Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля. Особенности международного разделения труда в СНГ




Особенности международного разделения труда в СНГ.

Международное разделение труда и освоение мирового пространства. Международная торговля.

Россия в системе международного (всемирного) разделения труда.

 

1. Географическое разделение труда – “Закон сравнительных приемуществ Д. Рикардо”.

1. Теоретические принципы производственной специализации регионов и межрегиональной торговли формально (понятийно, терминологически) были впервые выведены в рамках теорий ме­ждународных экономических отношений, т.е. международниками, а не регионалистами. В связи с этим необходимо назвать класси­ков английской политической экономики А. Смита и Д. Рикардо и шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Почему же по­лученные ими научные результаты правомерно относят к теоре­тическим основам региональной экономики?

Межрегиональное разделение труда и международная тор­говля — процессы, происходящие в рамках различных частей одной национальной зоны свободной торговли, одной таможен­ной территории, одной валютной системы, одного национально­го рынка труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, полити­ческие, языковые и другие барьеры, в той или иной степени со­храняющиеся в международных экономических отношениях, не­смотря на превалирующую тенденцию либерализации и глоба­лизации.

Основные выводы международных теорий Смита — Рикардо и Хекшера —Олина получены в системе постулатов межрегио­нальных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих по­ясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Пор­тугалии и приводят другие международные примеры. Безуслов­но, выводы, о которых идет речь, применимы и к международ­ным отношениям (в большей степени это касается валютных и торговых союзов, общих рынков), но они требуют дополнений и корректировок, учитывающих специфику именно международ­ных отношений (включение валютных, таможенных, институ­циональных и других условий). Б. Олин, лауреат Нобелевской премии, свою главную работу назвал «Межрегиональная и меж­дународная торговля» (1933 г.), подчеркивая общность и разли­чия двух типов торговли.

Названные классики политической экономии были идеолога­ми свободной торговли (фритредерства), противостоящими сто­ронникам экономического меркантилизма. В этом отношении они, безусловно, родственны всем теоретикам региональной эко­номики. Международная (межрегиональная) торговля — способ получения выгоды для каждого участника. Международное раз­деление труда, полагал А. Смит, целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (имеется в виду регион). Каждая страна (регион) Должна специализироваться на производстве и продаже того то­вара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Если она сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства товаров, по которым страна (регион) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).

В теориях А. Смита и Д. Рикардо главным фактором, опре­деляющим рациональную структуру производства и обмена, яв­ляются трудовые издержки. В 30-х годах XX в. шведские эконо­мисты Э. Хекшер и Б. Один развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение со­отношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные теоретические по­ложения сводятся к следующему:

1) страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) фак­торов производства и ввозить продукты интенсивного использо­вания дефицитных для них факторов;

2) в международной (межрегиональной) торговле при соответ­ствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания факторных цен;

3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением фак­торов производства.

Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализа­ции не только торговли, но и международного (межрегиональ­ного) перемещения факторов производства. Отметим снова, что приведенных постулатах и выводах отсутствует какая-либо меж­дународная специфика. Эта теория находится полностью в рам- fan условий межрегиональных отношений, тем более что по уравнению с товарообменом перемещение труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препят­ствий, чем между разными странами. Из выводов Хекшера и Олина следует, что отсталые или раз­вивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализи­роваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Раз­витые страны (регионы), накопившие большие массы функцио­нирующего капитала (в том числе научно-технического), долж­ны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (ре­гионы), обладающие большими площадями сельскохозяйствен­ных угодий и относительно низкой плотностью населения, за­интересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной про­дукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы яв­ляются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования.

Основные допущения и интерпретации теории Хекшера — Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности, было установлено, что для выбора це­лесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо при­нимать во внимание не только прямые затраты производствен­ных факторов, но и косвенные, сконцентрированные в потреб­ляемых сырье и материалах. Эту аналитическую задачу реализо­вал много позже В. Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса (input-output analysis). Полученные им результаты вошли в историю как парадокс В. Леонтьева.

Международное географическое разделение труда базируется на стремлении человечества ко все большей эффективности ведения хозяйства, а в последнем десятилетии и к обеспечению все больше­го многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и това­ров, что пришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международном обмене принцип экономики мас­штаба (economy of scale) начал вытесняться другим принципом — экономики многообразия (economy of scopo).

Этот принцип привел к полному отказу, даже в теории, от воз­можности того, что каждая национальная экономика в состоянии покрыть все разнообразие спроса. Более того, в условиях постинду­стриального общества идет углубление специализации производст­ва, всегда лежавшее в основе углубления и диверсификации меж­дународного географического разделения труда, которое на совре­менном этапе становится все более детальным и более «адресным». Происходит не только специализация на производстве готовых про­дуктов, но и на деталях, полуфабрикатах, отдельных стадиях и эле­ментах производства той или иной продукции. В основе специали­зации теперь не столько количественные (сделать больше и по бо­лее низкой цене), сколько качественные критерии (наукоемкость, надежность, «чистота» и т.д.).

Именно поэтому на взаимную торговлю между промышленно раз­витыми странами Запада приходится уже почти 60% оборота мировой торговли. Наиболее зрелая экономическая интеграционная группировка сформировалась именно в Западной Европе, тогда как прочность взаимодействия между развивающимися странами очень н велика и подвержена воздействию политических и конъюнктурных экономических колебаний.

Современный этап развития внешнеэкономических связей ха­рактеризуется их многовидностью.

Товарные потоки, или товарообмен. Новые тенденции эко­номического взаимодействия государств, изменения структуры меж­дународных экономических связей проявляются особенно ярко в внешней торговле товарами, а также в масштабах и структуре меж­дународных транспортных сообщений, обеспечивающих реализацию сложившихся внешнеторговых связей. Одна из важных особенно­стей современного этапа мирового экономического развития — более высокие, чем у промышленного производства темпы роста между­народной торговли. В 1995 г. стоимость товарного экспорта соста­вила 4875 млрд долл., экспорта услуг — 1230 млрд долл. ' На 25 ведущих стран приходилось 85,3% мирового экспорта и 83,8% импорта. По некоторым из них эти показатели составили:

США — 15,5 и 19,9%, Германия — 11,6 и 10,7%, Японии — 11,8 и 8,6%, Франция — 6,» и 6,3%, Великобритания — 5,2 и 5,8%.

На быстро развивающиеся страны новой индустриализации Юго-Восточной Азии приходится уже 8,5% объема мирового экспорта, на нефтеэкспортирующие страны, объединившиеся в ОПЕК — око­ло 10%.

Несмотря на ускорившийся процесс втягивания национальных экономик в систему международной торговли, мировой товарообо­рот отличается высокой территориальной концентрацией — на пять крупнейших экспортеров приходится почти половина объема миро­вого товарооборота. В то же время происходит определенная про­странственная дисперсия товарных потоков — суммарная доля глав­ных потоков (каждый более 1% мирового внешнеторгового оборо­та) составляла в 1970 г. 29,3%, в 1980 г. — 26%, в 1995 г. — 20%. Одновременно происходят определенные изменения пропорций между потоками (табл. 23).

Интересно отметить, что среди главных товаропотоков преобладают связи между соседствующими странами, хотя их удельный вес в товарообороте и снижается. Среди, 15 главных межстрановых взаимодействий — девять соседские, что связано с особенностями интеграционных процессов: принципиальная однотипность сложных многоотраслевых хозяйств развитых стран не только не препятст­вует грузообмену, а даже является типологическим признаком интеграции.

3. Уникальное географическое положение России как территории, соеди­няющей главные экономические регионы мира — Европу, Восточную Азию и Северную Америку, определяет важное место в стратегии развития России проектов трансконтинентальных коммуникаций.

В перечень приоритетных проектов мирового значения входят:

• модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа;

• сооружение второго Транссибирского железнодорожного хода — Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а на западе будут созданы выходы к портам Баренцева и Балтийского морей;

• развитие Северного морского пути — наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяю­щего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку;

 

• сооружение в более отдаленном будущем полимагистрали Северная Америка — Азия с тоннелем через Берингов пролив;

• организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс;

• трансконтинентальные телекоммуникационные системы.

К этим трансконтинентальным проектам следует добавить также желез­нодорожные и автомобильные коридоры между Западной Европой и евро­пейскими регионами России, водный путь Волга — Каспийское море — канал через Иран — Персидский залив; ряд альтернативных проектов международных нефте- и газопроводов от Каспия, Казахстана и Туркменистана, проходящих через территорию России'.

Принципиально важно, какую роль будут играть трансконтинентальные и другие международные магистрали для экономики России. Наименее выгодный для страны сценарий — выступать исключительно в качестве транзитного пространства, которое международные перевозчики могут преодолевать быстрее и дешевле. Такое использование коммуникаций будет давать России некоторые экономические дивиденды, но принципиальных изменений в экономику принести не сможет. Более весомым является участие России в техническом обеспечении строительства и эксплуатации коммуни­каций (производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, строительство арктических судов нового поколения, производство телеком­муникационного оборудования и т.п.). Наиболее важным для экономики страны будет воздействие трансроссийских коммуникаций на хозяйственное развитие прилегающих территорий, включая освоение новых природных ресурсов и размещение производств по переработке перемещаемых грузов.

В XXI в. несомненно будет возрастать интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к малозаселенным территориям как к стратегическому резерву обще планетарного значения "Невозможно представить, — писал Александр Солженицын, — что перегруженная планета будет и дальше, и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств". Было бы легкомыслием не прислушаться к этому пророческому суждению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.