КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и значение внебюджетных фондов
Тема 9. Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики. Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями: 1) выделением из бюджета определенных особо значимых расходов и созданием специальных фондов для их финансирования; 2) формированием фондов с собственными источниками доходов. Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов средства этих фондов используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач. Внебюджетные фонды в России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г. Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.
Внебюджетные социальные фонды. В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ (ФСС); 3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ. Эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п. Внебюджетные экономические фонды – это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды – с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды – с региональными бюджетами). Классификация внебюджетных фондов по правовому положению. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении органов государственной власти или в распоряжении властей субъектов Федерации; вторые – в распоряжении органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды, являющиеся государственными, формируются за счет таких источников, как: - социальный налог; - налоги, установленные для соответствующего фонда; - целевые отчисления в соответствующий фонд; - средства бюджета; - отчисления от прибыли организаций; - займы, полученные фондом у Центрального банка Российской Федерации или коммерческих банков; - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
- добровольные взносы граждан и организаций. В последние годы в РФ наметилась тенденция по ликвидации внебюджетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения. Существует ряд других социальных, экономических и научно-технических внебюджетных фондов. К ним относятся: 1) Федеральный фонд социальной поддержки населения; 2) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; 3) Государственный фонд конверсии; 4) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эти фонды были образованы соответствующими законами и поэтому аккумулируют бюджетные средства. Их отличие от социальных фондов в том, что они не имеют надежной доходной базы в виде обязательных платежей. Помимо бюджетных средств, перечисленные внебюджетные фонды аккумулируют различные другие средства, не запрещенные законодательством: - стоимость дооценки оборотных средств предприятий; - отчисления от себестоимости; - коммерческие источники по тем фондам, которым разрешена коммерческая деятельность и другие источники. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» предоставил перечисленным в наименовании Закона субъектам соответствующие права в области создания внебюджетных фондов. Законом в качестве доходных источников установлены: - добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели; - суммы штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий; - суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
- иные доходы внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Законодательные акты предоставляют право представительным органам власти субъектов РФ самостоятельно образовывать любые внебюджетные фонды. Поэтому наряду с общераспространенными территориальными фондами существуют отдельные специфические внебюджетные фонды территорий. Наряду с общегосударственными существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляют фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Решениями Правительства РФ эти фонды были образованы в составе следующих организаций: 1) Федеральной службы лесного хозяйства; 2) Комитета РФ по рыболовству; 3) Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 4) Комитета РФ по металлургии; 5) Комитета РФ по машиностроению; 6) Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности; 7) Федеральной службы геодезии и картографии; 8) Минтранса РФ; 9) Министерства путей сообщения РФ. Источниками формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями. Отчисления в фонды производятся исходя из установленного размера в процентах к полной себестоимости товарной продукции (работ, услуг).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |