Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы прогнозирования. Существует множество методов прогнозирования




Существует множество методов прогнозирования. Их классификация достаточно сложна. В ней существуют общие методы прогнозирования. Из них рассмотрим 2 подгруппы: методы экспертных оценок и методы экстраполяции трендов.

Методы экспертных оценок:

1.коллективные можно назвать комплексными методами прогнозирования, т.к. они включают подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок, статистические методы обработки полученных материалов. Среди коллективных экспертных оценок наиболее известны метод «мозговых атак» и метод Дельфи (первый применяется более часто).

Метод «мозговых атак» представляет собой обмен мнениями по какой-либо конкретной проблеме предприятия. Оптимальное число участников 6-12 человек. Лучше, чтобы это люди различных профессий и специализации. При применении этого метода организатор (менеджер предприятия) собирает такую группу, обозначает проблеме, и каждый участник свободно высказывает свое мнение (идею) по решению данной проблемы. Ни одна из высказанных идей не должна сразу отсеиваться как негодная, подлежит обсуждению. Т.е. для решения проблемы приглашается коллектив экспертов, специалистов в данной области.

Метод Дельфи получил свое название от названия древнегреческого города, который прославился своими предсказаниями будущего. Суть состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний. Полученные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов. После первого опроса, как правило, наблюдается значительный разброс мнений. Следовательно, процедура осуществления этого метода предполагает проведение еще 3-4 опросов, а предварительно каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса. Это производят с той целью, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете обсуждения. В итоге опрос повторяется или до совпадения мнений экспертов или до получения наиболее узкого диапазона мнений.

2.индивидуальные

Метод «интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом. Ставятся вопросы о будущем состоянии предприятия и его внешней среды. Желателен анализ всех факторов внешней среды.

Метод аналитических докладных записок. Это самостоятельная работа эксперта по анализу деловой ситуации и анализу возможных путей ее развития.

Метод составления сценариев. Сценарий – описание (картина) будущего состояния предприятия и внешней среды, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, для прогнозирования ситуации характерно существование некоторого количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз включает в себя несколько сценариев (в большинстве случаев их 3): оптимистический, пессимистический и средний (наиболее вероятный, ожидаемый). Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития стран или регионов, предприятия в целом, рыночных сегментов, технологий. При составлении долгосрочного прогноза трудно определить объем производства и объем реализации продукции на рынке через 3-5 лет, то при составлении сценариев могут приниматься интервальные прогнозы, либо качественные показатели. Сценарий предполагает комплексный подход для его разработки (могут быть применены другие, например, аналитические методы).

Рис. Схема сценариев

Методы экстраполяции трендов

Основаны на статистическом наблюдении конкретного показателя, определении тенденции его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Так при помощи методов экстраполяции трендов закономерности в прошлом развития объекта переносятся в будущее. Если прогноз составляется для продукции, в задачи прогнозирования входят: анализ спроса и анализ продаж этого продукта. Результаты прогнозирования используются во всех сферах планирования на предприятии.

Наиболее распространенным методом экстраполяции трендов является метод скользящего среднего. Метод исходит из предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней величине, рассчитанной за 3 последних месяца. Такой прогноз чаще всего применяется, когда изменения во внешней среде минимальны, а также для краткосрочного прогнозирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.