Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное единство Европы




Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия ти­тулов знати, на разных языках не совпадали. Однако в раннем Сред­невековье сложился важный фактор единства правящего слоя раз­личных европейских государств — общность вероисповедания.

Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторите­том пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апосто­лов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, па­пы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.

В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подра­жая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епис­копов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие еписко­паты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничаю­щих религиозных течений.

Положение изменилось после усиления Франкского королев­ства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины свое­го могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Авст­рии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиоз­ном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пи-пин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.

По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, ут­вердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население дер­жавы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.

В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого импе­раторскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.

Коронация не означача, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодаль­ной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христи­анского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благо­денствии подданных императора.

В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).

Падение империи ослабило позиции римской церковной иерар­хии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочис­ленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не ме­нее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась перепис­ка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.

Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи

В IX—X вв. Западная Европа пережила одну из последних волн пе­реселения народов.

В это время малый ледниковый период завершился, климатиче­ские условия в Европе, в том числе и на Севере, стали благоприятны­ми для хозяйственной деятельности. Начавшийся рост численности населения в Скандинавии при нехватке свободных земель вызвал бурную экспансию северных народов. Они были известны западное­вропейцам как викинги или норманны, а славянам — как варяги. По уровню развития они находились на позднем этапе разложения ро-доплеменного строя. Особую роль играли военные вожди — конун­ги. Поскольку первоначально их избирала дружина (впоследствии власть конунгов стала наследственной), этот строй получил назва­ние военной демократии.

Традиционными занятиями скандинавов были рыболовство и торговля. Они достигли больших успехов в развитии мореплавания. Викинги колонизировали Исландию, остатки их поселений были найдены в Гренландии. Они ходили даже к берегам Северной Амери­ки. Однако намного больший интерес для военных вождей представ­ляли богатые земли, лежащие к югу.

Первый набег норманнов отмечен летописцами в 793 г., ког­да отряд скандинавов разграбил и сжег монастырь на Северо-Восточном побережье Англии. Затем набеги на прибрежные города Северной и Западной Европы стали постоянными. Ви­кинги достигали даже берегов Средиземного моря.

Наиболее сильным натиск норманнов был на Восточно-Франк­ское королевство, включавшее в основном германские земли.

Одновременно на германские земли напали венгерские кочевые пле­мена, пришедшие с южных отрогов Уральских гор в Дунайскую рав­нину и совершающие набеги на Центральную Европу. С востока уси­лилось давление славянских союзов племен, также стремившихся расширить свои владения.

В этих условиях крупные германские феодалы вынуждены были смириться с усилением центральной, королевской, власти. Король Отптон I(правил в 936—973) из Саксонской династии, воцарившей­ся в Восточно-Франкском королевстве, опираясь на епископов и мелкое рыцарство, создал сильную армию. В 955 г. венгров раз­громили, и их набеги прекратились. Славяне лишились Бранибора (впоследствии Бранденбург), хотя покорение их земель на террито­рии современной Германии завершилось лишь в XI веке. Датские ко­нунги вынуждены были перейти к обороне и заняться укреплением Ютландии.

Отбив натиск на германские земли, Отгон вмешался в распри итальянских князей. В 962 г. его войска вступили в Рим. Папа про­возгласил Отгона I императором, созданная им империя получила название Священная Римская империя германской нации.

Отгон, как и его преемники, мечтал о создании единой мировой христианской империи. Однако эти стремления вступили в противо­речие с тяготением крупных феодалов, герцогов и князей к самосто­ятельности. Новая империя, хотя и просуществовала более 800 лет, осталась аморфным образованием, так и не стала реальной военно-политической силой.

Наступление конунгов Дании, Норвегии, Швеции на страны За­падной Европы постепенно выдохлось. Многие королевские дома стали нанимать отряды викингов, используя их в феодальных усоби­цах. В начале X века король Франции отдал герцогство Нормандию одному из предводителей викингов, Роллону, который обязался за­щищать побережье от набегов других конунгов.

Наибольшим успехом викингов было завоевание Англии. Частые усобицы местных феодалов позволили датскому воен­ному вождю Кнуту захватить английский престол, затем он стал также королем Дании и Норвегии и вошел в историю как Кнут Великий (правил в 1016—1035). Однако после его смерти созданная им держава распалась, Англия также освободилась от власти конунгов.

Постепенно в странах Скандинавии, как и в остальной Европе, начали развиваться феодальные отношения, распространялось хри­стианство. Общескандинавское архиепископство было создано в 1103 г. Знать Скандинавии сблизилась с центральноевропейскими феодальными домами, грабительские набеги прекратились.

Вопросы и задания

· Укажите особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.

· Проследите процесс формирования системы крупного земле­владения в раннефеодальных государствах. Объясните специ­фику землевладения и землепользования в VII—X вв. в Европе.

· Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как скла­дывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землей?

· Укажите особенности феодального землевладения. Что озна­чали отношения вассалитета?

· Почему в Средние века сложилось особое военное сословие — рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?

· Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневе­ковье? Какими были отношения между церковной и светской властями?

· Охарактеризуйте роль завоеваний викингов в историческом развитии. Укажите направления нормандских завоеваний. Объясните, почему нормандские завоевания привели к усиле­нию королевской власти в европейских государствах.

o Что изменилось в общественном укладе скандинавов в резуль­тате их взаимодействия с европейскими народами?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.