Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекции

Тема 10. Особенности ведения конфиденциального делопроизводства - 2 часа

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Перечислите возможные тормозные режимы двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

Начертите электромеханическую характеристику двигателя постоянного тока смешанного возбуждения при введении добавочных сопротивлений в цепь якоря.

Начертите естественную электромеханическую характеристику двигателя постоянного тока смешанного возбуждения.

Напишите уравнение для электромеханической характеристики двигателя постоянного тока смешанного возбуждения.

Начертите схему подключения двигателя постоянного тока смешанного возбуждения.

Начертите схему подключения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении.

Перечислите возможные тормозные режимы двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

 

 

1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. М.: Энергоиздат, 1981. 576 с.

2. Зимин Е.Н., Кацевич В.Л., Козырев С.К. Электроприводы постоянного тока с вентильными преобразователями. М.: Энергоиздат, 1981. 192с.

3. Сен П. Тиристорные электроприводы постоянного тока. М.: Энергоатомиздат, 1985. 232 с.

4. Ключев В. И. Теория электропривода. М.: Энергоатомиздат, 1998. 704 с.

5. Шенфельд Р., Хабигер Э. Автоматизированные электроприводы. Л.: Энергоатомиздат, 1985. 464 с.

6. Абакумов А. М. Электроприводы постоянного тока. – Лаборатория компьютерных технологий. – Самара, 2005.

 

1. Основные положения, определяющие содержание конфиденциальной информации и

ской тайны

2. Порядок составления документов, содержащих конфиденциальные свглг:-:;;я

3. Порядок работы с документами, содержащими коммерческую тайну

3. Краткое содержание вопросов

3.1 Основные положения, определяющие содержание конфиденциальной информации и

коммерческой тайны

Различают также промышленную и коммерческую информацию.

К промышленной относится информация о технологии и способе производства, о технических открытиях и изобретениях, ноу-хау, конструкторская документация, про-граммное обеспечение и т.п.

Коммерческая информация содержит сведения о финансово- экономическом поло-жении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о за-ключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, страте¬гических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции. клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и проч.

Информация представляет определенную ценность для предпринимателя, разглаше¬ние тех или иных сведений может создать угрозы экономической безопасности предпри¬ятия. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

• информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

• информация ограниченного доступа - - только для органов, имеющих соответ¬

ствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокурату¬

ра);

информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная информация - - это документированная информация, т.е. за-фиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифи-цировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Законом охраняется государственная, служебная, банковская, военная, коммерческая тайна. Часть коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Предпринимательская тайна отождествляется с коммерческой тайной.

Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засек-речивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности пред-приятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.

В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческой тайной является информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерче;>-:>:-:• ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основа¬нии, и обладатель принимает меры к охране се конфиденциальности.

Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасн;.:;: пред-принимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры п::: хранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может был от-несена к категории коммерческой тайны. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря

1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, лак -щие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостовере¬ние, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

• сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систем} РФ); документы о платежеспособности;

сведения о'численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о соблюдении установленных правил охраны труда; сведения о соблю¬дении установленных норм охраны окружающей среды;

сведения о нарушении антимонопольного законодательства; сведения о реали¬зации продукции, причинившей вред здоровью населения;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпри¬нимательской деятельностью.

Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа всем желающим. На¬пример, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность мо¬гут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирую¬щих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц. имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сер-тификатами, патентами.

В плане защиты наиболее важной информации предприниматель должен решить сложную проблему.

С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятель¬ности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, чтобы он:--: сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, ноу- хау - контрагентов, финансовое положение - - инвесторов. С другой стороны, предпринима¬тель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопас¬ности. В выборе «золотой середины», т.е. определении того оптимального количества ин¬формации, которого будет достаточно для внешних пользователей и разглашение которой не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпри¬нимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайку.

Получить информацию о деятельности фирмы можно законным и незаконным пу¬тем.

В первом случае источником информации служат средства массовой информации, рекламные проспекты фирмы, выставок, материалы пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересо¬ванными лицами.

Во втором случае информацию, не предназначенную для внешних пользователей. добывают без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательст¬ва. Полученные таким образом сведения представляют интерес прежде всего для жонку-рентов данной фирмы, а также для криминальных структур.

Небезынтересно, что в мировой практике в течение последних нескольких лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, черпается ими из открытых;

.-•ОБ - - газет, специальных журналов, на выставках и проч. Для этого многие фирмы да-- - используют специалистов. из\*чаюших всю открытую информацию, «просеивающих» ее и этбйраюпщх нужные сведения.

3::'!:пе существует много способов получения информации. Так, американский журнал ссСЬашса! еп§1пееп炙 опубликовал перечень из 16 источников получения инфор¬мации:

сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;

• использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и докумен¬ты, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошю¬ры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, получен¬ных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкури¬рующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опраши¬вающий сотрудник вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);

гак называемые ложные переговоры с фирмой-конкурентом относительно при¬обретения лицензии:

наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снаб¬жением:

использование агента для получения информации на основе платежной ведо¬мости фирмы-конкурента;

подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;

перехват телеграфных сообщений;

подслушивание телефонных разговоров;

кража чертежей, образцов, документации;

шантаж и вымогательство.

В связи с этим необходимо определить, какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует зашиты, каков срок ее «хранения» в качестве тайны и др.

Важность информации определяется се ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), свое¬временность, достоверность и полноту7.

Всю информацию, которая может представлять коммерческую тайну, можно объе¬динить в группы (рис. 12.1).

Сведения, составляющие коммерческую тайну

 

   
 
научно-технического характера   производственно­го (гехиологичес-кого) характера финансового характера   делового характера
     
Идем, открытия,   Способы произ- Размер прибыли   Характер и усло-
ноу-хау, патенты»   водства и техно- и уровень себе-   вия заключенных
лицензии, новые   логия: конструк- стоимости продук-   контрактов; систе-
методы организа-   торская докумен- ции: механизм   ма организации
ции производства;   тации» чертежи, формирования   труда; планы рек-
содержание ра-   схемы; сведения цея; банковские   ламных акций;
ционализаторских   о материалах; ре- и торговые опера-   сведения о по-
предложений;   цептура товаров: ции: уровень пла-   ставщиках.
планы внедрения   система организа- тежеспособности   посредниках.
НОВЫХ 78ХИШЮГМЙ   ций 'груда; время фяр«ы   конкурентах.
и новых видов   выхода на рынок     контрагентах:
продукции; энаянз   и планы выпуска     о персонале фир-
конкурентоспо-   продукции; планы     мы; о деловых
собности продук-   инвестиций в про-     переговорах;
ции; программное   изводство     о коммерческой
обеспечение, ко-         переписке
ды, пароли досту-          
па к конфиденци-          
альной информа-          

Рис. 12.1. Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять сле­дующим требованиям:

• их открытое использование может причинить ущерб;
фирма может обеспечить сохранение их конфиденциальности;

эти сведения нуждаются в защите, гак как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;

• их сокрытие не наносит вред обществу.

При определении информации, относящейся к категории коммерческой тайны, пред­приниматель должен учитывать, что по степени конфиденциальности вся имеющаяся ин­формация может быть распределена по следующим группам:

информация высшей степени конфиденциальности. Данная информация явля­ется ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это угроза высокой степени, и ее реализация может привести к ликвидации фирмы:

строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вы­звать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.;

конфиденциальная информация - - ее разглашение наносит фирме ущерб, со­поставимый с текущими затратами фирмы, но он может быть преодолен в сравнительно короткие сроки;

• информация ограниченного доступа - - ее утечка оказывает незначительное не­
гативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции,
структура управления);

открытая информация. Ее распространение не представляет угрозы для эконо­мической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

Каким же образом можно осуществить разграничение информации открыт:и:•-: той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

Во-первых, это вероятность угрозы экономической оезоиасносш получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Тав широко известный напиток «кока-кола» производится на основе секретной формуян, яв¬ляющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглаше¬ния этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить - - существу¬ет ли возможность ее защиты с помощью общих либо специальных мер защиты.

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономи¬ческий ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной инфор¬мации, должно начинаться с основного документа - устава, в котором предусматривается ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает спе¬цифику данного субъекта предпринимательства. Он должен содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и предусматривать степень конфиденциальности ин¬формации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Защита коммерческой тайны как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом предполагает, что возможные противоправные посягатель¬ства на коммерческую информацию могут иметь различную направленность. В связи с этим эффективный механизм защиты должен предусматривать: правовое обеспечение коммерческой тайны; внедрение организационной защиты; осуществление инженерно-технической защиты;

• мотивацию сотрудников, от поведения которых зависит утечка информации; ответственность за разглашение конфиденциальных сведений.

В разных странах свои приоритетные способы защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирмы, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами.

Российские предприниматели используют следующие основные способы защиты информации:

законодательная защита - основана на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые закреплены в законодательстве РФ. В случае нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя инфор¬мации он обращается в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратур)", суд) для вос¬становления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.;

физическая защита - - включает пропускной режим на предприятии, охрану, специ¬альные карточки для посторонних, использование закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.;

организационная защита - включает:

введение должности или создания службы, ответственной за отнесение опре¬деленной информации к категории конфиденциальной, соблюдение правил доступа и пользования этой информацией;

разделение информации по степени конфиденциальности и организация до¬пуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с гпо-е-шения руководства;

соблюдение установленных правил пользования информацией: наличие ис ел: янно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования ин¬формацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.):

техническая защита - предусматривает использование таких средств контроля и зашиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентифи¬кации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкциониро¬ванного доступа;

работа с кадрами - предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набо¬ру, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил поль¬зования конфиденциальной информацией и об ответственности за их нарушение.

Общеизвестно, что персонал фирмы может стать как объектом, так и субъектом уг¬роз ее безопасности. Поэтому целесообразно проведение превентивных и текущих мер, на¬правленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже са¬мые дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономиче¬ской безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зави¬сит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.

Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы, как:

переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией;

• ложные предложения работы сотрудникам конкурентов в целях выведывания

информации;

выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что сотрудники не догадываются о цели вопросов;

• прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов;

засылка агентов к конкурентам;

• тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов.

Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфи¬денциальной информации:

• предварительный (период, предшествующий приему на работу сотрудника);

текущий (период работы сотрудника на фирме);

• заключительный (увольнение сотрудника).

Предварительный этап является самым ответственным и, соответственно, наиболее сложным. В случае возникновения необходимости принять нового сотрудника на работу, связанную с допуском к конфиденциальной информации, целесообразнее всего соблюсти следующую технологию приема.

Прежде всего на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются требования к кандидату на должность, причем не только формальные (пол, возраст, образование, опыт работы), но и морально-психологические. Это позволяет уточнить, какой работник необходим фирме, а самому кандидату - - сопоставить, соответ¬ствуют ли его собственные качества требуемым.

Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Методы подбора могут быть разнообразными. Предпочтение следует отдавать тем методам, которь:е мини-

МИЗИруЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПрОНИКНОВеНИЯ В фирму Недоироилзсчпшл лги,ш*г1,!дк^«ч

щих интересы либо конкурентов, либо криминальных структур.

К числу таких методов относятся:

обращение в службы занятости, агентства по найму рабочей силы и прочие аналогичные организации;

поиск кандидатов среди студентов и выпускников высших учебных заведений; подбор кандидатов по рекомендациям фирм-партнеров; подбор кандидатов по рекомендациям надежных сотрудников фирмы.

Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму. может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем.

Целесообразно, особенно при случайном подборе кандидата, сделать запрос на пре¬дыдущее место работы в целях получения характеристики его морально-деловых качеств, а также данных о погашенных судимостях.

Для более полного ознакомления с личностью кандидата имеется возможность вос¬пользоваться услугами органов внутренних дел. Органы внутренних дел предоставляют сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске.

После ознакомления с документами кандидата (личными документами, документами об образовании, прежней должности и стаже работы, характеристиками и рекомендация¬ми), а самого кандидата — с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия проводится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат за¬полняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе на вопросы профессиональных и психо¬логических тестов. Следует отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные. Психологический отбор позволяет не только выяснить мо¬рально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его воз¬можные преступные наклонности, умение хранить секреты.

В случае успешного прохождения кандидатом проверки и признания его соответст¬вующим должности осуществляется заключение (подписание) двух документов:

трудового договора (контракта). Контракт обязательно должен содержать пункт об обязанности работника не разглашать конфиденциальную информацию (коммер¬ческую тайну) и соблюдать меры безопасности;

договора (обязательства) о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны), представляющего собой правовой документ, в котором кандидат на вакантную должность дает обещание не разглашать тс сведения, которые ему будут из¬вестны в период его работы в фирме, а также об ответственности за их разглашение или несоблюдение правил безопасности.

Второй этап. Непосредственная деятельность вновь принятого работника в целях проверки его соответствия занимаемой должности должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается окончательное решение о приеме кандидата на по¬стоянную работу.

Сотрудника, принятого на постоянную работу, необходимо ознакомить с порядком доступа сотрудников к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Все работ¬ники фирмы (предприятия), имеющие дело с конфиденциальной информацией, имеют пра¬во знакомиться с этой информацией только в том объеме, который предусмотрен их долж¬ностными обязанностями и требуется для работы. В связи с этим каждая должность долж¬на предусматривать право получения определенного объема конфиденциальной информа¬ции, выход за который будет считаться нарушением обязанностей и представлять опреде¬ленную угрозу безопасности фирмы. Размер этого перечня определяется руководителем фирмы либо специальной комиссией. В соответствии с ним каждый работник получает до¬пуск к конфиденциальной информации определенного уровня.

Эффективным способом защиты информации, особенно если фирма имеет гяг про-зводств (цехов, подразделений, участков), является ограничение физического дост юремещения) персонала в другие зоны, не связанные с функциональными обязанностями аботников. Посещение же «закрытых» территорий производится только с разрешения ру-эводства.

Оригинальным способом защиты информации, используемым некоторыми фирмами, вляется разбивка однородной информации на отдельные самостоятельные блоки и озна-омление сотрудников только с одним из них. что не позволяет работникам составить редставление об общем положении дел в данной сфере.

Третий, заключительный этап, также может представлять угрозу экономической езопасности фирмы. Уволившийся работник, не имея обязанностей перед фирмой, может:оделиться ценными сведениями с конкурентами, криминальными структурами. В целях [инимизации опасности таких последствий при увольнении работник предупреждается о апрещении использования сведений в своих интересах или интересах других лиц и дает юдписку о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны) после •вольнения в течение определенного срока. В противном случае все убытки, которые бу-[ут причинены предпринимателю вследствие разглашения информации, могут быть взы-:каны в судебном порядке.

В заключение следует сказать, что обеспечение экономической безопасности фирмы ребует значительных финансовых затрат, в связи с чем использование одновременно всех >ассмотренных способов могут позволить себе только достаточно крупные и платежеспо¬собные предприятия.

3.2 Порядок составления документов, содержащих конфиденциальные сведения

Конфиденциальная информация, как правило, содержится в документах - - бумаж¬ных либо электронных.

Все документы в фирме делятся на три категории: входящие, исходящие и внутрен¬ние.

Первым шагом в обеспечении защиты информации является выявление из обшей массы документов, содержащих ценную для фирмы коммерческую информацию. Состав¬ляется перечень конфиденциальных документов. Затем вводятся степени конфиденциаль¬ности информации (или грифы ограничения доступа к документам) и каждому документу присваивается соответствующий гриф. Данный перечень составляется специальной комис¬сией (в крупных фирмах) либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудни-ком). Потом он согласовывается с начальниками отделов, служб и утверждается руководи¬телем фирмы.

В перечне документов указываются категории работников, которые по должности могут пользоваться этими документами. Гриф ограничения доступа к документу устанав¬ливается на определенный срок. Каждый документ, отнесенный к той или иной степени конфиденциальности, должен на титульном (первом) листе иметь в правом верхнем углу пометку о грифе.

3.3 Порядок работы с документами, содержащими коммерческую тайну

Порядок работы с документами, составляющими коммерческую тайну, регламенти¬руется специальной инструкцией по закрытому делопроизводству, которая регулирует по~ рядок документирования и организации работы с конфиденциальными документами и со¬держит следующие разделы.

ми (выборочными, случайными). В случае обнаружения нарушений составляет:я нн и принимаются меры, позволяющие в будущем предотвратить нарушения такого рода.

Следует осуществлять контроль не только в отношении документов, содержащих конфиденциальную информацию, но и бумаг с печатями, штампов, бланков.

Особое внимание следует уделять охране так называемых бланков строгой отчетно¬сти, содержащих номер (серию), зарегистрированных одним из установленных способов и имеющих специальный режим использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начертите электромеханическую характеристику двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при введении добавочных сопротивлений в цепь якоря | Завантаження табличного редактора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.