Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы и направления реформирования ЖКХ

Реформа жилищно-коммунального хозяйства включает в себя широкий перечень направлений деятельности, подлежащих преобразованию в соответствии с задачами, провозглашенными Законом РФ от 24 декабря 1992 г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Процесс реформирования отрасли и ее финансовых основ предусматривает:

· перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;

· демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере, переход на договоренные отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителями;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциацию в зависимости от качества и местоположения жилья;

· упорядочение системы социальной защиты населения и существующей системы льгот, адресную направленность выделяемых на эти цели средств;

· организацию и совершенствование деятельности муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Для активизации реформ ЖКХ в 1997 г. был сделан следующий шаг на пути к преобразованиям – Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. В этом документе подтверждалась приверженность ранее объявленным целям реформирования. Новая экономическая модель устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса стала базироваться не только на повышении уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и доведении их до реальной стоимости, но и на снижении издержек на производство услуг. В настоящее время в подавляющем большинстве субъектов РФ разработаны региональные программы энерго и ресурсосбережения в ЖКХ, что, по расчетам специалистов, позволит снизить затраты на производство услуг на 15 – 40%. Важную роль при этом должно сыграть повсеместное внедрение приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла и газа.

Основной идеей экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на финансирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Существующая в настоящее время система оказания финансовой помощи гражданам за счет средств бюджета включает в себя дотирование и субсидирование предприятий, предоставление категориальных льгот гражданам (безотносительно к их доходам) и выплату адресных субсидий малообеспеченным семьям. В результате реформирования будет введена единая жилищно-коммунальная субсидия (ЕЖКС), унифицирующая все виды финансовой помощи государства населению в оплате жилищно-коммунальных услуг. Переориентация функций бюджета на выплату ЕЖКС непосредственно гражданам приведет к ликвидации перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. ЕЖКС будет адресной, иметь строго целевое назначение, носить срочный характер, ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг.

Организационное решение вопросов по выдаче жилищных компенсаций и субсидий гражданам РФ с 1994 г. возложено на специально созданные для этих целей учреждения или государственные унитарные предприятия – расчетные центры. Всего по стране насчитывается 3,5 тыс. таких структур. Действующая в настоящее время методика расчета субсидий населению и учета льгот по оплате жилья и коммунальных услуг утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». В соответствии с этим документом установлен следующий порядок начисления субсидий гражданам: при среднемесячном доходе на одного члена семьи ниже прожиточного минимума гражданам оплачивается 50% минимальной оплаты труда (МРОТ) за каждого проживающего. Остальная сумма в пределах социальной нормы жилья компенсируется за счет бюджета через фонд софинансирования социальных расходов.

Кроме субсидий, как отмечалось ранее, существует широкий перечень льгот. Например, в семье участника Великой Отечественной войны предоставляется льгота в размере 50% стоимости жилья и эксплуатационных услуг; многодетной семье, имеющей более трех детей, устанавливается скидка в размере 30% от стоимости холодной и горячей воды, отопления, газа, вывоза мусора и т.д. В соответствии с целями и задачами жилищной реформы и социальной политики в большинстве случаев категориальный принцип предоставления льгот должен быть заменен на адресный. Предполагается при этом расчета жилищных субсидий, размер которых будет зависеть только от одного показателя – величины совокупного дохода семьи. Право обратиться за жилищной субсидией будут иметь семьи, у которых размер оплаты жилищно-коммунальных услуг 22% семейного бюджета. При этом во внимание будут приниматься социальные нормы жилья и нормативы потребления услуг ЖКХ. Сверхнормативные площади жилья при расчете субсидий учитываться не будут. По расчетам специалистов, с введением 100%-ного уровня оплаты услуг, за субсидиями обратится около 20% населения страны, тогда как за 2000 г. жилищные субсидии получили 7,5% российских семей с низкими доходами на общую сумму около 3 млрд. руб.

Вопросы нормирования адресной социальной помощи гражданам на оплату коммунальных услуг изложены в Постановлении Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также по уничтожению, утилизации, захоронению твердых бытовых отходов». Основу исчисления размера помощи составят нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, приведенные в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по стране, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. №192. В этом документе говорится, что к жилищно-коммунальным услугам относятся обеспечение жильем, отоплением, холодным и горячим водоснабжением, газо- и энергоснабжением, транспортными и прочими услугами. При этом обеспечение жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством РФ стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек в таблице №10 приводится минимальный набор услуг ЖКХ по России.

Таблица №10

Наименование услуг Единица измерения Норма потребления
1. Жилье Квадратный метр общей площади  
2. Центральное отопление Гкал в год 6,7
3. Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение Литр в сутки  
4. Газоснабжение Кубический метр в месяц  
5. Энергоснабжение КВт/ч в месяц  
6. Транспортные услуги Поездок в год  
7. Другие виды услуг % от общей величины расходов на услуги  

 

С введением новой системы оплаты гражданами коммунальных услуг значительно изменится структура расходов бюджета. Уровень бюджетных ассигнований на выплату дотаций (субсидий) предприятиями ЖКХ должен иметь нулевое значение, а уровень бюджетных расходов на выплату адресных субсидий малообеспеченным семьям должен возрасти.

Таким образом, изменение системы текущего финансирования отрасли, внедрение нового порядка финансирования мероприятий по модернизации и развитию ЖКХ, повышение эффективности его функционирования – главные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники финансирования отрасли | Лекция18 Расходы на образование и культуру
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.