КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Основные понятия
В каждой социальной системе деятельность журналистики как функционирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учредитель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата. Среди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются.основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Через категории раскрывается суть предмета и содержания науки. В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эффективность» и др. Эти и другие категории и раскрывающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналистике. Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней. Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее понятие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета - журналистики, а потому является характеристичным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятельности в ней. Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации». Иногда к этому словосочетанию добавляют «... и пропаганды» - это свидетельствует лишь о том, что термин «информация», к сожалению, употребляется не только в научно-специальном значении, но и в традиционном узкожурналистском смысле (как обозначение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров - заметки, отчета, интервью, репортажа, часто именуемых «информационными»).
Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. При этом «информация» - это и самое простое, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение. Когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию. Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. «Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий.
Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ - функция - аудитория - функционирование - результативность. Вторая - дает представление специальной направленности методологических основах деятельности в журналистике: МИ - социальная позиция в журналистике - СМИ как социальный институт - социальные типы журналистики - исторические типы журналистики. Третья - описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ - свобода журналистики - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) - качества журналистов как профессионалов. Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ - средства коммуникации - каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие - распространение. Пятая - дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ - информационная политика - типы творчества - творческие формы - методологическая культура. Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы. Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено применительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, определив понятие «Свобода журналистики», следует проследить, как осмысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).
Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Многочисленные частные научные дисциплины (такие, как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе категорий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки. Без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно. Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким образом заложить фундамент всего здания университетской подготовки журналистов. Важно теоретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практическую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором семестре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения конкретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без понимания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не понимая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на первых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать системой общетеоретических знаний глубоко и творчески.
В целом же задачи курса носят теоретический характер. Входя в мир теории, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверждения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно отвергнуть. Значит, уже с самого начала курс должен помогать перестраиваться на научно-теоретический тип мышления, требующий точной постановки вопросов, строгого употребления терминов, полноценной аргументации, системного подхода к изучаемым проблемам, умения разбираться в фактах жизни журналистики, чтобы за внешними и порой обманчивыми очертаниями увидеть их истинный смысл. И очень важно научиться сомневаться - не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилистическим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к максимально верным, убедительным и ясным теоретическим выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной позицией в журналистике. Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность журналиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-политических направлений, что так или иначе связано с различиями в концептуальных представлениях о журналистике. Так, курс «Основы теории журналистики» решает еще одну задачу, свойственную всем университетским курсам, - «учить учиться», а не осваивать готовые знания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |