Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование спроса на услуги рабочей силы на конкурентном рынке




Для того чтобы рынок факторов производства можно было назвать совершенно конкурентным, он должен удовлетворять определенным условиям.

Во-первых, на таком рынке должно быть представлено большое количество продавцов и большое количество покупателей. Это приводит к тому, что, с одной стороны, ни один из продавцов не может сделать ресурс дефицитным и, с другой стороны, ни один из покупателей не может купить существенную часть предлагаемых на рынке ресурсов. При этом как продавцы, так и покупатели осуществляют активную конкуренцию, направленную на извлечение максимальных выгод от рыночных операций.

Во-вторых, мы предполагаем, что для каждого типа и качества ресурсов существуют отдельные рынки. То есть в рамках каждого конкурентного рынка предлагаются услуги стандартизированных ресурсов.

В-третьих, на таком рынке, как продавцы, так и покупатели обладают полной и достоверной информацией о рыночных ценах. Любое изменение цены с целью извлечения индивидуальной выгоды приводит к невозможности осуществления рыночной операции.

В-четвертых, на конкурентном рынке продавцы ресурсов вправе самостоятельно выбрать место и направление их использования. То есть, мы предполагаем, что ресурсы в полной мере мобильны, и владельцы имеют неограниченные возможность их перемещения.

Все эти условия обеспечивают каждому покупателю возможность приобретать неограниченное количество любого фактора. При этом доля покупок любого из них остается незначительной в общем объеме рыночных операций, так, что ни отдельный покупатель, ни отдельный продавец не могут каким-либо образом повлиять на цену. Цены ресурсов на конкурентных рынках определяются как результат взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения.

Для упрощения мы вначале будем рассматривать только рынок труда, имея в виду, что основные принципы его функционирования могут быть распространены на рынки всех других факторов производства.

Как уже отмечалось, на конкурентном рынке факторов производства любой покупатель может приобрести неограниченное количество ресурсов, не оказывая при этом никакого влияния на рыночную цену. На рынке труда, например, каждый наниматель принимает цену на услуги рабочей силы (рыночную ставку заработной платы) как нечто данное, нанимая нужное ему количество рабочих (См.: Рис. 7.1).

Уровень заработной платы на конкурентном рынке рабочей силы может измениться только как результат изменения рыночного спроса и предложения, а отдельная фирма не имеет возможности оказывать на них какое-либо влияние.На графике a рис.7.1. показано рыночное равновесие на конкурентном рынке труда. В этой ситуации равновесная заработная плата – w*, а равновесное количество услуг рабочей силы – L*. На графике b рис.7.1. изображено предложение труда с точки зрения отдельного нанимателя. Последний видит кривую предложения как горизонтальную линию, пересекающую вертикальную ось (на ней отражается дневная заработная плата) в точке w*. Кривая предложения услуг рабочей силы отдельному нанимателю свидетельствует, что работодатель может купить любое количество услуг рабочей силы, не вызывая при этом изменений в ставке заработной платы.

Поскольку покупателями (нанимателями) на рынках услуг рабочей силы являются фирмы или какие-либо другие организации, которые используют способности работников для производства, спрос на услуги рабочей силы зависит в первую очередь от спроса на те товары, для производства которых она нанимается. Другими словами, спрос на услуги рабочей силы (как и спрос на любой другой производственный ресурс) является производным спросом, то есть он порождается спросом на товары и услуги, создаваемые с использованием этой рабочей силы. Кроме того, существенное влияние на спрос на услуги рабочей силы оказывает доход, получаемый от продажи товаров, которые произведены с её использованием. Первоначально мы будем исходить из того, что фирма, покупающая рабочую силу, продает свою продукцию на конкурентном рынке, следовательно, ее предельный доход не изменяется при изменении объема продаж и всегда равен цене.

Если фирма, покупающая рабочую силу, максимизирует прибыль, то она оценивает целесообразность найма каждого дополнительного работника, сравнивая предельные выгоды от этого найма с затратами, связанными с ним. Мы исходим из того, что фирма располагает полной информацией об изменении выработки при найме каждого дополнительного работника, а предельный продукт труда (MPL), то есть дополнительная продукция, производимая при найме дополнительного работника, снижается в соответствии с принципом снижения предельной производительности. Конечно, это не связано с тем, что дополнительные работники более ленивы или обладают более низкой производительностью по какой либо другой причине. Мы предполагаем, что все работники обладают одинаковой производительностью. Снижение предельного продукта труда происходит вследствие действия закона снижения предельной отдачи.

Доход от предельного продукта труда (MRPL)это дополнительный доход, получаемый при найме каждой дополнительной единицы услуг трудовых ресурсов.

MRPL = MPLMR, где: MPL – предельный продукт труда, то есть увеличение объема производства фирмы, обусловленное наймом дополнительного работника; MR – предельный доход то есть увеличение дохода фирмы, обусловленное продажей дополнительной единицы продукции. Учитывая то, что предельный доход фирмы, продающей свою продукцию на конкурентном рынке, не изменяется по мере роста объемов производства, мы должны отметить снижение дохода от предельного продукта труда (См.: Рис. 7.2).

Здесь также важно отметить, что, поскольку предельный доход конкурентной фирмы равен цене ее продукции, то есть, поскольку вся дополнительная продукция может быть продана по одинаковой цене, доход от предельного продукта для фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции всегда равен стоимости предельного продукта.

Стоимость предельного продукта труда (VMPL)это дополнительная выручка, получаемая от продажи продукции, произведенной вследствие найма дополнительного работника.

VMPL = MPLP, где P – рыночная цена продукции, производимой фирмой.

Поскольку для конкурентного рынка, на котором наша фирма продает свою продукцию, P = MR, то VMPL = MRPL

Принимая решение о найме, фирма сравнивает доход от предельного продукта с предельными издержками на приобретение ресурса.

Предельные издержки на ресурсы (MIC)это дополнительные издержки, необходимые для привлечения дополнительной единицы ресурса. В нашем случае предельные издержки на ресурсы равны рыночной ставке заработной платы. Так как мы имеем конкурентный рынок труда, фирма может привлекать неограниченное количество услуг рабочей силы по одной и той же цене.

До тех пор, пока доход от предельного продукта труда превышает рыночную ставку заработной платы, каждый дополнительный работник приносит больше дохода, чем издержки, связанные с его наймом. Следовательно, использование этого работника целесообразно, поскольку увеличивает прибыль фирмы.

В нашем случае фирма будет продолжать нанимать дополнительных работников вплоть до Lc. Использование большего количества работников принесет доход от предельного продукта меньший, чем предельные издержки на ресурс. Если бы фирма наняла работников больше, чем Lc, то ее прибыль сократилась бы.

Следует обратить внимание на то, что изменение заработной платы на рынке труда приведет к пересмотру решения о том, какое количество работников следует нанимать данной фирме для максимизации прибыли, Так, если рыночная ставка заработной платы уменьшится, фирма увеличит количество нанимаемых работников и наоборот (См.: рис. 7.2.). Это происходит вследствие того, что предельные издержки на ресурсы уменьшаются, и поэтому становится целесообразным использование работников, доход от предельного продукта которых меньше. Таким образом, мы можем утверждать, что кривая дохода от предельного продукта труда (MRPL) является кривой спроса на ресурс со стороны фирмы, поскольку она показывает, как изменяется величина потребляемых фирмой услуг рабочей силы при изменении цен на эти услуги. Кривые спроса на услуги ресурса имеют отрицательный наклон (существует обратная зависимость между ценой на ресурс и количеством используемого ресурса), что обусловлена действием закона убывающей производительности.

Характер спроса фирмы на ресурсы не остается неизменным. Он может подвергаться существенным изменениям под влиянием таких факторов как спрос на продукцию фирмы, технологические изменения, цены на ресурсы-заменители и комплиментарные ресурсы.

Отраслевой спрос на услуги ресурса может быть определен как сумма объемов спроса на данный ресурс со стороны всех фирм отрасли, а рыночный спрос – как сумма объемов спроса со стороны всех отраслей при любой данной цене на них. То есть рыночный спрос на ресурс мы получаем тем же способом, что и рыночный спрос на продукцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.