Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли

В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и ин­струменты таможенно-тарифного регулирования. В целях регули­рования внешней торговли, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных измене­ний в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные по­шлины. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на та­моженную территорию государства (ввозная пошлина) или при вывозе товара с таможенной территории (вывозная пошлина).

Российская Федерация унаследовала от СССР обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финлянди­ей, Китаем, Монголией и КНДР. Но таможенные границы с но­выми независимыми государствами были созданы заново. Особое положение в этом отношении к началу 2004 г. занимали только границы с Белоруссией, где таможенный контроль был формально снят в 1995 г.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в РФ или вывозимые из нее, подлежат тамо­женному оформлению. Это относится и к странам — членам СНГ. Точно так же обязательно взимание таможенных сборов за оформ­ление товаров, санитарный и ветеринарный контроль, хранение товаров и т.д. Только оформление транзитных перевозок в преде­лах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание тамо­женных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохра­нительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба (с 2004 г. — Федеральная таможенная служба РФ) сотрудничает с налоговыми органами и Министер­ством финансов РФ, к которому отошла функция валютного и эк­спортного контроля (после ликвидации в 2000 г. Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю). В условиях современной России особое значение приобрела фискальная функ­ция. В отличие от большинства развитых стран таможенные по­шлины составляют в РФ одну из важнейших статей доходной час­ти федерального бюджета.

Ставки импортных таможенных пошлин в систематизирован­ном виде обобщены в Импортном таможенном тарифе. Товары в Импортном таможенном тарифе классифицированы в соответ­ствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством России впервые в 1992 г. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятель­ности России утверждается Правительством РФ исходя из приня­тых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System, Harmonized System), признанной в мире системой класси­фикации товаров, принятой в США, ЕС. ТН ВЭД Российской Фе­дерации совпадает с ТН ВЭД СНГ.

С 1 января 2002 г. вступили в действие новая редакция Импор­тного таможенного тарифа и новая 10-значная ТН ВЭД. В соот­ветствии с Таможенным кодексом РФ федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение о классификации отдельных товаров и обе­спечивает опубликование указанных решений. Решения тамо­женных органов о классификации товаров являются обязатель­ными.

К началу 2004 г. ТН ВЭД включала 97 групп товаров, объеди­ненных в 24 раздела, и около 11 тыс. товарных позиций. Наиболь­шее количество товарных позиций включено в разделы, объеди­няющие продовольственные товары и сырье для их производства (группы 01—24), непроизводственные потребительские товары (группы 50-67 и 94-96), машины, оборудование и механизмы, инструменты и аппараты (группы 84—92), недрагоценные метал­лы и изделия из них (группы 72-83). Внутри товарных групп каж­дая товарная позиция имеет свой 10-значный код, которым ру­ководствуются таможенные органы при контроле за прохожде­нием товара.

Ввозные (импортные) пошлины с начала 90-х гг. неоднократно изменялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой по­литике и экономическом положении России.

Например, в начале 1992 г. сложной проблемой была нехватка продовольствия и других потребительских товаров, и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потре­бительского рынка, в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема — затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса на­селения и усиления конкуренции со стороны иностранных това­ров. Поэтому с 1994 г. и вплоть до конца 2000 г. наблюдалась тен­денция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению протек­ционистских пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, сырье для легкой промышлен­ности, лен, шелк, мебель, отделочные строительные материалы и т.д.).

Указанная тенденция в значительной мере проявилась в после­довательно сменявших друг друга таможенных тарифах, действо­вавших начиная со второй половины 90-х гг. При этом соответ­ственно изменялись и размеры таможенных пошлин.

В России преобладают ввозные адвалорные пошлины, опреде­ленное распространение имеют также комбинированные по­шлины.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимо­сти. По таможенной стоимости рассчитываются также налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможен­ная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), а проверяется таможней, оформляющей груз. Та­можня решает вопрос на основе либо документов декларанта, либо собственной ценовой информации в виде различных справочни­ков, каталогов и т.д. Таможенная стоимость определяется шестью методами, главный из них — определение по цене сделки с ввози­мыми товарами. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы, понесенные импортером и увеличива­ющие стоимость товара.

Размер ввозной пошлины зависит от страны происхождения то­вара и, следовательно, от торгового режима, предоставленного той или иной стране. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, вступившим в действие 1 января 2004 г., страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей опре­деления страны происхождения товаров. Если в производстве то­варов участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осу­ществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

Поскольку к середине 2004 г. Россия еще не вступила в ВТО, внешнеторговые режимы по отношению к конкретным странам ею устанавливались преимущественно на основе двухсторонних торговых договоров и соглашений.

В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трехколонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены тор­говые договоры и соглашения, предусматривающие режим наи­большего благоприятствования (РНБ). Первая колонка ИТТ содер­жит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по спис­ку ООН (уменьшенный размер пошлин). Третья колонка ИТТ от­носится к товарам из стран, с которыми нет торговых соглашений и по отношению, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования. Эти товары облагаются ввозной пошлиной в двойном размере.

Кроме того, по отношению к наименее развитым странам по списку ООН используется принцип беспошлинного ввоза товаров. Этот же принцип распространяется на те страны СНГ, с которыми Россией подписано соглашение о зоне свободной торговли.

В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки.

Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольст­венных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших про­мышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются.

С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем эко­номическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в Рос­сии изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения.

1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзве­шенная ставка составила 10-11% вместо сложившейся к 2000 г. ставке 13—15%.

2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адва­лорных ставок сохранились 4 (5,10,15 и 20%). Максимальные раз­меры ставок были сохранены только как Исключение для очень немногих товаров — автомобилей (25%), сахара и табачных изде­лий (30%).

3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров.

4. Удешевление импорта продовольствия, в том числе не про­изводимого в России, для поддержания конкурентной среды и по­купательной способности населения.

5. Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значе­ний) на технологическое оборудование, не имеющее отечествен­ных аналогов, ряд полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.

Дальнейшее изменение ставок таможенного тарифа будет свя­зано с завершением переговоров о присоединении России к ВТО.

Вывозные таможенные пошлины не характерны для развитых стран с рыночной экономикой. Однако в России вывозные по­шлины применялись достаточно широко в 1992—1996 гг., затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового кри­зиса августа 1998 г. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продук­ции.

Применение вывозных пошлин в России связано со следу­ющими экономическими обстоятельствами: во-первых, это попол­нение доходной части бюджета; во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем цены на соответствующих мировых товарных рынках в свободно конвертируемой валюте.

В начале 90-х гг. на внутреннем рынке ощущалась острая не­хватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охва­тывали до 79% российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышленные полуфабрикаты, авиационная техника. В связи с изменением си­туации на внутреннем рынке (его насыщение товарами, либерали­зация цен) в 1994-1996 гг. шел процесс, с одной стороны, сниже­ния ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых такими пошлинами товаров. Последними были отменены (с середины 1996 г.) вывозные пошлины на главные то­вары российского экспорта — нефть и нефтепродукты.

С начала 1999 г. в связи с кризисной экономической ситуацией вновь были установлены вывозные пошлины почти исключитель­но на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, другие виды топлива, цветные металлы, алюминий, лом черных металлов, ценные породы древесины, необработанные шкуры до­машнего скота, некоторые химические удобрения. Размеры вывоз­ных пошлин на нефть и нефтепродукты связываются с уровнем цен на мировом рынке на эти товары и изменяются в зависимости от мировых цен. Вывозные пошлины в 2007 г. распространялись на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов Та­моженного союза — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (с октября 2000 г. — Евразийское экономическое сообщество). В конце 2007 г. вывозная пошлина на сырую нефть составляла 205 долл. за тонну.

Кроме ввозных и вывозных таможенных пошлин к таможенным платежам в соответствии с Таможенным кодексом РФ относятся:

• НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную терри­торию РФ;

• акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную терри­торию РФ;

• таможенные сборы.

В 2003 г. ставка НДС в России составляла 20%, в 2004 г. она была снижена до 18%.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современная внешнеторговая политика России. Законодательная, нормативно-правовая база внешнеторговой деятельности в России | Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.