые обеспечили прирост трудовых ресурсов в 90-е годы, но темпы прироста неуклонно уменьшались по различным причинам, в том числе в связи с выходом на пенсию лиц, родившихся в предвоенные годы, когда показатели рождаемости были высоки.

В ближайшие годы ожидают абсолютное уменьшение численности трудовых ресурсов страны. Численность трудоспособного населения России начала снижаться в 2006 году. Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН выявлена общая закономерность: чем выше темпы роста ВВП, тем больше дефицит трудовых ресурсов. Наиболее остро этот дефицит даст себя знать в 2010-2015 годах. Одновременно произойдет старение генофонда вследствие уменьшения доли детей и молодежи:

 

Год Численность населения на начало года по прогнозу Госкомстата РФ, %
моложе трудоспособного возраста трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста
  19,3 60,0 20,7
  16,1 63,0 20,9
  15,5 61,8 22,7
  15,9 59,0 25,1

 

"Замещающая миграция" лишь частично решает проблему, поэтому человеческий фактор становится приоритетом развития экономики страны. В связи с этим правительством предпринимаются конкретные шаги, направленные на повышение рождаемости. Эффективность этих мероприятий может проявиться не ранее, чем через 16 лет, возможным увеличением численности трудовых ресурсов, так как динамика трудовых ресурсов повторяет динамику населения с запаздыванием.

На стадии формирования трудовых ресурсов, помимо динамики их численности, изучают изменение их половозрастного состава по соотношению численности мужчин и женщин, по соотношению численности разных возрастных групп, например, 16-29 лет, 30-50 лет, 51-54 (59) лет.

Трудовые ресурсы представляют собой ту часть населения, которая обладает профессиональными качествами, поэтому этап их формирования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку, позволяющую производить материальные блага или услуги применительно к современным условиям производства.

С позиции формирования и развития способностей к труду непрерывный для общества в целом процесс образования является дискретным для каждого отдельно взятого члена общества и состоит из нескольких этапов:

1 этап – формирование у каждого члена общества системы общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности (на этом этапе даются фундаментальные, наиболее стабильные знания);

2 этап – формирование у каждого члена общества системы профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, т. е. приобретение специальных конкретных знаний;

3 этап – периодическое обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, умений, навыков, обеспечивающих повышение эффективности труда в изменяющихся технико-технологических условиях и организации производства;

4 этап – формирование у всех членов общества знаний и умений, не связанных с профессиональной деятельностью, а обеспечивающих удовлетворение многообразных интеллектуальных потребностей человека, всестороннее развитие его личности.

Качественные характеристики трудовых ресурсов, такие, например, как уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, можно оценить по материалам переписи населения или выборочных обследований по проблемам занятости.

Указанным этапам подготовки трудовых ресурсов соответствуют реализуемые в России программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Цель общеобразовательных программ – формирование общей культуры личности, адаптация ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным программам относятся программы: дошкольного образования; начального образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы имеют целью последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов и рабочих соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образрвания; послевузовского профессионального образования.

На микроуровне изучают процессы формирования персонала. В современных условиях субъект профессиональной деятельности должен соответствовать требованиям инновационно-ориентированной экономики, что предполагает приобретение следующих качеств:

- высокий профессиональный уровень, творческие способности, получающие свое проявление в чувстве нового, возможности видеть недостатки и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень своего образования и квалификации;

- экономическое мышление, обусловливающее умение определять оптимальные пути повышения эффективности производства;

- овладение новейшими приемами технологических, проектно-конструкторских разработок;

- высокая технико-технологическая культура, ориентация на самое рациональное использование экономических и природных ресурсов и т. п.;

- хорошая подготовка к организационной и управленческой деятельности, знание новейших методов и форм организации труда, умение эффективно организовать труд коллектива, контактировать с партнерами;

- выработка определенных психологических качеств – целеустремленности, добросовестности, трудолюбия, преданности коллективу, психологической устойчивости и т. п.

Необходимость формирования кадрового потенциала новой экономики с указанными качественными параметрами работников предопределяет ведущую роль системы профессионального образования в данном процессе.

Персонал предприятия (организации, фирмы) представляет собой занятую часть трудовых ресурсов, которая формируется и используется на предприятии. Понятия «трудовые ресурсы» и «персонал», будучи самостоятельными экономическими категориями, взаимосвязаны. Взаимосвязь понятий «трудовые ресурсы» и «персонал» в процессе их формирования можно представить в виде схемы:

 
 

 

 


Проблемы формирования и использования персонала являются предметом дисциплины «Управление персоналом». Экономика труда рассматривает лишь отдельные аспекты его использования в части организации, нормирования, оплаты, условий труда, резервов роста производительности труда, анализа и планирования трудовых показателей и некоторые другие.

Распределение трудовых ресурсов. Распределение трудовых ресурсов представляет собой процесс их перемещения по отраслям, сферам и видам трудовой деятельности, а также по территориям региона и регионам страны. Этот процесс осуществляется под воздействием экономических факторов и рыночных механизмов.

Для оценки изменений, произошедших в распределении трудовых ресурсов за определенный период времени, определяют отраслевую и территориальную структуру занятости по показателю удельного веса (доли) численности занятых в той или иной отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых по формуле:

, i = 1, 2,..., п

где Чзi – численность занятых в i-ой отрасли (сфере деятельности) в среднегодовом исчислении, чел.; Чз – среднегодовая численность занятых по балансу трудовых ресурсов региона, п – число отраслей.

Так, отраслевая структура занятости в экономике Красноярского края характеризуется следующими данными: промышленность – 24%; сельское и лесное хозяйство – 10,5%; транспорт и связь – 7,5%; строительство – 7%; торговля и общественное питание – 16%; прочие виды деятельности сферы материального производства – 3%; ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 6,4%; здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение – 7%; образование – 9,6%; культура и искусство, наука и научное обслуживание – 3%; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение –1%; управление – 5%.

Аналогично определяется территориальная структура занятости, при этом Чз – среднегодовая численность занятых по стране в целом, а Чзi – численность занятых в i-ом регионе страны по балансу трудовых ресурсов.

Так же оценивают распределение трудовых ресурсов по категориям, а именно: доля занятых в общей численности трудовых ресурсов (уровень занятости); доля обучающихся с отрывом от работы; доля нераспределенного остатка трудовых ресурсов в общей их численности, доля работающих пенсионеров и иностранных трудовых мигрантов и т. д.

Анализ перечисленных показателей в динамике характеризует изменения, произошедшие за период в распределении трудовых ресурсов, отраслевой и территориальной структуре их занятости.

Рассматривая фазу распределения трудовых ресурсов как самостоятельную стадию их воспроизводственного цикла, следует выделить те изменения, которые произошли с переходом нашей страны к рыночным отношениям. Плановое ведение народного хозяйства обеспечивало активное государственное воздействие на процесс распределения трудовых ресурсов по отраслям, сферам занятости и территории страны на основе всеобщности труда, планирования численности работников, распределения молодых специалистов и др. Выделялись такие сферы как сфера обобществленного труда (предприятия и организации), сфера личного труда, сфера обучения, сфера вооруженных сил.

Высокие темпы развития госсектора экономики обеспечили соответствующие темпы увеличения доли рабочих и служащих и уменьшения доли колхозников, рост занятости в сфере обучения. Пополнение этих сфер занятости в начальный период развития общественного производства происходило за счет сокращения сферы личного труда, которая длительное время была основным источником пополнения женской рабочей силы. В последующие годы вплоть до настоящего времени основным и практически единственным источником пополнения трудовых ресурсов стала молодежь, вступающая в трудоспособный возраст.

С переходом страны к рыночной экономике в распределении трудовых ресурсов произошли значительные изменения:

· сократилась доля занятых в государственном секторе и возросла в частном;

·уменьшилась доля занятых в материальном производстве в пользу непроизводственной сферы;

·официальный статус получила занятость иностранных трудовых мигрантов, в связи с чем возникли новые проблемы;

·в составе трудовых ресурсов появились вынужденно незанятые трудоспособные лица (безработные), а также добровольно незанятые по различным причинам, так как труд перестал быть обязанностью;

·существенную роль в распределении трудовых ресурсов по отраслям и сферам занятости стал играть рынок труда.

Таким образом, особенность современного этапа воспроизводства трудовых ресурсов состоит в том, что процесс их распределения и перераспределения протекает под воздействием ситуации на территориальных рынках труда.

Использование трудовых ресурсов. Строго говоря, трудовые ресурсы – это совокупные способности определенной категории людей к трудовой деятельности. Форма реализации этих способностей есть "занятость", поэтому она рассматривается как фаза использования трудовых ресурсов в их воспроизводственном цикле.

Фазы распределения и использования трудовых ресурсов иногда объединяют в одну, так как обе они определяют масштабы их занятости и ее отраслевую структуру.

Как социально-экономическая категория, занятость – это общественно-полезная деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Она характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с целью получения дохода и отражает общественное устройство труда.

Отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в жизни общества. Они показывают, во-первых, все ли социальные группы или трудоспособные лица в целом участвуют в общественном производстве, а во-вторых, какова степень их участия. Поэтому занятость является одним из важнейших макроэкономических показателей. Однако ее рассматривают не только с позиции общества, но и в территориальном аспекте, а также применительно к отдельным социальным группам.

Количественная характеристика занятости – это численность занятых (работающих). Численность занятых и их удельный вес в составе трудовых ресурсов показывают, в какой степени используются наличные трудовые ресурсы, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами. На основе данных баланса трудовых ресурсов доля трудовых ресурсов, занятых в экономике на основной работе, определяется по формуле:

где Чз - численность занятых в среднем за год, тыс. чел., Чтр – численность трудовых ресурсов, тыс. чел..

Степень использования трудовых ресурсов можно измерить не только по показателю среднегодовой численности занятых, но и по числу часов рабочего времени (фонд отработанного рабочего времени). Этот показатель позволяет учитывать частичную или неполную занятость, вторичную занятость. Статистика труда ведет учет показателя занятости по среднесписочной численности работников и в часах рабочего времени.

На занятость влияет общее состояние экономики. Структурные изменения в производстве неизбежно приводят к изменению структуры занятости (отраслевой, профессиональной). Это изменение оценивают по изменению численности работников конкретной отрасли (профессии) и ее удельного веса в общей численности занятых, используя общепринятую формулу:

где i- отрасль (профессия), Чзi, Чзо – соответственно численность занятых в i-ой отрасли (по i-ой профессии) и общая численность занятых в отрасли (стране, регионе).

В период плановой экономики изменения в соотношении численности занятых трудовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере зависели от уровня развития производительных сил и производительности общественного труда. В рыночной экономике на это соотношение также влияет рынок труда.

С другой стороны, уровень жизни, темпы и структура экономики, территориальное размещение производства тесно связаны и взаимообусловлены количеством и качеством трудовых ресурсов, структурой занятости по отраслям, профессионально-квалификационной структурой кадров. При территориальном и отраслевом размещении нового производства необходимо учитывать численность и состав местных трудовых ресурсов и уровень их занятости.

Половозрастные особенности занятости состоят в том, что самый высокий уровень занятости, как правило, наблюдается в возрастной группе 30-49 лет, несколько ниже он у лиц предпенсионного возраста и еще ниже у молодежи. Уровень занятости мужчин обычно выше, чем женщин.

Использование рабочей силы или иначе занятость предполагает определенную организацию труда на предприятиях. Под организацией труда на предприятиях понимаются конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда. Организация труда всегда имеет две стороны – естественно-техническую и социально-экономическую. Эти стороны находятся в постоянном взаимодействии, составляя содержание организации труда.

Содержание организации труда различается на уровне общества и предприятия. Общественная организация труда или иначе организация общественного труда (в масштабах общества) характеризуется следующим:

Ø методы привлечения людей к труду;

Ø способы взаимодействия людей со средствами производства;

Ø виды и формы разделения и кооперации труда;

Ø распределение общественного продукта;

Ø воспроизводство трудовых ресурсов.

Содержание организации труда на предприятии раскрывают следующие направления деятельности:

Ø разделение и кооперация труда, предполагающие распределение работников по трудовым функциям, объединенным в производственный процесс, рабочим местам, а также соответствующую группировку и комбинирование работников в трудовые коллективы;

Ø нормирование труда, предполагающее установление норм затрат труда на выполнение трудовых операций, работ, функций, как основа организации рабочих мест и определения эффективности производства продукции или оказания услуг;

Ø организация и обслуживание рабочих мест, охватывающая, во-первых, их рациональную планировку и оснащение, отвечающие антропометрическим и физиологическим данным человека и его эстетическому восприятию, во-вторых, эффективную систему обслуживания рабочих мест, позволяющую устранять потери рабочего времени и лучше использовать оборудование, в-третьих, аттестацию и рационализацию рабочих мест;

Ø организация подбора персонала и его развитие, включающие в себя планирование персонала, профориентацию и профотбор, найм персонала, разработку концепции развития персонала и ее практическую реализацию (планирование карьеры, продвижение по службе и т. д.);

Ø улучшение условий труда, предусматривающее снижение или устранение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда;

Ø эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;

Ø рационализация трудовых процессов, внедрение передовых методов труда, предполагающие изучение трудовых приемов работы с использованием различных способов и технических средств, отбор наиболее рациональных приемов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения, а также расширение и обновление научно-технической информации;

Ø укрепление дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины, формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в производственной и социальной жизни предприятия;

Особое место в организации труда занимает организация заработной платы, так как человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, с целью получения заработка. В связи с этим заработная плата (трудовой доход) является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства, и фактором эффективной организации труда.

Наряду с заработной платой, к факторам, оказывающим влияние на организацию труда, относятся, во-первых, научно-технический прогресс, систематическое совершенствование техники и технологии производства, во-вторых, организация производства в целом, в-третьих, психофизиологические факторы и особенности экологической среды, в-четвертых, факторы, связанные с характером задач, решаемых в разных звеньях системы управления производством.

Содержание организации труда изменяется по мере развития материально-технической базы производства и повышения культурно-технического уровня персонала. Каждому достигнутому уровню техники и технологии соответствуют свои формы организации труда.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что понимают под трудовыми ресурсами? Назовите категории трудовых ресурсов.

2. В чем отличие понятий «трудоспособное население» и «население в трудоспособном возрасте»?

3. В чем сходство и различие понятий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила"?

4. Назовите стадии воспроизводства ресурсов. В чем их отличие?

5. Охарактеризуйте структуру баланса трудовых ресурсов.

6. Назовите источники пополнения трудовых ресурсов.

7. Как можно определить численность трудовых ресурсов? Можно ли точно оценить численность трудовых ресурсов, если "нет", то почему?

8. Какие факторы влияют на формирование и использование трудовых процессов?

9. Как определить показатели естественного и механического движения населения?

10. Назовите и охарактеризуйте виды миграции, их влияние на воспроизводство трудовых ресурсов.

11. Как изменилось распределение трудовых отношений с переходом к рыночной экономике?

12. Что Вы понимаете под занятостью населения и как можно оценить масштабы занятости?

13. В чем отличие организации общественного труда от организации труда на предприятии?

14. Охарактеризуйте содержание организации труда на предприятии.

 

Тема 6. Экономически активное население. Характеристика занятости,

 

Термин «трудовые ресурсы» несет в себе то содержание, которое ему было дано изначально в условиях обязательности труда, т. е. охватывает всех трудоспособных граждан. Однако в современных условиях развития страны труд не является обязанностью, поэтому в состав трудовых ресурсов входят категории трудоспособного населения, которые не могут рассматриваться как потенциальные ресурсы труда страны (региона). В соответствии с мировой практикой учета реальным ресурсом труда является экономически активное население.

В начале 90-х годов (1993 г.) государственная статистика приступила к учету экономически активного и экономически неактивного населения. Подобная классификация населения рекомендована Международной организацией труда (МОТ). Экономически активное население – это часть населения в возрасте 15-72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Количественно эта категория населения состоит из занятых и тех безработных, которые активно ищут работу, используя различные источники информации и способы поиска.

При этом к занятым по методологии МОТ относят лиц, как правило, 16 лет и старше которые:

¾ выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, иную работу, приносящую доход (доходное занятие);

¾

временно отсутствовали на работе по уважительным причинам (болезнь, отпуск, забастовка и др.);

¾ выполняют работу на семейном предприятии без оплаты.

К безработным по методологии МОТ относят лиц, которые в рассматриваемый период времени:

¾ не имеют работы (доходного занятия);

¾ занимаются поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятий, предпринимали шаги к организации собственного дела, помещали объявления в печати, изучали их и др.);

¾ готовы приступить к работе;

¾ проходят обучение или переподготовку по направлению службы занятости[1].

Численность экономически активного населения страны (ЭАН) в 2003 г. составляла свыше 50% общей численности населения. По методологии МОТ уровень безработицы составлял 7,6% от ЭАН. В Красноярском крае эти показатели составили соответственно 53% и 11%.

Работающая часть населения как носитель трудовых отношений в обществе, а также те, кто не работает по различным причинам, но активно ищет работу, представляют объект, который имеет большое значение для оценки рынка труда. Деление экономически активного населения на занятых и безработных есть результат функционирования рынка труда. В зарубежной литературе экономически активно население также называют совокупной рабочей силой.

Категории «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» не тождественны. Численность трудовых ресурсов больше, т. к. они включают все трудоспособное население. Различаются эти категории и составом населения: в состав трудовых ресурсов входят категории, которые не относятся к экономически неактивному населению и, наоборот,в состав экономически активного населения входят категории, которые не относятся к трудовым ресурсам.

 

 
 

 

 


Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды относятся к безработным в составе экономически активного населения, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Численность экономически активного населения определяется органами государственной статистики по стране и регионам на основе выборочных обследований по проблемам занятости. Численность входящих в их состав занятых меньше, чем численность занятых на основной работе по балансу трудовых ресурсов за этот же период времени. Так, например, по балансу трудовых ресурсов Красноярского края численность занятых на основной работе составила в 2003 г. 1427 тыс. человек, а в составе экономически активного населения учтено 1392,8 тыс. человек, включая занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве, производством сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров или услуг для реализации.

Качественные характеристики экономически активного населения также определяются по материалам выборочных обследований, проводимых органами государственной статистики по проблемам занятости

В нашей стране данный показатель используется преимущественно для целей анализа рынка труда. Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:

, а соответствующей возрастной группы - ,

где i- возрастная группа в составе экономически активного населения, Чэан и Чнас – соответственно численность экономически активного населения и численность всего населения региона (страны).

 

Виды занятости.

В современных условиях формы занятости трудовых ресурсов включают работу по найму на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, предпринимательство, самозанятость, индивидуальную трудовую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, работу по ведению домашнего хозяйства и воспитание детей, исполнение государственных и общественных обязанностей. Поэтому сферу занятости можно определить как сферу приложения труда, имеющего как индивидуальный, так и общественный характер. В рамках этой сферы производится вся совокупность материальных, духовных и культурных благ общества. Сфера приложения общественного труда образует рынок труда. Сфера приложения индивидуального труда представляет собой занятость вне рынка труда, то есть занятость не по найму и не связанную с распределением и перераспределением благ общества.

Выделяют следующие виды занятости – полная, продуктивная, рациональная, эффективная.

Полная занятость характеризует такое состояние, при котором работой обеспечены все нуждающиеся в ней и желающие работать. Полная занятость отражает количественное и качественное соответствие между потребностью трудоспособного населения в рабочих местах и существующей системой рабочих мест или иначе сбалансированность спроса и предложения труда (рабочих мест). При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный (естественный) уровень безработицы.

Продуктивная занятость – это занятость в общественном производстве материальных благ и оказание услуг, что, в конечном счете, определяет уровень и качество жизни населения.

Рациональная занятость определяется различными экономистами по-разному. Чаще всего она предполагает использование трудоспособного населения на определенных видах работ с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня образования, квалификации. Некоторые экономисты предлагают измерять рациональную занятость отношением продуктивной занятости к общей. Но это придает термину "рациональная" иной смысл.

В условиях снижения численности трудовых ресурсов при расширении производства важное значение приобретает эффективное использование рабочей силы. Поэтому практическое применение получило понятие "эффективная занятость". Эффективная занятость рассматривается с двух точек зрения – экономической и социальной.

С экономической точки зрения эффективная занятость – это наиболее рациональное использование человеческого ресурса, без потерь, с наибольшим результатом. С социальной точки зрения эффективная занятость понимается как наиболее полное ее соответствие интересам человека труда.

Таким образом, эффективная занятость – это также и качественная характеристика использования трудовых ресурсов, тогда как полная – только количественная. Другое отличие полной и эффективной занятости состоит в том, что полная занятость по существу исключает безработицу, кроме отдельных ее форм, которые присутствуют при всех видах занятости.

Выделяют также вторичную занятость, как занятость не по месту основной работы Вторичная занятость может быть оформлена на условиях совместительства и по договору подряда. Совместительство есть одновременная работа по основному месту (основной профессии) и работа на другой штатной должности (профессии) в этой же или другой организации на условиях не выше 0,5 рабочего времени. Работа по совместительству в той же организации есть внутреннее совместительство, предполагающее замещение другой вакантной штатной должности этой организации. По совмещаемой работе, как и основной, ведется табельный учет рабочего времени, что требует присутствия на рабочем месте в соответствии с установленным графиком работы. Оплата производится за отработанное время в соответствии с установленным по замещаемой штатной должности размером заработной платы.

Вторичная занятость по договору подряда предполагает заключение договора между исполнителем и руководителем организации на выполнение определенного объема конкретных работ в установленные договором сроки и требования к качеству работ. Учет объема выполненной работы в соответствии с условиями договора не предполагает замещения вакантной должности и обязательного присутствия на конкретном рабочем месте (внештатный работник). Оплата производится за выполненный объем работ в соответствии с договором подряда.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите и охарактеризуйте виды занятости.

2. В чем состоит отличие полной занятости от эффективной?

3. Возможна ли полная занятость?

4. Что такое вторичная занятость и каковы ее отличительные особенности?

5. Как Международная организация труда определяет занятых и безработных?

6. Чем отличается понятие "трудовые ресурсы" от понятия "экономически активное население"?

7. Какова сфера применения понятий "персонал", "трудовые ресурсы", "экономически активное население", "рабочая сила"?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.223 сек.