Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В государственном и муниципальном управлении




Институты, формы и методы

Принципы государственного и муниципального управления

Существуют следующие принципы государственного и муници­пального управления.

1. Публичная власть управляющего. Для государственного и муниципального управления необходимы право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряже­ний. Разумеется, полномочия и сила на уровне государственно­го и муниципального управления неодинаковы.

2. Применение гражданами непосредственных форм государст­венного и муниципального управления (решающие институты не­посредственной демократии) и участие населения в управлении (другие институты).

3. Целесообразное сочетание в управлении институтом пред­ставительной, непосредственной и управленческой демократии.

4. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение при един­стве руководства труда обеспечивает специализацию, т. с. каче­ство, управления.

5. Определенность круга решаемых вопросов и конкретность исполнителей. При неясности сферы решаемых вопросов, их неконкретности и множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без точ­ного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

6. Подчинение интересам государственного и муниципального управления иных интересов на государственной и муниципальной службе. Разумеется, у государственного муниципального орга­на, должностного лица могут быть свои интересы, но во время исполнения служебных обязанностей приоритет имеют интере­сы публичного управления. Конфликт частных и общих инте­ресов должен быть решен в пользу последних.

7. Централизация и иерархия в управлении. Они создают ста­бильность и обеспечивают деятельность управленческого меха­низма как единого целого.

8. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководи­телей и исполнителей вредна для дела.

9. Справедливость в отношении начальников, подчиненных, со­трудников управляющего органа. Поощрения и наказания долж­ны быть соразмерны делам и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые (легитимные).

10. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учи­тывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.

11. Вознаграждение управленческого труда. Этот труд должен оплачиваться в соответствии с его общественной полезностью, количеством и качеством.

 

Структуры и институты. В системах управления используются различные управленческие структуры и институ­ты. Структура управления связана с определенной моделью управления. Это наиболее крупная составная часть в системе государственного или муниципального управления (например, парламентаризм или президенциализм в государственном управлении, англосаксонская или романо-германская модель муниципального управления). Институт управления — состав­ная часть его структуры.

Институт государственного или муниципального управле­ния — это организационно-функциональное образование, характе­ризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм, методов и процедур деятельности. Ин­ститутами государственного и муниципального управления мо­гут быть коллегиальные и единоличные органы государственной и муниципальной публичной власти (например, Правительст­во РФ или субъекта РФ — Ставропольского края, мэр г. Ков­рова Владимирской области), учреждения (например, Пенсион­ный фонд РФ), должностные лица (например, начальник рай­онного отделения милиции), вспомогательный управленческий персонал (сотрудники канцелярий и др.). Институтами являют­ся также государственная служба, институт дисциплинарной ответственности и др.

Классификация форм и методов государственного и муници­пального управления. Существуют различные классификации форм и методов управленческой деятельности органов государ­ства и местного самоуправления по разным основаниям деле­ния. Различа­ют правовые формы и методы управления (они урегулированы правовыми актами) и организационно-технические (неправовые, но не противоправные) формы и методы, применяемые в текущей, оперативной работе.

В числе основных правовых форм следует назвать законодательствование, управление (администрирование), правосудие, контроль и (или) надзор.

Законодательствование — это установление правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических и юридиче­ских лиц, организаций, учреждений, предприятий, коллективов и т. д. Указанным правилам должны, т.е законам соответствовать иные право­вые акты (указы президента, постановления правительства и т. д.), а сами законы должны соответствовать конституции государства. Законы обычно принимаются высшим представи­тельным органом государства — парламентом.

Управление — администрирова­ние, исполнительно-распорядительная, организационная дея­тельность государственных и муниципальных органон, долж­ностных лиц.

Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать конфликты, возникающие между органами государства и местного самоуправления, физи­ческими и юридическими лицами, гражданами и органами го­сударства, а также решать другие вопросы (например, офици­ально устанавливать факты, имеющие юридическое значение).

Суд рассматривает конкретные дела и споры в судебной колле­гии (некоторые дела может решать единолично судья). Реше­ния суда (после вступления их в силу) должны выполняться всеми органами государства (в том числе и главой государства, а также парламентом, если конституционный суд осуществляет конституционный контроль в отношении законов ), юридиче­скими и физическими лицами, объединениями и т. д.

Контрольная деятельность государства (в этом названии обычно объединяются контроль и надзор) предусматривает ин­спектирование, проведение проверок соответствия деятельно­сти органов государства и муниципальных образований, долж­ностных лиц законам, актам вышестоящих органов, проверку выполнения должностных обязанностей, соблюдения установ­ленных стандартов, правил противопожарной, противоэпиде­мической и т. д. безопасности.

Надзорной или контрольной деятельностью в России занимаются прокуратура (проверка соблюдения законности), конституционные суды и конститу­ционные советы (конституционный контроль), Счетная палата РФ (проверка исполнения государст­венного бюджета), уполномоченные по правам человека, охране окружающей среды и др..Надзорные органы, как правило, не могут давать каких-то обязательных указаний, распоряжений. Они устанавливают лишь факт, нарушение, составляют об этом акт (иной документ), дают предписание нарушителю и наделе­ны правом обращаться к парламенту, правительству, вышестоя­щим (по отношению к проверяемому объекту) органам и должностным лицам, в некоторых странах при обнаружении грубых нарушений указанные органы могут возбудить дело в суде.Контрольные органы обычно вправе принимать обязывающие решения, принудительные меры.

В России есть специализированные ор­ганы контроля и надзора. В России конституционный контроль в отношении федеральных законов и иных правовых актов осу­ществляет Конституционный Суд РФ.Созданы федеральные службы по контролю и надзору, некоторые из них находятся в системе министерств (на­пример, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — в Министерстве образования и науки РФ), другие яв­ляются автономными и подчинены Правительству РФ (напри­мер, Федеральная антимонопольная служба).

Наряду с правовыми методами в текущей оперативной работе по управлению используется множество организационно-техниче­ских действий, способов, приемов: учет, анализ данных, прогно­зирование, моделирование, планирование работ, организацион­ная деятельность, сбор сведений, подготовка отчетов, проведе­ние совещаний, инструктирование подчиненных, распоряжения, консультирование, информирование и др.

Различаются также экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. Экономические методы состоят в создании государст­вом таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает субъект управления. Напри­мер, государство снижает налоги на производство детских това­ров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные сти­пендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подго­товки кадров. Административные методы — это команды субъекта управления (требования, запреты и т. д.), обязываю­щие поступать определенным образом. Они могут быть матери­ально не выгодны управляющему субъекту, но необходимы по другим причинам (например, заказ на производство дорого­стоящей техники для обороны страны). Идеологические мето­ды — это воздействие на сознание людей, пропаганда и агита­ция со стороны субъекта управления (например, на коробках с сигаретами от имени государства — Министерства здравоохра­нения и социального развития РФ — есть надпись, предупреж­дающая о том, что курение опасно для здоровья).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.