КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антимонопольная политика государства
Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий. Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков – вопрос о факте монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если: на долю одного продавца приходится 33%; на долю трех - 50%; на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке). Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные. К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление: "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то); предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли. К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке); привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.
Обычно законодательные меры предполагают: запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков; запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением; принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).
ТЕМА 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 1. Система национальных счетов 2. Измерение внутреннего производства 3. Реальный и номинальный национальный продукт. Дефлятор ВВП
1. Система национальных счетов Система связанных статических показателей, Построенная в виде счетов и таблиц для получения общеэкономической картины страны. С конца 60-х годов СНС принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам. Показатели, входящие в систему позволяют измерять объем производства в определенный промежуток времени, определять тенденции экономического развития на перспективу, формировать и внедрять экономическую политику. В СНС отражены с одной стороны наличные ресурсы, а с другой – их использование. Оно показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений. Участниками экономических отношений выступают: - нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги с целью получения прибыли; - домашние хозяйства, функция которых – потребление; - государственная и местная администрация, которая оказывает услуги, не реализуемые за деньги. - финансовые учреждения, кредитные учреждения; - хозяйственные агенты за пределами территории страны. Участники экономических отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы записаны дважды, как наличные и как используемые. В результате, для больших категорий операций получается равновесие. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений. По конкретным труппам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов: - счет производства – это баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;
- счет образования доходов – это баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости; - счет эксплуатации – это баланс распределения добавленной стоимости между зарплатой, выплатами по социальному страхованию и косвенными налогами; - счет-распределение – это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды; - счет капитала – баланс финансирования инвестиций; - финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовых обязательств страны, чистые кредиты и чистые долги.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |