Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целевая расстановка (тематическая расстановка, жанровая, серийная, расстановка по типам изданий)




Гендерные характеристики

Социально-профессиональные характеристики

Точно так же формально делят читательскую аудиторию школьной и детской библиотеки по социально-профессиональным ролям: на учащихся, учителей-предметников, воспитателей (вожатые, классные руководители, руководители детского чтения), родителей.

6. -Особенности оформления специальных разделов фонда

Начнем с того, что пространство абонемента, ориентированное на детей младшего школьного возраста и, соответственно, книги для них, детская библиотека территориально выделяет. Там, где позволяют размеры помещения, для школьников начальных классов даже создают отдельный зал. Как правило, его отделяет от абонемента для учащихся среднего и старшего возраста не стена, а яркая, броская игровая стилистика.

В этой части абонемента по возможности размещают стеллажи меньшей высоты. Многие книги стоят на полке обложкой к читателю, особенно если ее украшает яркий, представленный крупный планом, рисунок. Ряд изобретательных библиотекарей помимо обычных надписей на входе в «младший» отдел ухитряются использовать многообразие игровых приемов. Это могут быть большие разноцветные следы на полу (нарисованные или приклеенные к линолеуму) – они выполняют роль стрелок, указывающих детям направление пути в «свой» отдел. Используют и иные элементы игры – их выбор определяет творческая фантазия библиотекаря и позитивная реакция маленьких читателей.

При оформлении специальных стеллажей для младших и старших подростков тоже следует помнить о некоторых правилах. Например, для них нередко выделяют тему, условно называемую «Психологический практикум» (обычно под заголовками типа «Познай себя», «Азбука самопознания» и т.п.). Здесь представлены издания по разным проблемам, волнующим подростков: взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями… По мнению опытных детских библиотекарей, такого рода публикации, как и материалы на медицинские темы, в частности, по физиологии пубертатного периода (времени полового созревания подростков) не стоит выносить на «авансцену» – перед столом выдачи или еще куда-то, где они видны всем. Многие ребята стесняются брать с выставки такие материалы на глазах у библиотекаря и сверстников. В глубине книжного фонда, оставшись наедине, ребята обращаются к ним охотнее. При хорошей организации пространства это не мешает библиотекарю все же, не очень явно, присматривать за тем, что там происходит.

По тому же принципу – в глубине фонда – выставляют тематические стеллажи, где подобраны художественные произведения и публицистические работы, посвященные первой любви. Здесь же может быть представлен список литературы по этой, всегда актуальной для подростков теме.

В последние годы в детских и школьных библиотеках особое внимание уделяют развитию любительских интересов, связанных с художественным творчеством ребят. Оформление стеллажей свободного доступа и книжных выставок детскими рисунками и поделками стало привычным. Но вот поощрять поэтическое и, как это не покажется странным, эпистолярное творчество (умение писать письма, а значит, излагать свои мысли на бумаге, попутно закрепляя знание орфографии и пунктуации) удается далеко не всем. Для этого библиотекарю надо самому владеть языковой и поэтической культурой. Эффект работы повышают постоянные контакты с педагогами-словесниками.

Всегда актуальны тематические полки и стеллажи по правовым проблемам типа «Знаешь ли ты свои права и обязанности?», «Твой адвокат» и т.п. Библиотеки, имеющие базы данных «Консультант-плюс» или «Гарант», а тем более точки доступа к интернет-ресурсам, обязательно делают отсылки к этим источникам, называют адреса сайтов, где ребята могут найти интересующие их сведения. Кстати, эти тематические стеллажи и полки, так же как и экспозиции, посвященные премудростям компьютеризации, стенды-путеводители по интересным сайтам в Интернете выносят на передний план, ближе к входу на «абонемент».

Цветовые решения двух частей пространства абонемента также различаются по цвету. «Малышовую зону» оформляют более насыщенными красками, что компенсирует депрессивную стилистику темно-коричневой и/или серой стандартной библиотечной мебели. Но и «старший абонемент» не исключает игровой стилистики. Просто она другая, но также призванная визуально отличать «свою» часть фонда свободного доступа.

6. – хранение №22 Опытный библиотекарь знает, какую роль в фонде играет освещение. Его интенсивность должна соответствовать размерам помещения, количеству и высоте стеллажей, а также их расстановке. Оптимальный вариант – естественное освещение, которое можно использовать в дневные часы при ясной погоде. Но, увы, на большей части территории Беларуси по полгода и более, то есть в учебный период, властвует зима, часто стоит ненастная погода. Поэтому в библиотеке и днем посетителя встречает искусственный свет.

Традиционно в детских и школьных библиотеках используют одинаковую яркость света. Его нормативы оговорены в САНПиНах, которые должно иметь каждое учреждение. Однако, общеизвестно, что равномерный яркий свет действует утомляюще, снижает способность к концентрации внимания. И если библиотекарь хочет реально обеспечить пользователю возможность «рыться в книгах», создать комфортные условия для их просмотра и выбора, желательно распределять освещение по степени яркости. Например, один из способов дифференцировать освещение – настенные светильники или направляемые лампы, которые прикрепляют в нужных местах. В этом случае книги на стеллажах освещаются лучше, чем свободные пространства.

К технологическим и даже сугубо техническим относят и такой аспект организации фонда, как размещение стеллажей. Между тем он впрямую связан с содержательными вопросами: уровнем комфортности обслуживания, формированием образа библиотеки в глазах ее пользователей. Тесное помещение, узкие проходы между стеллажами, расставленными строгими параллельными рядами, могут вызывать ассоциации с туннелем, из которого хочется поскорей выбраться. У детей и взрослых появляется ощущение несвободы (при так называемом свободном доступе!).

Между тем долгие годы оптимальным признавалась та расстановка, которая позволяла вместить наибольшее количество стеллажей и одновременно, обеспечить контроль за поведением читателей. Чаще всего стеллажи расставляли по периметру помещения, а также последовательными рядами под углом примерно в 25–30 градусов. Такую расстановку использовали библиотеки, обслуживающие и детей, и взрослых.

Лишь в последние годы в результате обмена опытом с зарубежными коллегами и изучением законов эргономики, особенностей визуального восприятия, библиотекари стали использовать круговую или зигзагообразную композиции. У них имеется ряд плюсов. Эти композиции создают у детей ассоциативные игровые эффекты, а также снимают ощущение монотонности.

Овал или мягко закругленный зигзаг, как известно, визуально воспринимаются более благоприятно, чем прямоугольные формы. К тому же – просим обратить на это обстоятельство особое внимание! – они создают возможность, просматривая книги, побыть наедине с собой, отдохнуть после трудных уроков. Эффект уединенности играет важную релаксационную роль. К тому же он служит фактором привлечения детей в библиотеку: ребята психологически отделяют ее от других составляющих учебного процесса, где всегда присутствует элемент диктата.

С другой стороны, такого рода композиции позволяют детям, подросткам воспользоваться преимуществом неформального общения, например, поболтать с подружкой, встретиться с приятелем-старшеклассником. Фонд свободного доступа реально предоставляет пользователям свободу выбора поведенческих сценариев.

По мнению немецких коллег при организации фонда стеллажи предпочтительней ставить вдоль стен, освобождая середину помещения. Такая композиция действует успокаивающе и приобретает внутреннюю целостность. Это куда более привлекательный для ребенка и взрослого вариант, чем длинные, однообразные ряды стеллажей.

Важное значение имеют размеры площади, занимаемой стеллажами свободного доступа. В соответствии с нормами на одного читателя на абонементе должно приходиться не менее 1,5 кв.м. При этом нормальным считается расстояние между стеллажами в 1 метр или чуть более. Но это означает, что двое детей, одновременно стоящих у противоположных двусторонних стеллажей, будут просто мешать друг другу. К тому же чаще всего в школьных библиотеках стоят стандартные стеллажи с 6-ю полками, что для младших и зачастую средних школьников слишком высоко. Соответственно, верхняя полка может использоваться библиотекарем для декорирования фонда – чаще всего там стоят домашние растения, засушенные цветы или злаки, скульптура малых форм, макеты.

Пресловутые полтора квадратных метра на читателя не учитывают так называемых «уголков отдыха» с мягкими креслами, фонтанчиком и/или аквариумом и даже мини-зимним садом. Эти рекреативные элементы свободного доступа стоят не так дорого и по деньгам доступны многим библиотекам. И проблема даже не в размерах помещения, а в умении его использовать.

Совокупность названных в лекции принципов, правил и приемов расстановки и оформления фонда в условиях свободного доступа составляет так называемое «комфортное библиотечное пространство». Дополненное вербальными средствами рекомендации, оно становится важной частью библиотечной среды, формирует образ Библиотеки, помогая или, наоборот, препятствуя выполнению ею своей Миссии.

6. – сохранность. Сохранность фонда во многом зависит от его размещения и использования: чем продуманнее распланировано местоположение отдельных частей фонда и чем лучше налажен учет выдачи документов, — тем больше гарантия, что документы не будут повреждены или утрачены. Основными видами ущерба фонду являются:

● несвоевременный возврат документов читателями (задолженность);

● повреждение документа (загрязнение, перегибы корешка и страниц, подчеркивания, маргиналии, вырезание отдельных фрагментов текста);

● кража книг.

Контроль должен иметь психологопрофилактический характер, т. е. его цель —избегать нарушений, а не разоблачать нарушителя. Ощущать наличие контроля должен лишь тот читатель, который явственно проявляет намерение нарушить правила пользования библиотекой.

Тем не менее главный метод контроля — неконтактный, при нем читатель не чувствует ярко выраженного недоверия. Этот контроль прежде всего обеспечивается таким расположением стеллажей, при котором проходы между ними находятся в поле зрения библиотекаря.

Контактные формы контроля носят профилактический характер. К ним может быть привлечен актив библиотеки, учителя и родители.

Кроме того, в настоящее время используются технические средства защиты фонда:

● телемониторы;

● малоформатные резонансные схемы и контрольные «Ворота»;

● «звучащие» охранные малоформатные схемы, помещающиеся при обработке

документа под экслибрис, переплет и т. д.

Для школьной библиотеки одним из важнейших показа­телей является показатель книгообеспеченности школьников учебниками и учебно-методическим материалами. Он опре­деляется отношением количества фонда (Ф) к количеству чи­тателей (Ч) (книгообеспеченность = Ф:Ч). Существует термин «коэффициент обеспеченности учебной литературой». В специальной литературе существует несколько подходов к его определению. Первый подход: коэффициент обеспеченно­сти — это количество экземпляров учебной литературы на од­ного учащегося. Второй подход: коэффициент обеспеченно­сти — это степень удовлетворения библиотекой потребностей читателя в учебной литературе. Он определяется как отноше­ние существующего к необходимому, ресурса к потребности.

По мнению специалистов, при расчете коэффициента кни­гообеспеченности необходимо использовать:

1) расчет коэффициента по одной книге. Эта формула при­меняется, если учебная книга используется в одной четвер­ти года;

2) расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге за две четверти года. Формула применяется в случае изменений в той или иной четверти количества выделенных на дисциплину экземпляров книги, а также количества уча­щихся, которые изучают эту дисциплину (например, второй иностранный язык);

3) расчет коэффициента книгообеспеченности по несколь­ким книгам. Формула применяется, если в расчете показате­ля используются не одна, а несколько книг.

Коэффициент книгообеспеченности есть делимое от деления количества экземпляров конкретной книги на число учащих­ся, изучающих дисциплину, по которой используется книга.

В инструкции по созданию, пополнению и обновлению биб­лиотечных фондов школьных учебников определены следую­щие нормативы:

• заказы на дидактические материалы осуществляются из расчета 1 книга на стол учебного кабинета;

• заказы на новые и доработанные методические пособия осуществляются из расчета 1-2 книги для базовой школы и 2-3 книги для средней школы;

• произведения для изучения на уроках — 1 книга на 3 уче­ников;

• произведения для внеклассного чтения — 1 книга на 5-6 учеников;

• произведения для факультативных занятий — 1 книга на 10 учеников.

Заказы на книги осуществляются на 150 % от континген-вый год цикла фондования издается 110 % учебников от об­щей потребности учеников следующего учебного года, в третий год — оставшееся количество книг (40 %).

Книгообеспеченность на параллельные учебники и учеб­ные пособия осуществляется из расчета общего контингента учеников школ с белорусским и русским языком обучения.

Количество учебных изданий в школьной библиотеке опре­деляется количеством классов-комплектов, а их количествен­ный состав — соответствием требованиям учебных программ.

В Республике Беларусь практически во всех школах, обес­печивающих получение общего среднего образования, эти со­отношения выдерживаются.

Недостатком фондов школьных библиотек, особенно сельских, является практически полное отсутствие изданий на электронных носителях (менее 1 % от общего объема печатной продукции) и справочной литерату­ры (2 %), что не позволяет им стать эффективными информа­ционными центрами общеобразовательных учреждений.

В библиотеке общеобразовательного учреждения ведется раздельная учетная документация по основному и учебному фондам. К сожалению, новые информационные технологии почти не коснулись этого трудоемкого процесса из-за отсут­ствия компьютеризации школьных библиотек. Поэтому об­ратим внимание на традиционные учетные документы, которые используются в практической деятельности.

Весь этот учет, как уже указывалось, практически всюду ведется в традиционном ручном режиме. Существует учетная карточка для картотеки учета учебников, тетрадь учета учеб­ных материалов временного хранения, картотека регистра­ции утерянных учебников, книга суммарного фонда школь­ных учебников (в трех частях).

С развитием компьютерных технологий, с реализацией государственной программы «Электронная Беларусь», рассчи­танный до 2010 г. учет фонда школьной библиотеки должен будет осуществляться в электронном режиме. Именно с но­выми технологиями связано усовершенствование и управле­ния, и методического обеспечения, и использования фондов библиотеки общеобразовательного учреждения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.