КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местным налогом принято считать налог, который действует в рамках данной территориальной единицы и ставки которого свободно варьируются местными административными структурами
СТРУКТУРА текущих доходов местных бюджетов капиталистических стран[8] (в %)
В таблице не отражены доходы от местных займов, т.к. они не относятся к текущим доходам. Как видно из таблицы, основными доходами местного бюджета являются налоговые поступления. а) Налоговые поступления Местные административные единицы имеют собственную налоговую систему, имеющую структуру и размеры налоговых поступлений, а также налоговое законодательство, ставка налогов, и порядок их взимания. Основные местные налоги: - имущественный налог; - общий налог с продаж и оборота; - индивидуальный подоходный налог; - корпоративный налог; - налог на наследство и дарения. Собственные налоговые источники играют большую роль в поступлениях в местные бюджеты. Налоги как самый крупный собственный источник доходов обрели свою важность с ростом общественных функцией государства; однако, по мере того, как конкуренция за каждый налоговый доллар начала обостряться, за каждым уровнем власти были закреплены свои собственные источники поступлений в бюджеты различный уровней. Местные налоги можно распределить на три основные группы: Первая группа – собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. В эту группу входят как прямые, так и косвенные налоги. Из прямых следует отметить имущественные налоги и промысловые налоги, налоги с наследства и дарений;
К косвенным относят налоги с продаж, на моторное топливо, табачные изделия и спиртные напитки. Наибольшее фискальное значение на уровне местных органов имеет налог с продаж. Так, например, в США на этот вид налогообложения приходится 32% всех налоговых поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по ставке от 3-7%, затем поступившие средства возвращаются местному органу, на территории которого они взяты. Основу автономии местных органов составляет поимущественный налог, сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне. Объектом обложения служат земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Ставки налога различны и устанавливаются в процентном отношении от стоимости имущества. В связи с редкой переоценкой имущества (в среднем раз в 10 лет) поимущественный налог не является гибким инструментом финансовой политики, проводимой на местах. Вторая группа местных налогов представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. В данном случае местные налоги отдельно не взимаются, а в местные бюджеты потупляют надбавки или отчисления, устанавливаемые в определенном проценте к федеральным налогам. К таким видам налогов относятся индивидуальные подоходные налоги и корпоративные налоги. Это достаточно значительная группа налогов, перераспределяемая через государственный бюджет в пользу властей. Ставки этих налогов устанавливаются государством в пользу местных властей и не могут быть изменены решением на местах. Таким образом, в Италии в местные бюджеты попадает часть сборов по земельному и сельскохозяйственному налогам. В США, ФРГ, Франции на местные органы власти возложен сбор подоходного налога (с физических лиц), в ФРГ и Франции – налоги на добавленную стоимость. При этом при передаче собранной суммы в госбюджет определенный процент финансовых средств оседает на местах и используется для решения местных проблем.
Третья группа местных налогов – это налоги на владельцев собак, зрелища, занятия торговлей, на владельцев транспортных средств и другие мелкие виды налоговых сборов. Эта группа не имеет существенного экономического значения для местных бюджетов. Для большинства зарубежных государств характерна множественность местных налогов (до 100 в целом по странам). Исключение составляет Великобритания. Местные органы власти автономны в проведении налогово-бюджетной политики и обладают широкими правами по введению налогов и сборов. Таким образом, используя гибкость налогового механизма на местах – возможность вводить новые виды налогов и сборов, повышать и снижать ставки, применять налоговые льготы – финансовая политика региональных и городских органов власти способствует в развитию национальной экономики. Б) К неналоговым источникам доходов местных бюджетов относятся: - доходы от коммунальных услуг; - доходы от продажи муниципальной собственности; - доходы от продажи облигаций; - сборы, платежи за лицензии, штрафы, пошлины. Например, в США всего неналоговые доходы в собственных источниках доходов составляют 49 %. В условиях нехватки финансовых ресурсов важным методом финансирования местных бюджетов становятся займы, которые предоставляются в первую очередь на финансирование осуществляемых ими капитальных вложений. Это отличает местные займы от займов Центрального правительства, главное предназначение которых - покрытие дефицита центрального бюджета. Местные займы бывают: 1. Долгосрочные – закладные листы и муниципальные облигационные займы со сроком на 10-15 лет. Выплата процентов по ним обеспечивается всей суммой налогов и доходов местных властей. 2. Краткосрочные – основной формой которых являются боны со сроком выпуска до 1 года, а в некоторых странах до 4-х лет. Выплата процентов по краткосрочным займам производится за счет текущих доходов местных бюджетов.
Право выпускать займы имеют чаще всего наиболее крупные местные административные единицы: члены федерации, графства, города, провинции. В США, в отличие от других стран, местные займы выпускают не только штаты и местные административные единицы, но и школьные округа, т.к. займы являются главным источником финансирования расходов на капитальное строительство. Местные органы власти не самостоятельны в своих займовых операциях. Они не могут выпускать новый займ, не согласовав его условия с ЦБ страны или Министерством финансов и не получив специального разрешения, так называемой "займовой санкции", центрального правительства. В ряде стран применяется разрешенная к выпуску "предельная" сумма местного долга на каждого жителя. Процентные ставки по займам местные органы устанавливают с учетом уровня процента на рынке ссудных капиталов в момент выпуска в стране займа, а также финансового состояния местного органа управления. Особо высокие проценты выплачиваются по облигациям местных займов, т.к. в большинстве случаев проценты по ним включаются в цену продукции или в оплату за услуги того предприятия, на строительство которого выпущен займ. То есть расходы по уплате процентов по займам - и это главное – включается в стоимость оказанных услуг (в оплату за пользование газом, водой, электроэнергией, жильем) и перекладываются на потребителя. Если же заем получен на строительство школы или больницы, то уплата процентов производится из местных налоговых поступлений. Необходимость изыскания финансовых ресурсов, привела к расширению прав местных органов по размещению займов. Они могут размещать свои займы не только на территории данной административной единицы, но и в любом другом городе или округе, и даже в другой стране, или получить его в Международном кредитном центре, который специализируется на предоставлении займов местным органам власти. Покупателями облигаций местных займов являются в первую очередь кредитные учреждения и корпорации. Они охотно приобретают их, т.к. по местным займам выплачиваются высокие проценты, а возврат займов гарантирован не только доходами местных бюджетов, но и доходами с объектов, которые построены за счет предоставленного займа.
Итак, займы являются важным методом привлечения денежных средств в местные бюджеты. С одной стороны местные органы изымают свободный денежный капитал, ограничивая его вложения в отдельные отрасли, а с другой - финансируют отрасли, имеющие важное значение для хозяйства, но не приносящие прибыль. Но нельзя не сказать о негативном факторе местных займов. Хроническая дефицитность местных бюджетов увеличивает задолженность местных органов управления. Увеличение местной задолженности, позволяя местным органам управления решать ряд неотложных проблем, в конечном итоге ухудшает их финансовое положение, вызывает рост расходов на выплату процентов и погашения капитальной суммы местного долга. Суммы этих выплат ежегодно увеличиваются, т.к. проценты по местным займам растут, и все-таки наступает срок выкупа облигаций ранее выпущенных займов. В настоящее время расходы на управление долгом составляют 6-11% затрат местных органов власти, что ведет к увеличению дефицитности местных бюджетов и в конечном итоге к росту местного налогообложения. в) Третий источник доходов местных бюджетов – это помощь федерального правительства. Федеральная помощь – это средства, получаемые оп правительства в виде дотаций, субсидий, кредитов, которые можно разделить на целевые и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются по усмотрению местных правительств, а целевые – идут только на осуществление целевых федеральных социально-экономических программ. Например, в США объем федеральной и штатной помощи в местных бюджетах в 1996 г. – составил 34%. За исключением финансовых потоков федерального правительства, все источники являются собственными доходами местных органов власти. Чаще всего местные органы власти получают из выше стоящего бюджета в виде субсидий. Государственные субсидии – играют важную роль в формировании доходов местных бюджетов. По своей экономической сущности субсидии являются частью общегосударственных налоговых доходов, поступивших в распоряжение центрального правительства и переданных в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Субсидии – вид государственного финансового пособия местным органам власти. По своей социально-экономической сущности субсидии подразделяются на: 1. Субсидии общего назначения, именуемые дотациями. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничительных установок. Чаще дотации используются для покрытия дефицитов местных бюджетов. 2. Субсидии целевого назначения, называемые субвенциями. Они предоставляются на финансирование определенных программ, осуществляемых ими по собственной инициативе, одобряемой центром или по указанию центрального правительства. Например, в США субсидии местным органам власти, поступающие из бюджетов штата составляют 33% их доходов, а дотации из федерального бюджета – 7%. Во Франции поступления из центрального бюджета обеспечивают 30% доходов местных органов власти[9]. В США применяется более 200 видов субсидий, в Великобритании около 50, в Италии – 100. Чем же объяснить такую большую потребность местных бюджетов в государственном финансировании? Это объясняется: Во-первых, самими различиями между богатыми и бедными территориальными единицами. Что это значит? Размер ВВП на душу населения. Например, во Франции размер ВВП на одного жителя в центральном районе страны на 64% превышал средний уровень по остальным районам[10]. Во-вторых, разные возможности отдельных местных бюджетов в плане получения доходов. В-третьих, различия численности населения, неодинаковый уровень развития экономической и социальной инфраструктуры порождают дифференциацию в расходах местных бюджетов в расчете на одного жителя. (Например, во Франции в одних местных бюджетах на одного жителя приходится 4000 франков, в других 8000 франков, т.е. в 2 раза больше)[11]. Используя субсидии центрального правительства страны запада определяют расходование не только предоставляемых, но и собственных средств местных органов власти, их экономическую и финансовую политику. Это позволяет центральным правительствам контролировать использование всех финансовых ресурсов страны и ставить местные органы власти в финансовую зависимость от центральной власти. Итак, субсидии и дотации используются для того, чтобы выровнять доходы отдельных местных бюджетов, только тогда местные органы власти смогут выполнить возложенные на них социально-экономические функции.
Расходы местных бюджетов Местные органы власти расходуют поступающие в их распоряжение средства в соответствии с возложенными на них функциями, которые определяются административным устройством и финансовым законодательством унитарного или федеративного государства. Расходы местных органов власти делятся на две основных группы: I. Текущие – затраты, связанные с эксплуатацией принадлежащей местным властям собственности и осуществлением их повседневной деятельности, в том числе на содержание местных административных органов, полиции и суда. II. Капитальные – затраты, связанные с инвестициями в коммунальные предприятия, школьное и жилищное строительство, в строительство средств сообщения, связи, т.е. это затраты на экономическую и социальную инфраструктуру. Исходя из этого, местные органы власти составляют два самостоятельных бюджета, которые имеют собственные источники финансирования. I. Бюджет текущих затрат – источники финансирования этих затрат: налоги, неналоговые платежи и субсидии центральных правительств. II. Бюджет капитальных затрат, который главным образом финансируется за счет выпускаемых займов и целевых субсидий под проценты. Таблица 2 раскрывает структуру объединенных бюджетных расходов штатов и местных органов самоуправления (США). Таблица 2
Проанализируем эту таблицу. Зависимость экономики от социальных факторов постоянно возрастает. Это особенно отчетливо проявляется в части, касающейся образования. Например, в 80-е годы на 60% рабочих мест использовались работники с высшим образованием. В 90-х годах их доля возросла до 80%. Мы видим, что наибольшая часть затрат идет на образование из бюджета местных органов. Чтобы сравнить величину затрат на образование из различных источников финансирования высшего образования, приведем следующие данные: - 70% средств штатов; - 23% плата студентов за обучение; - 7% различные источники, включая субсидии федерального бюджета. Особенно велика роль местных властей по образованию в развитии школьной системы образования. Расходы на школьное и профессиональное образование непрерывно растут и составляют: в США и Великобритании - 40% затрат; Японии - 33% затрат; ФРГ, Франции - 30% затрат[13]. Молодые профессионалы с высшим образованием и 5-10-летним опытом работы зарабатывают сегодня в среднем на 1/3 больше, чем их сверстники, имеющие только среднее образование. На втором месте по величине затрат идут расходы на здравоохранение. Они финансируются за счет особых форм страхования. Местные власти направляют эти средства на: - организацию общего медико-санитарного надзора; - непосредственная помощь населению, имеющему низкие доходы; - финансирование неотложной медицинской помощи; - финансирование охраны материнства; - финансирование противоэпидемических мероприятий. Большое значение имеет программа "Медикэйд", которая ориентирована на финансирование медицинской помощи для людей с низкими доходами. И как результат, в тех странах, где финансирование здравоохранения идет не по остаточному принципу на федеральном и местном уровне, наблюдается рост продолжительности жизни: в Америке – 75 лет, в Японии – 80 лет. Поэтому выход на пенсию, многие рассматривают как "замечательное время жизни", возможность путешествовать, уделять время хобби и др. занятиям, отвечающим их интересам. И очень горько за наших пенсионеров, имея пенсионный возраст 60 лет, средняя продолжительность жизни сейчас в России 59 лет. По величине затрат расходы на социальное обеспечение находятся на третьем месте. Хотя основные расходы по социальному обеспечению финансируются из бюджетов центрального правительства, часть этих расходов финансируется из местных бюджетов. К этим расходам относятся затраты на: - оказание помощи инвалидам, престарелым и детям-инвалидам; - расходы на содержание домов престарелых и инвалидов; - в США из бюджетов штатов выплачиваются пособия по безработице; - помощь малообеспеченным семьям. За последние 20-30 лет существенно вырос стандарт жизни экономически развитых стран Запада. Например, доходы средней американской семьи увеличились более, чем в 3 раза. В результате увеличилась доля населения США "среднего класса" и сократилось количество бедняков. В настоящее время перманентных бедняков в США насчитывается менее 2% всех жителей[14]. Такое снижение обязано во многом развитию в стране систем социального страхования и вспомоществования, которые и осуществляются через региональные и местные финансы. Например, в США все 50 штатов реализуют программы страхования, в частности, выдаются пособия по безработице за счет налоговых поступлений в местные бюджеты. Итак, мы видим, какие большие денежные средства вкладываются в "человеческий фактор". Возрастающая роль человеческого фактора стала реальностью сегодняшнего дня во всех цивилизованных странах мира. В местных бюджетах значительные затраты на дорожно-транспортное строительство и коммунальное хозяйство. В США, ФРГ, Японии и Франции они составляют около четверти расходов местных бюджетов. Особо хочется остановиться на расходах на жилищное строительство и реконструкцию жилого фонда, т.к. эти затраты тоже относятся к компетенции местных органов власти. Жилищные условия являются одним из ведущих индикаторов качества жизни. Необходимое требование к строящемуся жилью – это удобство и комфорт жилья. Для США в многосемейных домах типичным являются квартиры 115-120 кв.м полезной площади. Уже к 1970 г. перенаселенность была ликвидирована при стандарте одной комнаты на человека. Расходы на содержание административно-полицейского аппарата занимают большой удельный вес в затратах местных органов власти. В ряде стран их уровень колеблется от 10 до 22% затрат местных бюджетов. Итак, мы видим, что расходы местных органов власти имеют в основе своей социальную направленность. Экономика не может успешно развиваться без систематических массированных вливаний в социальную сферу, и именно местные финансы здесь играют большую роль. Можно сделать вывод по вопросу: Бюджеты местного самоуправления являются частью финансовой системы государства. Они не только берут на себя финансовые обязательства с целью смягчения напряжения федерального бюджета, но и несут расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, тем самым, содействуя проведению политики, соответствующей интересам региона.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |