Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На конкурентоспособность




ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛС

 

Четкая постановка целей и правильный выбор способов решения логистических задач в конечном итоге предопределяют конкурентоспособность как производимых товаров и предоставляемых услуг, так и конкурентоспособность ЛС в целом и организаций, объединяемых цепью поставок. В связи с этим при рассмотрении влияния экономических характеристик звеньев ЛС на конкурентоспособность необходимо определить сущность и методы оценки конкурентоспособности, начиная с товаров и отдельных предприятий, объединенных общей структурой и внутриструктурными связями, и кончая ЛС в целом на уровне хозяйства страны и за ее пределами (рис. 1.12).

 


Процесс оценки конкурентоспособности продукции включает несколько этапов:

1. Постановка задачи.

2. Анализ и прогноз спроса, цен, издержек производства, требований внутреннего и внешнего рынка.

3. Выбор технических и экономических характеристик для оценки уровня конкурентоспособности объекта.

4. Определение критериев оценки и их значимости.

5. Выбор базы (аналогов) для сравнения с объектом.

6. Оценка объекта по техническим и экономическим показателям.

7. Обобщенная (итоговая) оценка конкурентоспособности объекта и разработка рекомендаций.

 

Анализ отечественного и зарубежного опыта в решении проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции позволяет выявить несколько ее аспектов:

1) измерители конкурентоспособности;

2) оценка уровня конкурентоспособности (для собственной продукции и выпускаемой конкурентами);

3) определение необходимого уровня конкурентоспособности (УК);

4) доведение существующих характеристик изделия до требуемого УК;

5) поддержание УК на основе контроля и регулирования;

6) прогнозирование УК (в зависимости от темпов научно-технического прогресса, развития рынков, социальных и политических изменений и т.д.).

 

Конкурентоспособность организации является относительной характеристикой, отражающей отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. В этом случае понятие «конкурентоспособность производителя» характеризует возможности и динамику приспособления производителя к динамичным условиям конкуренции на рынке.

 

Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности:

1) с позиций сравнительных преимуществ (по издержкам пр-ва);

2) структурный подход (на основе изучения уровня монополизации отрасли и экономических барьеров);

3) функциональный подход (по экономическим показателям);

4) «метод профилей» (по критериям удовлетворения запросов потребителей).

 

Возможности завоевания фирмой любого рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от складывающихся на рынке обстоятельств. Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем са­мым влияют на уровень конкурентоспособности компаний:

· потенциал рынка (возможная емкость);

· легкость доступа;

· вид товара;

· входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);

· однородность рынка;

· структура отрасли или конкурентные позиции фирм;

· степень вовлечения фирм в данную отрасль;

· возможность технологических нововведений;

· экономия на масштабе;

· диверсификация фирм (проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности).

 

Конкурентоспособность товара оценивается индексным методом

 

 

где k – показатель конкурентоспособности товара по сравнению с товаром-конкурентом;

Iн – групповой индекс по нормативным показателям;

Iт – групповой индекс по техническим показателям;

Iэ – групповой индекс по экономическим показателям;

qi – единичный показатель по параметру i;

ai – вес параметра i;

n – число параметров.

 

Конкурентоспособность предприятия-производителя определяется

 

Kп = Iт ´ Iэ

 

где Kп – общий показатель конкурентоспособности производителя;

Iт – индекс конкурентоспособности по товарной массе (отношение суммы потребительских стоимостей всех товаров производителя к стоимости потребления этих товаров (цене приобретения);

Iэ – индекс конкурентоспособности по относительной эффективности (отношение показателей эффективности фирмы к показателям конкурента).

 

Если Kп < 1, то рассматриваемая фирма уступает другой компании по конкурентоспособности, если Kп > 1, то превосходит.

Экономические показатели, используемые при определении Iэ.

· рентабельность продаж (прибыль/объем продаж);

· рентабельность активов (прибыль/активы на конец о.п.);

· рентабельность основного капитала (прибыль/основной капитал);

· рентабельность собственного капитала (прибыль/собств. капитал);

· отношение объема продаж к активам;

· отношение объема продаж к основному капиталу (фондоотдача);

· отношение объема продаж к оборотным активам (оборачиваемость ОА);

· отношение объема продаж к материально производственным запасам (оборачиваемость МПЗ);

· доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;

· уровень организации производства (объем продаж/общее число занятых – фондовооруженность);

· динамика продаж.

 

Финансовое положение является важным параметром конкурентоспособности фирмы и определяется степенью финансовой независимости от внешних источников финансирования, способностью в необходимые сроки погашать финансовые обязательства (платежеспособностью) и возможностью предоставления кредитов клиентам (кредитоспособностью).

Финансовое положение оценивается рядом показателей:

· отношение собственного капитала к итогу баланса;

· отношение всей задолженности к собственному капиталу;

· отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу;

· отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности;

· коэффициент ликвидности оборотных активов и др.

 

Появление новых форм отношений между предприятиями-участниками цепей поставок в связи с использованием новых информационных технологий, систем электронной коммерции и т.д. изменило соотношение сил на внутренних и мировых рынках (например, по мнению ряда исследований, Интернет становится «великим уравнителем» в сфере конкуренции). Традиционные условия и способы конкурентной борьбы начинают претерпевать изменения, которые затрагивают интересы всех организаций, имеющих отношение к системам «закупка — производство — реализация».

Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в условиях глобализации экономики и развития рыночных отношений и отечественном производстве и распределении (производитель-оптовик, розничная торговля, обслуживающие специалисты) невозможно без учета двух главных источников эффективности: прочных связей (добровольного партнерства) и предотвращения непроизводительных затрат (в том числе на основе совместного планирования).

 

Современное представление о конкурентоспособности, по существу, сводится к следующей формуле: «Фирме надо делать больше с меньшими затратами, пока она не станет делать все, не затрачивая ничего».

 

 

Ценообразование в ЛС

 

 

Логистические решения по отношению к цене оказывают прямое влияние на достижение фирмой корпоративных стратегических целей.

 

Экономическая природа цены проявляется в двойственной роли, которую она играет на рынке. Во-первых, цена — индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, уровень конкурентоспособности на рынке и т.д.). Во-вторых, цена — регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов, они являются мотивацией производства.

 

Классификация цен

1) по сферам обслуживания – оптовые, розничные, закупочные, цены на тарифы и услуги;

2) по способу отражения транспортных расходов – цены франко-отправления и цены франко-назначения;

3) по формам продаж – контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, цены аукционов;

4) по стадиям продаж – цены предложения, цены спроса, цены реализации;

5) по степени регулирования – жестко-фиксированные, регулируемые, свободные;

6) по степени устойчивости – твердые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией.

 

В качестве базовой цены - как ориентир для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

• расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий;

• справочные цены, которые публикуются в справочниках, каталогах, периодических изданиях (средние цены фактических сделок за определенный период либо экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.);

• цены прейскурантов, выпускаемых, как правило, производителем для готовых изделий и рассылаемых клиентам; включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки по всей или части товарной номенклатуры. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных выделяются и другие виды цен, например:

• трансфертные (внутрифирменные) - для обмена между подразделениями одного предприятия, дочерними фирмами, зарубежными филиалами, как правило, конфиденциальные;

• мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах; на практике, как правило, цены отдельных стран - основных производителей товара).

 

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован с помощью различных видов скидок (наценок). Наибольшее распространение получили скидки:

• за оплату наличными;

• сезонные, за покупку вне сезона;

• за количество или серийность при покупке больших объемов товара, превышающих заранее определенные;

• за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

• дистрибьюторские и дилерские, которыми пользуются постоянные посредники в реализации;

• постоянным клиентам — за «верность»;

• сконто — за предварительную оплату;

• специальные - за пробные партии и заказы;

• за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

• при продаже подержанных товаров;

• экспортные - получаемые иностранными покупателями сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

• за потери при усушке, утруске, сортировке (за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудно-удаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хло­пок, шерсть) и т.д.).

 

Кроме того, действуют следующие надбавки к ценам:

• за индивидуальный заказ;

• за более высокое качество;

• за рассрочку платежа;

• за дополнительные услуги;

• за упаковку, тару и т.д.

 

Закономерности формирования цен (в том числе на логистические услуги) определяются не только соотношением спроса и предложения, издержками производства и полезностью товара или услуги, но и конкурентной структурой рынка. Обычно выделяют четыре подобные структуры: свободную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, т.е. ограниченную конкуренцию, и монополию.

Тремя основными условиями свободной конкуренции выступают: наличие значительного количества фирм на рынке (т.е. такого количества, при котором каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, и она не может оказывать влияния на формирование цен), однородность, взаимозаменяемость конкурирующих товаров и услуг, отсутствие ограничений на вход и выход с рынка. В современных условиях рынков свободной конкуренции немного. Это, как правило, международные рынки некоторых видов сырья, например, леса, руд цветных металлов, а также некоторых видов услуг (например, экспедиторских).

Монополистическая конкуренция возникает в том случае, если на рынке имеется большое число фирм, однако производимая ими продукция (или услуги) не вполне взаимозаменяема в силу ее характеристик или ярко выраженных потребительских предпочтений (примером подобного рынка может служить рынок транспортных услуг с различной дифференциацией и т.д.).

Олигополия характеризуется наличием небольшого числа продавцов, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Олигопольными являются международные рынки электронной и электротехнической продукции, оборудования, автомобилей, авиаперевозок и т.д.

Монополия — рынок одного продавца. В большинстве стран монополизация производства и сбыта товаров запрещена. Однако на некоторых рынках она неизбежна. Например, монопольными могут быть региональные рынки электроэнергии, водоснабжения, железных дорог и т.п.

 

В условиях рынка, в том числе рынка логистических услуг, независимо от его структуры действуют две противоположные силы — спрос и предложение.

В условиях совершенной конкуренции (что характерно для ряда рынков логистических услуг) большое число фирм производят и продают однородную продукцию (услуги), вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен, а число покупателей весьма велико. Кроме того, все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах продаваемых товаров, и ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. Даже при увеличении объема производства какой-либо одной фирмой, оперирующей на данном рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара почти не оказывает.

 

Анализ ценообразования при свободной конкуренции позволяет сделать вывод, что на рынке каждого товара (в том числе логистических услуг) должна быть единая цена. Такое заключение, однако, в большинстве случаев противоречит действительности. Дело в том, что единая цена возможна лишь в случае, когда у всех покупателей и продавцов на рынке (например, транспортных услуг) имеется вся полнота конъюнктурной информации. Подобная точная информация может быть доступна лишь на высоко организованных рынках (например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, обеспеченной необходимыми средствами связи). Если же этого нет, то на рынке одного товара возможно установление нескольких цен.

 

В реальной экономике невозможно представить существование любой из рыночных структур в «чистом» виде. Так, фирма может монополизировать изготовление какого-то товара или услуги, не имеющих близких аналогов, и одновременно действовать на конкурентном рынке. Еще сложнее действует олигополия, в условиях которой возможно как появление монополии (картеля), так и практически свободной конкуренции. Для определения возможностей практического использования этих закономерностей при решении логистических задач необходимо знать конкретные методы расчета цен в различных ситуациях. Сущность этих методов и примеры использования при определении цен на логистические услуги рассмотрены далее.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.