Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении к лицам, которые совершили административные проступки, особенных санкций - административных взысканий.

Понятие, принципы и основные черты административной ответственности

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Лекция 11.

 

1. Понятие, принципы и основные черты административной ответственности.

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.

3. Административные взыскания.

4. Особенности административной ответственности специальных субъектов.

5. Особенности административной ответственности юридических лиц.

 

 

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности вообще. Следует отметить, что в общественной жизни административная ответственность является наиболее распространенной. В процентном соотношении, сравнивая с уголовной и гражданско-правовой ответственностью, административная применяется в государстве чаще всего. Ежегодно в государстве фиксируется несколько миллионов случаев привлечения к административной ответственности. Это связано как с широтой регулируемого спектра норм административного права, так и с относительной простотой привлечения к ответственности и наложению административных взысканий.

Действующее законодательство не содержит положения, которое позволяло бы оперировать также и законодательным определением административной ответственности. Нормы права, которые регулируют те или иные вопросы административной ответственности, содержатся во многих законодательных нормативно правовых актах, основным из которых может считаться Кодекс Украины об административных правонарушениях, принятый 7 декабря 1984 г.

Принципы административной ответственности можно определить как ключевые исходные положения, на которых базируется порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности. К указанным принципам принадлежат:

а) законность. Отмеченный принцип свидетельствует о том, что:

- никто не может быть привлечен за административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

- осуществлять привлечение к административной ответственности имеют право лишь законодательно определенные компетентные органы и должностные лица;

- применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административной ответственности осуществляется в пределах их компетенции, в точном соответствии с законом;

- государство обеспечивает систематический контроль со стороны высших органов и должностных лиц, прокурорский надзор, возможность реализации права обжалования относительно применения мер административной ответственности;

- законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Законы, которые устанавливают или усиливают ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют;

б) гласность. Этот принцип проявляется в том, что:

- органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют указанную деятельность открыто;

- производство по делам об административных правонарушениях сопровождается составлением необходимых процессуальных документов, с которыми лицо, которое привлекается к ответственности, имеет возможность ознакомиться;

в) неотвратимость, которая проявляется в том, что в случае совершения административного правонарушения обязательно должна наступать административная ответственность.

г) индивидуализация. Лицо несет ответственность за то правонарушение, которое оно совершило. Также в случае совершения административного правонарушения группой лиц каждое из них несет ответственность за ту часть, в осуществлении (совершении) которой оно принимало участие.

д) соответствие вины и наказания. Отмеченный принцип объясняется, в первую очередь, выбором административного взыскания, которое должно отвечать степени опасности правонарушения. Для этого необходимо тщательным образом выучить материалы дела, учесть обстоятельства, которые смягчают или обременяют ответственность и тому подобное. Рассмотренный принцип объясняется так: что вреднее является правонарушение, тем более существенный вид административного взыскания должен применяться компетентными органами (должностными лицами).

1. Основанием является совершение административного правонарушения (проступка). Административная ответственность за правонарушение наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законом уголовной ответственности.

2. Большое количество органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Эта особенность характеризуется тем, что на сегодня можно выделить свыше сорока субъектов рассмотрения дел об административных правонарушениях. Конечно, они избраны законодателем, учитывая специфику правонарушений, которые могут иметь место в тех или иных сферах общественной жизни. Среди указанных органов можно привести такие примеры, как административные комиссии при исполнительных органах сельских, поселковых, городских советов, органы внутренних дел, органы государственной пограничной и налоговой службы, Национальный банк Украины, военные комиссариаты. Ввиду этого необходимо подчеркнуть, что большая часть дел об административных правонарушениях рассматривается во внесудебном порядке.

3. Подлежат как физические, так и юридические лица. Это утверждение базируется на основании наличия в действующем законодательстве (не в КУоАП) положений, которые свидетельствуют о возможности привлечения к административной ответственности также и юридических лиц. Речь идет о законах Украины от 14 октября в 1994 г. «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроения», от 7 июня в 1996 г. «О защите от недобросовестной конкуренции», от 3 июля в 1996 г. № «О рекламе» и др., где содержатся нормы о возможности наложения взысканий на юридические лица.

4. Упрощен порядок привлечения к административной ответственности. Осуществление по делам об административных правонарушениях сравнительно с уголовным и гражданским судопроизводством упрощенно. Это дает возможность намного эффективнее и экономнее для государства реализовывать привлечение правонарушителя к административной ответственности.

5. В подавляющем большинстве наступает за правонарушение в сфере публичноправовых, а не частноправовых общественных отношений. Речь идет об отношениях в сфере таможенного дела, налогов, защиты собственности, прав граждан и тому подобное.

6. Применение мер административной ответственности не влечет судимости лица, которое совершило правонарушение. Лицо считается таким, которое привлечено к административной ответственности, на протяжении одного года со дня окончания выполнения взыскания.

7. Законодательное регулирование происходит за счет норм права, которые содержатся в разных нормативно правовых актах (Кодексе Украины об административных правонарушениях, Таможенном кодексе Украины и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры административного пресечения | Понятие, признаки и состав административного правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.