Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Масса – недифференцированная общность. Ничего не производящая. Удовлетворяющая не потребности, а всего лишь желания.




Феномен массы

Лекция

Прежде всего мы отметим испанского философа 20 в. ХОСЕ ОРТЕГУ-И-ГАССЕТА, его книгу «Восстание масс». Речь идет о потере человека как индивида и индивидуальности, с присущей ей интенциональностью (субъективными устремлениями) и глубиной. Глубина теряется, люди нивелируются. Господствует малый формат в искусстве, люди мельчают.

Феномен стадности. П роисходит явление, пишет он, которое определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен – полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не способ­на управлять собой, а тем более обществом, речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом серьезном из возможных. В истории подобный кризис разражался не однажды. Его характер и последствия известны. Известно и его название. Он именуется восстанием масс.

Чтобы понять это грандиозное явление, надо стараться не вкладывать в такие слова, как «восстание», «масса», «власть» и т. д., смысл исключительно или преимуществен­но политический. Общественная жизнь – процесс не толь­ко политический, но вместе с тем и даже прежде того ин­теллектуальный, нравственный, экономический, духовный, включающий в себя обычаи и всевозможные правила и условности вплоть до манеры одеваться и развлекаться.

Толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. Прежде она, возникая, оставалась незамет­ной, теснилась где-то в глубине сцены; теперь она вышла к рампе – и сегодня это главный персонаж. Солистов больше нет – один хор.

Элита. В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства – какого угодно – сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от тол­пы.

В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет.

Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни во зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью

И конечно, радикальней всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, каков ни на есть, и не силясь перерасти себя. В этом – результат отчуждения, оторванность от сущности и смысла человека и человеческой жизни.

Э.Фромм и Г.Марсель: «Быть или иметь?». Человек массы, человек толпы хочет иметь, а тот, который пытается противостоять толпе – пытается «быть». И этот второй философствует на тему «В чем различие между тем, что мы имеем и тем, что мы есть?»[56]. Люди издавна научились передавать, закладывать, продавать, дарить, извлекать выгоду, отнимать то, что имеют или могут иметь. Так, за счет «имеющегося» я могу обладать некоторой властью над другими людьми. А то, что представляет собой «быть», нельзя ни заложить, ни продать, ни пустить в рост, ни использовать в отношении господства и подчинения других людей. С «быть» все обстоит весьма сложно и непонятно. Существенная разница между тем, что можно «иметь» и тем, чем можно только «быть» заключается, как пишет Г.Марсель, в возможности передачи первого и непередаваемости второго. «Я могу передавать только то, что имею». Но… «существует непередаваемое»[57]. Люди, отождествляющие себя только с тем, что они имеют, формируют особый исторический тип – капиталистический (буржуа владеет средствами производства, а пролетарий продает свой товар – рабочую силу, поскольку ничего другого не имеет). Нас интересует не «вещизм», как черта характера личности, а тип нового индивида, представителя «массы», формирующего «власть толпы». Когда говорят «все на продажу», то имеется в виду, что ничего не остается «за душой». Следовательно, можно все продать, обменять, а ничего не останется в сухом остатке (не будет души или самости). Это упрощенное представление, но, по сути, верное, поскольку как первую, так и вторую, альтернативную ей, позицию отражают соответствующие идеалы. Отличия идеалов, прежде всего, в том, что первый (утилитарный), по своей сути, агрессивный и деструктивный, а второй идеал (духовный) – конструктивный.

Согласно Э.Фромму, когда-то идеал «иметь» был конструктивным, поскольку его придерживалось меньшинство, активно создававшее условия для своего господства. Представители меньшинств (в первую очередь – элита) осознают свою исключительность и творческую миссию. Так, первые торговцы, капиталисты и т.д. были людьми уникальными.

Теперь в условиях глобального и повсеместного рынка отношения «купли-продажи» стали тривиальными, а потому «обезличивают» людей и создают феномен массового потребления, субъектом которого становится человек толпы.

Сам по себе этот индивид может быть и не агрессивен и не деструктивен, но он опасен в массе, поскольку не способен противиться инстинктам толпы. Для утилитарного идеала становится характерен принцип «если могу, значит должен». Научно-технический прогресс резко повысил успешность утилитарных идеалов за счет внедрения изобретений и повышения производительности труда. Моральный аспект долженствования ориентируется уже не на вечную и неизменную сущность человека, а на возможности его эволюции. Всякая новая идеология пыталась создать «нового человека»: советский режим, фашистский, маоистский и т.д. Отсюда устойчивая тенденция: возможностями надо пользоваться. Если есть возможность клонирования человека, ей надо воспользоваться и пр. Так происходит дегуманизация общества (Э.Фромм)[58].

Как известно, "равенство перед Законом не означает равенства перед

фактом". Это популярно разъяснили уже якобинцы, отправив на гильотину тех,

кто требовал экономического равенства на основании того, что, мол, "свобода,

равенство и братство", не так ли? В имущественном смысле равные в

политическом отношении граждане не равны. И даже обязательно должны быть не

равны - именно страх перед бедными сплачивает благополучную часть в

гражданское общество, делает их "сознательными и активными гражданами". На

этом держится вся конструкция демократии - "общества двух третей".

Тиран же повелевает, а не манипулирует.

Ведущие американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон: " Те, кто




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.