Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор нетрадиционных методов проектирования




Знакомство с традиционными методами проектирования приводит к мысли, что за внешним разнообразием скрыто несколько новых принципов проектирования, которые представляют для разработчиков большую ценность, чем сами методы.

Более глубокий анализ позволяет утверждать, что объектом новых методов является не столько проектирование в общепринятом смысле, сколько мыслительная деятельность, предшествующая выполнению чертежей и проектов.

Оценим методы стрех точек зрения:

- в какой степени они способствуют творчеству;

- насколько они логичны;

- позволяют ли они управлять процессом проектирования.

С точки зрения исследования творчества разработчик представляет собой «черный ящик», на выходе которого возникает загадочное творческое озарение.

С точки зрения логики разработчик – это «прозрачный ящик», в котором происходит логический процесс, до конца поддающийся объяснению.

С точки зрения управления проектант является самоорганизующейся системой, которая способна отыскивать кратчайшие пути на неведомой территории.

Последняя, наименее привычная точка зрения прямо ведет к вопросу о практической ценности теории проектирования и о дальнейших шагах в разработке эффективных методов проектирования.

Мозговая атака. Можно считать, что данный метод снимает социальные запреты, налагаемые каждым человеком на свои высказывания в обычном разговоре, это сознательный возврат к нелогичной болтовне. Устранение фильтров на выходе, по меньшей мере, увеличит количество выходных сигналов, если не повысит их качество. Практическая ценность мозговой атаки заключается в том, что на ранних этапах проектирования, когда структура задачи еще не ясна, резко повышается скорость генерирования данных, имеющих отношение к этой задачи.

Синектика. В этом методе основной упор делается на биологические и анатомические аналогии, т.е. преследуется цель использовать те отделы нервной системы, которые управляют движением тела и обычно не контролируются сознанием.

Таким образом, когда проектант «черный ящик», можно сделать следующие выводы:

- выходные действия разработчика определяются выходными сигналами от подлежащей решению задачи и прошлым опытом;

- ослабление социальных запретов ускоряет образование выходных сигналов, приобретающих более случайный характер;

- необходимо время на осознание и переработку образов, отражающих структуру задачи в целом и повышение вероятности выходных реакций, содержащих решение задачи.

В большинстве методы проектирование преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления, поэтому исходя из логических предположений, что разработчик осознает свои действия и их причины.

В случае проектант как «прозрачный ящик», логическое, или систематическое, поведение проектанта напоминает работу компьютера: он пользуется только той информацией, которая в него введена, и действует по заданной схеме, проводя анализ, синтез, оценку и повторение циклов до тех пор, пока не найдет наилучшее из всех решений.

Такое предположение справедливо в случае оптимизации переменных, и оно лежит в основе системных методов проектирования – морфология и системотехника позволяющие решать задачи проектирования «машинными» приемами.

Морфологический метод основан на комбинаторике, т.е. в объекте выделяют группу основных конструктивных или других признаков и заносят их морфологическую таблицу. Для каждого признака выбирают альтернативные варианты его исполнения или реализации. Комбинируя их между собой, можно получить множество различных решений, представляющих интерес.

Методы мозговой атаки при проектировании технического объекта

Известно, что критика или даже ее боязнь, служит помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при генерации идей, был разработан метод мозгового штурма или мозговой атаки. Метод нельзя рассматривать как универсальный. Для эффективного применения метода необходимо представлять его возможности и целесообразность применения, при таких условиях он может служить мощным средством генерации идей.

Мозговой штурм – метод получения новых идей путем творческого сотрудничества организованной группы, которая как единый мозг штурмует творческие решения рассматриваемых проблем. Это делается энергично, все члены группы должны сосредоточивать свое внимание на одном и том же вопросе. Данный метод изобрел А.Осборн, заместитель ректора университета в городе Буффало и основатель Института творческих методов обучения.

Метод мозгового штурма основывается на следующем психологическом эффекте. Если собрать группу в 5-8 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по этой же задаче, то получится Nk идей. При этом оказывается, что Nk намного больше N. Во время сеанса МШ происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. В одном из американских руководств по методу МА говорится «Девяносто девять процентов ваших конструктивных идей возникает подобно электрической искре при контакте с мыслями других людей». Изучение методов МА не требует специальной подготовки.

Мозговую атаку целесообразно использовать:

- при решении изобретательских задач в самых разных областях техники;

- при постановках задач, различающихся по форме, детальности и глубине проработки;

- на различных этапах разработки и проектирования изделий;

- в сочетании с другими эвристическими методами.

Полная продолжительность сеанса МА составляет 1,5-2 часа. Сеанс имеет следующий порядок проведения:

- представление участников и ознакомление с правилами проведения сеанса (5-10 мин);

- постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин);

- проведение МА (20-30 мин);

- перерыв (10 мин);

- составление отредактированного списка идей (30-45 мин).

Повышают эффективность сеанса мероприятия по психологической настройке:

- показ фильма, активизирующего постановку задачи;

- включение негромкой фоновой музыки;

- показ натурного образца или макета объекта, требующего улучшения;

- угощение чаем, кофе;

- объявление перед сеансом о гонораре сразу после сеанса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.