Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранное усыновление. Опека и попечительство.

 

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между родителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Под усыновлением, как способом защиты прав и интересов ребенка, следует понимать применяемую судом для реализации прав и интересов ребенка меру, заключающуюся в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью в результате которой усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Субъектный состав усыновления (удочерения) может быть различным. Когда усыновитель (либо усыновители) и усыновляемый граждане одного государства, то и регулирование осуществляется правом одного государства, при условии что усыновление происходит в этом государстве – государстве гражданства участников правоотношения. Однако гражданство участников может не совпадать, что приводит к международному или иностранному усыновлению. Иностранный или международный характер усыновление приобретает в силу юридической связи данного отношения с несколькими правопорядками. Эта связь проявляется в том, что усыновитель (или усыновители) и усыновляемый могут быть иностранцами по отношению друг к другу, либо один из них может быть лицом, не имеющим какого либо гражданства и постоянно проживающим в пределах другого государства, либо факт усыновления имеет место за границей в соответствии с правопорядком иностранного государства. Таким образом, международное усыновление имеет место, если субъекты отношения имеют иностранное гражданство, либо их постоянное место жительство находится за рубежом, либо усыновление осуществляет суд или юрисдикционный орган иностранного государства и т.д., то есть к общественным отношениям, касающимся усыновления, добавляется иностранный элемент.

Говоря о специфике отношений, характеризующихся проявлением юридической связи с правом различных государств, следует подчеркнуть, что наличие в правоотношениях иностранного элемента всегда влечет за собой сложности, как в применении той или иной нормы, так и в выборе подлежащего применению права. Связь правоотношения с правопорядками нескольких государств порождает их столкновение, т.к. каждый из них по-своему претендует на регулирование правоотношений.

Коллизионные нормы, касающиеся установления усыновления (в том числе и его отмены), обычно объявляют решающим личный закон усыновителя. То есть для иностранных граждан-усыновителей определяющим является законодательство страны их гражданства, а в случае усыновления ребенка лицом без гражданства усыновление происходит в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства, на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Такие коллизионные привязки содержит Закон Эстонии 1994 г. Об общих принципах Гражданского Кодекса, Закон Японии 1998 г. О применении законов, Закон Чехии 1963 г. О международном частном праве и процессе, Вводный закон Германии 1896 г. О международном частном праве, Федеральный Закон Австрии 1978 г. О международном частном праве, Закон Польши 1965 г. О международном частном праве, ст.165 СК РФ и др. Такой подход законодательства различных государств к решению данного вопроса объясняется тем, что ребенку, усыновленному иностранцем, предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где в правовом отношении он должен быть надежно защищен. Соблюдение же при усыновлении иностранного законодательства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве.

В случае усыновления ребенка супругами, являющимися гражданами разных государств, чаще используют кумуляцию коллизионных привязок, предусматривая, что усыновление должно удовлетворять требованиям обоих законодательств. Такое правило содержат двусторонние, а также многосторонний договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные РФ, а также внутреннее законодательство Чехии, Эстонии и др. Таким образом, общим правилом можно назвать личный закон усыновителя либо кумуляцию личного закона усыновителей. Однако этот вопрос может разрешаться и по-другому, например, в законодательстве Германии, в случае усыновления супругами (или супругом), усыновление (удочерение) подчиняется праву, которое является определяющим в отношении общих последствий брака. Указ Венгрии 1979 г. О международном частном праве (§44), содержит коллизионную привязку относительно правовых последствий усыновления, прекращения усыновления, как и в большинстве случаев определяя личный закон усыновителя. В случае же различия законов супругов-усыновителей, предлагается альтернатива: по последнему общему личному закону супругов, а если такового не имеется, по праву государства, на территории которого на момент усыновления (удочерения) или его прекращения имелось общее место жительства супругов, а при отсутствии такового, по праву того государства, суд или другой орган власти которого рассматривает дело. При таком разнообразии подходов может иметь место столкновение различных норм, появится так называемая положительная коллизия, т.е. на разрешение вопроса усыновления будет претендовать несколько различных правопорядков, что неизбежно повлечет сложности в выборе применимого материального права.

В двусторонних договорах о правовом статусе граждан постоянно проживающих на территории другого государства, заключенных РФ, также содержатся коллизионные правила, касающиеся вопроса международного усыновления. Такие двусторонние договоры Российская Федерация заключила в 1995 г. с Республикой Грузия, Туркменистаном, Киргизской Республикой. Ими установлено, что когда усыновителем является постоянный житель, а лицо, в отношении которого осуществляется усыновление или его отмена, является гражданином страны проживания постоянного жителя, усыновление или его отмена регулируются законодательством этой страны. Таким образом, эти нормы создают коллизионную привязку к стране постоянного проживания.

Необходимо также отметить, что коллизионные нормы, устанавливающие регулирование усыновления личным законом усыновителя (усыновителей), содержат, как правило, и оговорки о требованиях закона усыновляемого. В действующих в настоящее время договорах о правовой помощи содержатся нормы, согласно которым если усыновитель и усыновляемый являются гражданами разных государств, то необходимо получить разрешение на усыновление от компетентного органа государства, гражданином которого является усыновляемый (см., например п. 2 ст. 37 Минской конвенции). В национальном законодательстве различных государств также встречаются подобные нормы. Например, в Гражданском Кодексе Португалии 1966 г. закреплены положения, согласно которым должны соблюдаться требования закона усыновляемого, если в качестве условия для признания или усыновления личный закон признаваемого или усыновляемого требует согласия такового. Следует равным образом соблюдать требование согласия третьего лица, с которым заинтересованное лицо является связанным каким-либо правоотношением семейного и опекунского характера, если это проистекает из закона, регулирующего данное отношение. При усыновлении (удочерении) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, должны быть также соблюдены определенные требования СК РФ (п. 1 ст. 165 СК).

Существуют и принципиально другие подходы к регулированию международного усыновления. Обратную привязку, т.е. привязку к закону усыновляемого содержит, например, Гражданский Кодекс Канады 1991 г. (провинция Квебек). Согласно ему нормой домицилия ребенка (т.е. законом места проживания ребенка) регулируется получение согласия, возможность усыновления, а также и последствия усыновления.

В международном праве практикуется также и совокупное применение права усыновителя и усыновляемого. Например, кодекс Бустаманте 1928г. решает все вопросы, касающиеся усыновления, по личному закону каждого из заинтересованных лиц. При этом всем заинтересованным лицам в равной мере предоставлено право оспаривать усыновление в соответствии с положениями своего личного закона. Последствия усыновления регулируются личным законом усыновителя в отношении его имущества, а личным законом усыновленного – в отношении фамилии, прав и обязанностей, которые он сохраняет по отношению к своей родной семье, а также в отношении имущества усыновителя. Подобное смешение личных законов принято и внутренним законодательством разных стран: Гражданским Кодексом Греции 1940 г.; Кодексом международного частного права Туниса 1998 г.; Законом Румынии 1992 г. применительно к регулированию отношений международного частного права; Законом Турции 1982 г. О международном частном праве и международном гражданском процессе и др.

Согласно положениям Конвенции 1965 г. об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении, юрисдикция о разрешении усыновления принадлежит: органам государства, в котором обычно проживает усыновитель (усыновители); органам власти государства, гражданином которого является усыновитель (усыновители). Общим правилом в отношении усыновления по рассматриваемой Конвенции является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Однако это правило имеет изъятия: орган, обладающий юрисдикцией в силу обычного места жительства, должен учитывать любое положение о запрещении усыновления, содержащееся в национальном законе усыновителя (усыновителей), если применение такого запрещения предусмотрено законодательством государства гражданства усыновителей при ратификации Конвенции. А также в отношении вопроса о согласии и консультациях применяется закон гражданства ребенка, иных чем те, которые касаются усыновителя, его семьи, либо его или ее супруга (ст.5). Согласно Конвенции отмена усыновления возможна по любым основаниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

В 1993г. появляется универсальный договор, посвященный международному усыновлению и разрешающий более широкий круг проблем. Это Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, принятая в Гааге. Российская Федерация подписала эту Конвенций в 2000 г., однако, на данный момент, еще не ратифицировала ее.

Для того чтобы упорядочить процесс подбора детей и усыновления, Конвенция предлагает ратифицирующим ее государствам создать центральный государственный орган, который следил бы за соблюдением положений Конвенции, а также осуществлял методическое руководство деятельности по усыновлению. Также этот центральный орган должен осуществлять контакты с центральными органами других стран-участниц. Вместе они должны сотрудничать друг с другом и развивать сотрудничество между компетентными властями в своих государствах в области защиты детей. Согласно ст. 6, рассматриваемой Конвенции, в федеративных государствах допускается создание нескольких центральных органов, уточнять территориальный или личный объем их функций, однако в этом случае указывается центральный орган, которому может быть адресовано любое сообщение для передачи соответствующему центральному органу в пределах этого государства. Оперативную деятельность по усыновлению предлагается поручать организациям некоммерческого характера, которые компетентны выполнять такую работу и прошли государственную аккредитацию во всех договаривающихся государствах, где эта организация осуществляет свою деятельность, а также там, где она зарегистрирована. Конвенцией также предусмотрены условия, при которых может быть принято решение в государстве происхождения о том, что ребенок должен быть доверен предполагаемым приемным родителям. В Конвенции закреплено положение о том, что принимаются все необходимые шаги для получения ребенком разрешения покидать государство происхождения, въезжать и постоянно проживать в принимающем государстве центральными органами обоих государств. Предусматриваются меры в случае нарушения наилучших интересов ребенка при передаче ребенка предполагаемым родителям до установления усыновления, если требуется испытательный срок. В Конвенции урегулированы возможные столкновения различных правовых подходов к последствиям усыновления, в частности, существованию правоотношений между кровными родителями и ребенком. Кроме того, закреплены условия признания усыновления, а также условия отказа в признании, оговорено и внутреннее содержание признания усыновления и т.д.

Процедура иностранного усыновления

Компетенция органов различных государств по рассмотрению вопросов усыновления устанавливается международными договорами.

Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении определяет для стран-участниц органы которым принадлежит юрисдикция о разрешении усыновления. Из анализа норм этой конвенции можно сделать вывод о том, что выносить решение о установлении усыновления может, как страна происхождения (либо проживания) ребенка, так и страна гражданства (либо проживания) усыновителя. Однако одновременно предусматривается прерогатива государства места жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по производству дела.

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в рамках СНГ, установлено правило, в соответствии с которым выносить решение об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В случае усыновления супругами, имеющими разное гражданство, компетентно учреждение стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное место жительства или место пребывания (п. 4 ст. 37 Минской конвенции). Аналогичные нормы содержат и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные РФ.

Компетенция государственных органов по поводу усыновления устанавливается и в национальном законодательстве. Необходимо отметить, что наиболее общей тенденцией в развитии международного частного права в области иностранного усыновления стало судебное производство соответствующих дел. Согласно, например, Закону Финляндии об усыновлении 1979 г. его порядок разделяется на два этапа – консультации и подтверждение усыновления решением суда. В Шотландии по Закону 1978 г. суд соответствующей юрисдикции по заявлению усыновителей выносит приказ о передаче им родительских прав и обязанностей. Усыновление детей – граждан соответствующих стран Балтии гражданами иностранных государств производится: в Литве – по решению Вильнюсского окружного суда; усыновление не допускается, если от проживающей в Литве семьи (семейства) поступило ходатайство о передачи ребенка на воспитание и содержание; в Латвии – по предварительному разрешению министра юстиции и только в случае, когда в Латвии не возможно обеспечить воспитание ребенка в семье и надлежащий уход за ним; в Эстонии – с согласия министра социальных вопросов, в случае усыновления гражданина Эстонии лицом, не проживающим в Эстонии. В Российской Федерации с 1996 г. также установлен судебный порядок рассмотрения дел данной категории.

В то же время в РФ защита прав и интересов детей в случае, если они остались без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК). Такими органами являются органы местного самоуправления. Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства таких детей. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается. В компетенцию органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка также входит представление в суд заключения об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах, желающих усыновить ребенка в РФ содержаться в государственном банке данных о детях. Государственный банк данных – это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях). Формируют региональный и федеральный банки данных о детях соответственно региональный и федеральный операторы банка данных. Федеральным оператором банка данных является Министерство образования РФ, а региональный оператор – орган исполнительной власти субъекта РФ, который организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставляют сведения для формирования регионального банка данных органы опеки и попечительства, а для федерального банка данных о детях – региональные операторы по истечении сроков, установленных СК РФ.

Желая усыновить ребенка, заинтересованное лицо обращается в компетентный орган государства с заявлением. Уже на этой стадии возможный усыновитель знает, какого ребенка он будет усыновлять. Во многих государствах действуют специальные органы или некоммерческие организации, которые занимаются подбором детей для иностранного усыновления.

Согласно законодательству РФ, представлять интересы граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную не коммерческую деятельность по защите их прав на территории РФ может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства. Представительства иностранных организаций представляют в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или Министерство образования РФ документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения иностранной организации, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления. Также эти представительства получают направления для кандидатов в усыновители на подбор ребенка в установленном порядке, организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, а также осуществляют иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории РФ, разрешенную законодательством РФ. Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок. Открываются такие представительства в установленном законодательством РФ порядке.

Правительством РФ на Министерство образования возложен контроль за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организаций иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления (удочерения) детей на территории РФ. Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) принимает Министерство образования РФ по согласованию с министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ. Указанные федеральные органы исполнительной власти проводят проверку деятельности иностранных организаций в пределах своей компетенции и представляют в министерство образования РФ заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.

Усыновление в суде проходит несколько стадий. В качестве первой следует выделить подачу заявления. Согласно ст. 125 СК, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении в суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ).

Для подтверждения того, что усыновитель отвечает необходимым требованиям, он должен предъявить в суд определенные документы. Перечень этих документов в РФ установлен ГПК, а также Приказом Министерства образования о документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами.

Типичными документами можно назвать:

1) Заявление об усыновлении. К содержанию заявления предъявляются определенные требования. Так, по законодательству РФ оно должно содержать заявления каждого усыновителя с просьбой об усыновлении ребенка, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество заявителей и их адрес, обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, просьбу об изменении фамилии, имени, отчества, места и даты его рождения. А также фамилия имя отчество, дата рождения и пол усыновляемого ребенка, сведения о родителях ребенка, наличие у него братьев и сестер;

2) заключение об условиях жизни и быта (включая биографические данные, состав семьи, наличие детей у кандидатов в усыновители и другие сведения), произведенного компетентным органом страны проживания кандидатов в усыновители;

3) копия лицензии агентства (если заключение дано частным агентством);

4) документ о доходах (справка с места работы, из банка);

5) медицинское заключение на каждого кандидата в усыновители;

6) документ, выданный компетентным органом страны проживания кандидатов в усыновители, подтверждающий их право на усыновление ребенка;

7) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства;

8) копия свидетельства о браке, если усыновляет только один из супругов - письменное согласия другого;

9) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

10) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

11) копии паспортов усыновителей.

Все документы усыновителей – иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Если страны являются участниками Гаагской конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов 1961 г., то все представленные документы должны быть удостоверены компетентным органом страны, в которой документ был совершен, посредством проставления на каждый документ апостиля. Также странами СНГ в 1993 г. была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в соответствии с которой документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо удостоверения, т.е. без легализации.

Еще одно требование к представляемым документам, которое должно соблюдаться – после легализации или удостоверения посредством проставления апостиля документы должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен в консульском учреждении Российской Федерации либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

Следующая стадия – досудебная подготовка дела об установлении усыновлении. На этой стадии судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Согласно ст. 272 ГПК РФ к заключению органа опеки и попечительства должны быть приложены следующие документы:

1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя);

2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

3) медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;

4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей;

5) согласие родителей ребенка на его усыновление, при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласие органа опеки и попечительства, за исключением определенных случаев;

6) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;

7) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Заявление об усыновлении в РФ, согласно ст. 273 ГПК рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка (если он достиг 14 лет).

Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (либо в котором усыновитель имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК). Таким образом, еще одним важным аспектом рассмотрения дела о международном усыновлении является необходимость изучения судьей или другим компетентным должностным лицом иностранного законодательства. Основной проблемой в данной ситуации можно назвать отсутствие переведенных на язык суда правовых актов иностранных государств.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. При этом в Эстонии усыновитель записывается в акте о рождении усыновляемого в качестве родителя, тогда как в Латвии и Литве такая запись производиться по ходатайству усыновителей. По нормам РФ суд может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка (ст. 274 ГПК РФ). Также на суде лежит обязанность в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения (ст. 125 СК РФ).

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.

Правовая природа усыновления в большинстве стран состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязан­ностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Юридический акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и его родственни­ков), так и для усыновленного (и его потомства) права и обязанности, предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством.

Законодательствами государств предусматривается возможность отмены усыновления или признание его недействительным. В Литве и Латвии усыновление может быть отменено только со дня вступления в законную силу решения суда о его отмене. В Эстонии возможно признание усыновления недействительным, и будет признано оно таковым с момента установления. Отмене же усыновление не подлежит, но по определенным основаниям предусмотрено лишение усыновителей родительских прав, причем последующее восстановление родительских прав усыновителей исключено. В РФ отмена усыновления прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ).

Наряду с усыновлением существуют такие формы устройства детей как: опека, попечительство, приемная семья. Если рассматривать институты опеки и попечительства по российскому законодательству только применительно к детям, то опека устанавливается над малолетними детьми (до 14 лет), а попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, т.е. над теми, кто не может сам защищать свои права. Данные положения аналогичны, закрепленным в законодательстве большинства государств.

Опека и попечительство устанавливаются по праву страны опекаемого либо по закону суда. В законодательстве зарубежных стран опека назначается в отношении несовершеннолетних детей, потерявших родителей, или если родители лишены родительских прав либо дееспособности и не могут представлять несовершеннолетнего в имущественных и личных неимущественных отношениях.

Опекуны могут назначаться:

- опекунским советом;

- судом;

- семейным советом;

- другими компетентными органами.

 

 


Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита прав и интересов детей в международном частном праве | Имя правообладателя, 3) год первого издания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.