Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация, как один из механизмов социализации.

Социализация

Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Этапы социализации. Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст.

2) Вторичная социализация: профессиональная социализация,

которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре, включением индивида в систему общественного разделения труда.

Ресоциализация, усвоение новых знаний, ценностей, ролей,

навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает - от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения.

Пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен

изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Агенты социализации. Каждый этап социализации связан с

действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и

учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

1) Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные,

бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2) Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные).

3) Социально значимая информация (характер повседневных,

производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификации включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.)

4. Отрасль социального знания, рассматривающая деятельность властных групп – элитология, формировалась на протяжении многих столетий. Термин “элита” ведет свое происхождение от французского “elite” – “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Под элитой практически все ученые-элитологи понимают сравнительно небольшие группы лиц, отличающихся сильной волей и обширными знаниями, занимающих ведущее положение в политической, экономической, военной и духовных сферах.

На современном этапе существуют следующие основные содержательные подходы к определению понятия элиты – статусно-функциональный, ценностный, социально-классовый, социокультурный.

Статусно-функциональный подход главным признаком властвующей элиты считает статус человека, его место и роль в системе властных структур, в принятии решений и реализации управленческих функций.

Ценностный подход определяющим признаком элиты считает духовный аристократизм, личностное превосходство (культурно-образовательное, моральное-волевое) одних людей над другими, стиль властвования, антропологические особенности. По М.Веберу это харизматические личности, по Х.Ортега-и-Гассету – у кого наивысшее чувство ответственности.

Социально-классовые модели подходят к определению элиты с точки зрения неп-римиримости элитных слоев и трудящихся масс.

Социально-культурная модель элиты отстаивает идеи цивилизованного духовно-нравственного развития общества и его элитных слоев исходя из исторических традиций и культурно-психологических отличий народа.

Признанными основателями собственно элитологии и ее “патриархами” являются итальянские социологи Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс (кон. 19-нач. 20 вв.), немецкий социолог М.Вебер, испанский культуролог и политолог Х.Ортега-и-Гассет.

Г.Моска, и В.Парето убедительно доказали, что наличие сильной правящей элиты во главе с авторитетным лидером – непременное условие динамического развития общества.

В.Парето сформулировал свою известную теорию “циркуляции элит”, в соответствии с которой существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип – “львы” (В.Парето использует терминологию Н.Макиавелли), второй – “лисы”.

Р.Михельс сформулировал " железный закон олигархических тенденций“. Суть закона: демократия, чтобы сохранить себя вынуждена выделять элиту – активное меньшинство, которому массе приходится подчиняться.

5. Элита осуществляет свою власть, делегируемую ей гражданами страны, опираясь прежде всего на бюрократию - чиновников, занимающих позиции контроля над государственными органами и ресурсами. Основы современной социологии бюрократии заложил М.Вебер. Он противопоставлял власть патримониального чиновничества (власть сословного общества) и бюрократии (правлении профессионалов).

М.Вебер разработал так называемый идеальный тип властно-административной организации, обозначенной им термином “рациональная бюрократия”, основные характеристики которой следующие:

1) бюрократия образует достаточно устойчивую органическую часть целостности структуры власти.

2) бюрократическая система обладает конкретной компетенцией.

3) каждый нижестоящий служащий или каждое нижестоящее подразделение подчиняется и подотчетно вышестоящему.

4) четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена организации в координации их индивидуальной деятельности.

5) идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формальной безличности.

6) существенной чертой бюрократического чиновника является назначаемость на должность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статусы и роли | Регулятивная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.