Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Желтый цвет

Представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем. Все, что озаряется солнцем, становится светлее и получает желтоватый отблеск. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, будто бы свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину. Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная, блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывает тайн, и ни Гете, ни Василий Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего такого, чего бы мы не воспринимали сами.
Кандинский также указывает на то, "что желтый настолько склоняется к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого. Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к человеку". Он чувствует "первое движение желтого - стремление к человеку, которое может стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого - стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве... и бесцельно излиться во все стороны. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как все более громко и резко поющая труба или высокий звук фанфар".
При аддитивном синтезе желтый цвет получается смешением зеленого и красного. Это оптическое объединение соответствует и психологическому восприятию желтого цвета.
Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние возбужденного напряжения. Возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к взрыву, к разрядке, к эксцентрическому расслаблению, как, например, смех после фразы, раскрывающей смысл анекдота. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.
Если сравнить зеленый с потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии. Желтый цвет нужно понимать, как изменение и как снятие наличествующего напряжения с помощью раздражающего действия. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует. Если же одновременно с этим отвергается синий цвет, означающий покой, удовлетворение и единение, то речь идет о несчастном и неподходящем для реальной связи человеке, который в постоянном беспокойстве ищет удовлетворение в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего может указывать на "ажитированную депрессию", которую фармакологически следует лечить с помощью антидепрессантов, а психоаналитически - как позитивную или негативную материнскую связь.
Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность) и предпочитается желтый (поиск и ожидание освобождающей разрядки), а вместе с ним и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это беспокойство, эта чувствительность, форсированное самоутверждение и напряжение ожидания характерны для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и который пытается завоевать признание с помощью превосходства. В данном случае, где отсутствующее чувство безопасности (- синий: конфликт связей) ведет к такой напряженности (+ зеленый), что требуется компенсирующая разрядка (+ желтый), часто наступает психо-вегетативная сенсибилизация органов (например, желудка, кишечника, желчного пузыря). Всегда, когда в восьмицветовом ряду зеленый и желтый стоят рядом и образуют одну группу, то напряжение и разрядка объединяются в целях непосредственного снятия и нейтрализующего выравнивания напряжений. Кто оказывает предпочтение зеленому и желтому, нуждается в немедленном подтверждении, что его ценят, уважают. Он с большим напряжением наблюдает, будет ли высказано в отношении его ожидаемое признание, чтобы можно было снять (+ желтый) напряжение (+ зеленый).
Тот, кто отвергает эти оба основных цвета, т.е. две основных потребности, как несимпатичные, тоже не может больше выносить напряженного давления (зеленый) и раздражающего возбуждения (желтый). В этом случае честолюбие настолько сильно заторможено невротическим страхом, что бросается в глаза подчеркнуто равнодушная небрежная манера поведения.
Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжения, а желтый отвергается как полюс разрядки или снятия напряжения, то это состояние можно сравнить с батареей, которая отдала много напряжения и вновь должна быть заряжена. Подобное отношение к этим двум цветам проявляют люди, которые хотят быть твердыми, чтобы не поддаться чуждому им влиянию, или из боязни осрамиться нуждаются в уверенности. Если же, наоборот, отвергается зеленый, так как давление напряжения становится невыносимым, в то время как желтому цвету, снимающему напряжение, отдается предпочтение, то это состояние можно образно сравнить с перезаряженной, "кипящей" батареей. И наоборот, в случае сочетания зеленого и желтого с синим, покоем, в этих трех цветах выявляется "трофотропная группа отдыха".
В то время как расстройства в диапазоне синего и красного цветов (покой и возбуждение) особенно проявляются в виде заболеваний сердца и органов кровообращения, напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) относятся преимущественно к желудочно-кишечным заболеваниям. По этой причине пациенты со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры (желудочно-кишечных, желчных и мочевых путей) часто обнаруживают специфическое предпочтение зеленого и желтого цветов.
Желтый - это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность - раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, к счастью. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость. Беременные, которых тренируют по Риду на "безбоязненные" роды, по статистическим данным, как правило, предпочитают желтый цвет. Они нуждаются в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления.
Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворяющих их домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам. Увлекающиеся полетами люди, которые охотно отрываются от окружающей реальности, также предпочитают желтый цвет.
От напряжений (зеленый) и неумолимой последовательности реальной жизни некоторые скрываются в мир идеологических представлений (желтый). Считается, что желтый является цветом озарения, поэтому ореол Христа-спасителя и святых (Будда) также желтый.
Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние. Хотя он отражает также и состояние, стимулирующее фантастические представления, однако, как и все цвета, взятые в отдельности, ничего не говорит о действительном духовном мире человека. Тяга желтого цвета к поверхности может даже отражать поверхностность человека, а его расширение - бесполезную деятельность. В данном случае раздражающее напряжение, возникающее из-за неудовлетворенных потребностей, просто глушится с помощью банальных возбуждений. Если же напряжение ожидания и надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва приписывает желтому цвету: "Желтый - цвет зависти". Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. При обследовании двухсот хронических алкоголиков оказалось, что желтый является наиболее решительно отвергаемым цветом, в то время как фиолетовому отдается предпочтение (Буш).
Тот, кто будучи разочарованным, отклоняет желтый цвет, тот еще не пережил боли какой-то утраты. Раздраженное напряжение, взывающее к надежде и ожиданию, накапливается и может стать угрожающим. Цветовой тест констатирует тревожное состояние: когда отчаявшийся "хватается за соломинку" и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине которого (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения.
Во временном отношении зеленый выражает законсервированную продолжительность, желтый же, напротив, соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям. Желтый возбужденно-напряженно стремится к развязке, т.е. вперед, к новому, современному, к предполагаемому лучшему будущему.

Зелено-желтый цвет. Если к чистому желтому подмешать едва заметное количество зеленого, то желтый будет выглядеть более холодным и более светлым. Тот, кто предпочитает зеленоватый лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликт. Это поведение, зачастую поддерживаемое критическим, острым интеллектом, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике, не получить отказа или не скомпрометировать себя. По этой причине зеленоватый лимонно-желтый цвет, который благодаря добавлению зеленого (самоутверждение) тормозит разрешение желтого, большей частью предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые тормозят с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче.

Коричнево-желтый цвет. Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый. В нем объединяется противоречие: свет и легкость желтого и темнота и тяжесть коричневого. Хотя все еще доминирует желтый как цвет самораскрытия и установления контактов, однако, вместо поверхностности и изменчивости чистого желтого коричнево-желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений, нежно-ласковом пребывании.

Красно-желтый цвет. Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого, раскрытие и установление контактов, повышается в сторону активности. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на старых картинах голландских мастеров с пышными кутящими девицами и солдатами.

Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото, независимо от своей покупательной способности, выражает чувство лучезарного счастья. Сообщений: 16214

  • Уважение: +116
  • Пол: Женский
  • Позитив: +287
  • Зарегистрирован: Вс, 23 Авг 2009
  • Провел на форуме:
    2 месяца 13 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 18:44:41

 

Коричневый цвет.
Коричневый - это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается. У коричневого остается только пассивное жизненное состояние. Поэтому коричневый цвет выражает жизненные, телесно-чувственные ощущения. Поэтому любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому цвету информирует об отношении к собственному телу. Кто отклоняет коричневый как несимпатичный, игнорирует жизненное состояние тела.
Другие интересы, потребности или притязания доминируют настолько сильно, что не обращается должного внимания на свое физическое состояние. Подавление чувственного и сексуального удовлетворения или сексуальные излишества и чрезмерное честолюбие слишком перенапрягают организм. Кто отклоняет коричневый, тот едва ли может спокойно наслаждаться приятным. Вследствие этого коричневый цвет выражает не только нервно-телесное состояние, но и позволяет судить о том, играет ли чувственное наслаждение в жизни соразмерную роль и действительно ли принимается во внимание физическое состояние организма. У многих людей, которые отклоняют коричневый цвет как несимпатичный, преобладает мнение, что они находятся в промежуточной ситуации, за время которой должны утвердить свое положение ради осуществления своих целей. Это значит, что чувство в эротическом или профессиональном партнерстве должным образом не удовлетворяется. Такой человек стремится стать выше зависимых от потребностей инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальной личности. Поэтому он нуждается в категорическом признании и персональном внимании.
Наряду с черным коричневый отвергается при тестировании наиболее часто. Это указывает на конфликты во взаимоотношениях и вытекающие отсюда сексуальные проблемы, а также чувство неполноценности. В результате многие люди в качестве компенсации всячески стремятся завоевать престиж. Но ни престиж, завоеванный с помощью соблюдения условностей, ни инсценированная ради самоутверждения сексуальность, не в состоянии поднять уважения к себе. Издержки растут, нервно-соматический стресс достигает апогея и затем ведет к истощению. С этого момента коричневому цвету в тесте отдается предпочтение, и он занимает первое или второе место. Потребность общения с коллективом ощущается еще в большей степени. Отныне место чрезмерных требований занимают поиски "примитивного", первобытного, "простой жизни", в которой, якобы, можно найти бесконфликтное спокойствие и отсутствие проблем. И не удивительно, что обследованные Х.Клар 70 курильщиков опиума отдали предпочтение преимущественно коричневому цвету.

Мрачному, тусклому коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. Они больше не хотят думать и бегут от здравого смысла и рациональной ясности из страха, что больше не смогут вынести той жизни, которую они ведут. Чтобы заглушить голос рассудка, они ищут убежища в примитивных инстинктах (коричневый). В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. В таких случаях простой крестьянский дом или просто теплая ванна и удобная кровать часто становятся идолом. И действительно, статистические данные показывают, что очень часто к коричневому цвету с предпочтением относится также простое крестьянское население. По этой причине было бы неверно делать вывод, что в каждом случае предпочтение коричневого цвета означает только физическое истощение. Если в интерьере большое применение находит дерево с его коричневыми тонами, то тем самым выполняются требования уюта, предъявляемые к жилым помещениям. Осенняя и зимняя мода часто предлагает коричневые тона, так как теплый и приятный коричневый цвет наиболее отвечает условиям этих холодных времен года.

Серый цвет
Нейтральный серый цвет свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый, вообще, не территория, на которой можно жить, это только граница; граница как ничейная полоса, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей.

Если серый - границу - ставят в тесте на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяческих влияний, чтобы остаться невозбудимым. При сильном переутомлении оградительной (защитной) реакцией часто служит склонность к серому цвету.

Наряду с другими аналогичными исследованиями, об этом свидетельствует статистика тестирования 1900 молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей, показавшая, что серый цвет поставили на первое место 26,63% мужчин вместо обычных 5%. Кто ставит серый цвет на последнее место, хочет приблизить к себе все, что другими легко воспринимается как вмешательство. Он находит серый цвет скучным и вытесняет его неживое спокойствие на последнее место ряда. Он предпочитает все другие вычурные цвета вместе с их противоречивым напряжением, так как они выражают возбуждающие переживания. Кто отрицает серый цвет, тот в силу своей готовности к возбуждениям сам предлагает свои услуги и боится быть обойденным. Он стремится исчерпать все возможности, чтобы добиться цели и тем самым обрести спокойствие.
Кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на компенсаторно переоцениваемую сферу, которую характеризует цвет, поставленный на первое место, и, с другой стороны, на сферу всех других, обесцененных или вытесненных из страха цветов или жизненных возможностей. Даже если серый стоит на третьем месте, несоответствие между принимаемыми цветами, стоящими перед серым (границей) и последующими цветами, все еще столь напряженное, что первое и второе места следует оценивать как компенсаторные.
Цвета, которые при повторном тестировании стоят то перед, то после серого, будут то появляться перед серой "стеной", то, в зависимости от того, какую форму примет конфликт, вновь скрываться за ней (за серым). Такие сопровождающие серый цвета, пока серый цвет выступает в первой половине ряда, заряжены конфликтом.
Статистический анализ подтверждает, что выборы хроматических цветов по отношению к выборам серого возникают в различных областях личности, так как они друг с другом не коррелируют. Свет, возбуждающий раздражение, и темнота, вызывающая успокоение, возможно, особенно связаны с управлением центра бодрствования ретикулярной формации ствола головного мозга, так что светло-темные выборы характеризуют состояние его тонуса и тем самым психоэнергетический уровень.
Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (на восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

Светло-серый цвет (в противоположность темно-серому) действует легко. Это роднит его с красным. Таким образом, светло-серый выражает характер тонуса свободного и возвышенного психоэнергетического состояния возбуждения. Если среди других серых тонов отдается предпочтение светло-серому, то можно предположить наличие готовности к полному и соответствующему реагированию на раздражитель. Психологически это вегетативное состояние можно охарактеризовать как готовность к возбуждению или готовность к переживаниям и контактам. Если же светло-серый отвергается как несимпатичный, то в этом усматривается застой возбуждения, испытуемый замыкается. Он возбужден и не поддается никакому воздействию.

Темно-серый воздействует так же, как и темно-синий, спокойно, полно и тяжело. Возбуждение в данном случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Кто предпочитает темно-серый, тому присуща повышенная чувствительность. Для него важно достигнуть постоянного, гармоничного состояния равновесия без напряжения и возбуждения, дающего удовлетворение и исполнение желаний. Так же, как и при коричневом цвете, доминирует потребность в регрессивном, физическом и душевном удовлетворении. И, напротив, кто отклоняет темно-серый цвет, страдает от своей чувствительности. Так как ожидаемая гармония нарушена, то он отклоняет также сердечные и чувственные связи.
Серый, а также два других ахроматических цвета - белый и черный - повышают интенсивность каждого находящегося рядом хроматического цвета. Так, например, действие красного рядом с серым, белым или черным значительно интенсивнее, чем его действие рядом с одним из хроматических цветов, например, зеленым или желтым.
При цветовом оформлении необходимо учитывать следующее правило; в большинстве случаев не должно доминировать или использоваться рядом более двух цветных поверхностей. В качестве третьей поверхности следует использовать ахроматический цвет (серый, белый или черный). Так например, зеленая дверь дома на фоне красной кирпичной стены должна иметь не цветную, а белую дверную раму.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зеленый цвет | Белый и черный цвета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.