Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество свойств темперамента и их определение в значительной степени зависит от научной школы, в рамках которой работает тот или иной исследователь




В нашей стране существенное уточнение представлений о свойствах темперамента впервые было предложено С. Л. Рубинштейном. По его мнению, к темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности».

Согласно Б. М. Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в:

· эмоциональной возбудимости;

· большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне;

· быстроте движений, общей подвижности человека.

Б. Г. Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно – мозгового аппарата.

В. Д. Небылицын дал темпераменту наиболее развернутое определение. Он предлагал выделять три ведущих компонента темперамента:

Ø первый характеризует общую психическую активность индивида,

Ø второй – его моторику,

Ø третий – эмоциональность.

 

Каждый из этих компонентов в свою очередь обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Важнейшая роль принадлежит первому компоненту – психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом в «тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности».

«К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает (или входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй – двигательный, или моторный, компонент. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с функцией двигательного (и речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков».

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой».

В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темперамента, практически не ставились. Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал эмоциональные характеристики темперамента. Всего 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента:

q общую эмоциональность;

q стенические эмоции – астенические эмоции;

q положительные эмоции – отрицательные эмоции.

 

Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это, видимо, объясняется тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой – не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерить выделенные факторы.

Дж. Гилфорд предложил так называемую 13 – ти факторную структуру темперамента. Но в дальнейшем было показано, что выделенные им факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры.

Его последовательница К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента:

ü вспыльчивость – сдержанность;

ü реализм;

ü эмоциональность;

ü социальную адаптированность.

 

Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний, экспериментальный материал. Было подтверждено существование таких фундаментальных черт темперамента (личности – по терминологии Айзенков), как экстраверсия – интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно этих три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем людям, могут быть положены в основу типологии темперамента.

 

Важной чертой исследований в зарубежных странах в последние годы является резкое возрастание интереса к изучению структуры темперамента у детей.

А. Басс и Р. Пломин провели совместную факторизацию свойств темперамента, определенных по их методу и методу А. Томаса и С. Чесса. Было выявлено шесть значимых факторов темперамента:

§ социабельность;

§ эмоциональность;

§ активность;

§ объем внимания;

§ приближение (реакция на еду);

§ адаптивность (способность легко успокаиваться).

На основе полученных данных разработан новый опросник, который заполняется родителями и имеет достаточно высокую надежность.

Важнейшим научным центром, где проводятся исследования темперамента, является

Пермский педагогический институт, кафедра психологии. Основатель центра – доктор психологических наук, профессор В. С. Мерлин. В этой школе под темпераментом понимают «энергетическую» характеристику психических свойств и относят к нему только те психологические свойства, которые представляют собой определенную «динамическую систему». Показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тип темперамента.

 

Другой научный центр, где проводятся исследования, имеющие отношение к темпераменту, - Психологический институт РАО. В этом институте имеются две лаборатории, основанные на идеях Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына.

Научным центром, где наиболее интенсивно проводятся исследования темперамента, является Институт психологии РАН, лаборатория психологии и психофизиологии индивидуальности (руководитель – доктор психологических наук В. М. Русалов). Лаборатория была создана В. Д. Небылицыным в 1972 году. Отличительная черта исследований, проводимых в лаборатории, - это дальнейшее развитие концепции общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально – психологических различий. Большое значение придается разработке психометрически корректных методов оценки темперамента в целях объективного изучения места темперамента в структуре индивидуальности, а также выяснения роли темперамента в развитии общих способностей.

 

Хорошо известна немецкая клинико-типологическая школа темперамента, основоположником которой является К. Леонгард. Согласно К. Леонгарду, существует четыре основных типа темперамента:

v гипертимический темперамент, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативной, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью;

v дистимический темперамент свойствен пассивным субъектам с пониженной речевой активностью и замедленностью действий;

v аффективно-лабильный тип темперамента имеют индивиды с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;

v аффективно-экзальтированный тип темперамента характерен для людей, которые легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных.

Экспериментально было подтверждено, что темперамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка развития творческих способностей. Было показано, что в структуре творческих способностей можно выделить две категории характеристик:

Ø содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и другие, которые определяются уровнем знаний, социальным опытом и мотивацией испытуемых;

формально-динамические – «беглость» и «гибкость», которые обусловлены преимущественно темпераментальными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуемых. Установлено, что «беглость» как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом (как в предметной, так и социальной сферах). Показано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преимущественно от эмоциональности (социальной) и общей темпераментальной активности.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М, 1964.

· Русалов В. М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М, 1979.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятель­ности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

 

 

2. Критерием темперамента является:

а) раннее проявление в детстве;

б) приобретенность;

в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;

г) зависимость от черт характера.

 

 

3. Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:

а) гораздо более широком;

б) гораздо менее широком;

в) незначительно более широком;

г) незначительно менее широком.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.