Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение в криминологии конкретно-социологиче­ских методов




Особое место в криминологических исследованиях за­нимают конкретно-социологические методы, т. е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявле­нии в конкретных условиях места и времени. Этот ком­плекс методов включает следующие:

1) изучение документов;

2) опросы в форме анкетирования и интервью;

3) наблюдение (включенное и внешнее);

4) эксперимент.

1. Изучение документов. При проведении криминологи­ческих исследований приходится изучать разнообразные до­кументы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жа­лобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результа­ты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связан­ных с ней явлений, а также иные документы.

Разрабатываются программы изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изуче­ния обрабатываются, и на их основе делаются выводы о су­ществовании определенных закономерностей.

2. Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый харак­тер, когда, например, после вопроса ставятся варианты отве­та: только "да", "нет", "не знаю". "Открытый" вопрос пред­полагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном использу­ют на начальном этапе исследования, когда трудно предви­деть все возможные варианты ответов. Тогда сначала прово­дится так называемый "пилотажный" опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки "работоспособно­сти" анкеты — того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т д. Или открытые вопро­сы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением "веера" возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они доволь­но откровенно излагают свои расходящиеся с общеприняты­ми нормами морали взгляды при открытой постановке во­проса. Когда же дается "веер" ответов, тогда они стараются отвечать "правильнее". Впрочем, это характерно не для всех.

"Веер" предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом "веере" дается исчерпывающий на­бор вариантов ответа.

В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняю­щие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются со­четания открытых и закрытых вопросов.

Как правило, в криминологических исследованиях оп­равдывает себя так называемый анонимный опрос, когда оп­рашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого.

Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в даль­нейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.

Интервью представляет собой беседу с лицом, совер­шившим преступление, или его родственниками, или сотруд­никами правоохранительных органов, а также другими ли­цами. Ин­тервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может ме­няться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого).

В криминологических исследованиях индивидуальное ин­тервью осужденных дает более полные результаты, чем ан­кетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает по­лезным для выявления личных позиций опрашиваемого, ка­сающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опраши­ваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.

Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллек­тивное интервью, когда, например, исследователь встреча­ется с несколькими лицами (не более 10, как правило) и про­сит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступно­сти, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности. Например, та­кое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудни­ками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.

3. Наблюдение бывает нескольких видов. В криминоло­гии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании.

Например, выделяются три основные роли наблюдате­ля:

1) наблюдатель — участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);

2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью кото­рых он должен наблюдать);

3) включенный наблюдатель (уст­раивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со сто­роны ведет такое наблюдение).

Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить криминолога, включащегося в пре­ступную группу, организацию. Однако практически такое включение связано с обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением исследователя и весьма тяжкими для него последствиями. Закон не преду­сматривает освобождение от уголовной ответственности и на­казания криминолога-исследователя. Исследование не слу­жит основанием и для непризнания соответствующих дея­ний преступными, как, например, в случаях крайней необхо­димости и необходимой обороны.

Включенное наблюдение в местах отбывания наказания связано во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения ста­туса осужденного.

Полезно включенное наблюдение в качестве оператив­ного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-тру­дового учреждения. С этой точки зрения для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах, судах.

Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в одном из городов в качестве его участников были привлечены студен­ты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым лицам. И во время посещения дискотек, дру­гих мест проведения досуга, ничем не выделяясь, имели воз­можность наблюдать за досуговыми связями правонаруши­телей, взаимоотношениями между различными группиров­ками, их поведением.

4. Эксперимент. В отечественной литературе экс­перимент определяется "как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием не­которых факторов, управляемых экспериментатором".

Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.

Была высказана точка зрения, что криминологии экспе­римент вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что эксперимент может быть использован в криминологии "лишь в позитивном, положительном направлении" или в области предупреждения преступлений.

Всесторонне исследовав проблему социального экспери­мента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о воз­можности и необходимости его применения, но при соблюде­нии определенных правил. Поэтому он пишет о "криминоло­гическом эксперименте", определяя его следующим образом: "Криминологический эксперимент представляет собой зара­нее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и ме­тодов профилактики правонарушений и ее правового регу­лирования".

В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.

С одной стороны, недопустимо провоцировать преступ­ление. Исследователь не освобождается от уголовной ответ­ственности за соучастие в преступлении в роли подстрека­теля, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются на фоновые и профильные. Фо­новые методы создают необходимую информационную базу с использованием того комплекса методов, о которых говори­лось выше. Профильные мето­ды — это методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.

Прогнозирова­ние — это не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления и процесса с помощью средств современной науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.