Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции и символика

Традиции — это те образцы порядка, отношений, мышления, деятельности и поведения, которые ввиду своей действительной или мнимой принадлежности к наследию фирмы оцениваются ее членами положительно (отрицательно). Они складываются на основе единого критерия (стандарта) и передаются (наследуются) во времени как опыт, накопленный предыдущими руководителями и работниками, и охраняются общественным мнением.

За традициями стоят коллективные представления и устойчивые мотивы, — предпочтения, навыки и умения как продукты жизнедеятельности данной фирмы, являющиеся ее стабилизирующим звеном. Тем самым они выполняют регулятивную функцию системы связей и зависимостей, создающей прочный, устойчивый трудовой коллектив. Как образцы и правила, позиции и ценности традиции обязательны: переживаемые вместе, они создают одинаково испытываемое глубокое взаимодействие с другими людьми, связывающее всех членов фирмы в единое целое. Фирма — это организм, созданный прошлым, и подобно любому организму, она может быть изменена не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений. Поэтому ей нужны традиции, как дереву корни: без них она аморфна, то есть не имеет оснований.

Традиции как сложившиеся нормы, обычаи (устоявшийся порядок в поведении), правила производственных отношений, своей рациональностью создают внутрифирменную благоприятную эмоционально-психологическую обстановку. В частности, это спонсорство, благотворительность, меценатство в пользу непосредственной социальной защиты своих работников, создание условий совершенствования, карьерного роста персонала, сотрудников предприятия, мотивация и стимулирование высокопродуктивного труда, политика «удержания» ядра кадрового потенциала, разрешение конфликтов путем компромиссов, разные формы соучастия и т.п. Утрата подобных традиций способна разрушить корпоративный дух.

Установившиеся традиции обретают характер нормы — признанного (узаконенного) обязательного порядка (стандартные правила), которого придерживаются взаимодействующие друг с другом члены организации: «Мы в нашей фирме всегда поступаем таким образом». Нормы выполняют жизненно важные для нее функции:

  • обеспечивают предсказуемое поведение окружающих в различных ситуациях;
  • позволяют стандартно реагировать на ситуации, стабилизируя отношения;
  • избавляют работников от неопределенности во взаимодействиях с окружающими;
  • организуют эффективное осуществление совместной деятельности;
  • создают «лицо» каждой организации.

Процесс нормообразования есть одновременно и механизм становления и развития неформальных отношений в организации: благодаря этому оказывается групповое давление (негативные санкции) в отношении тех, кто в своем поведении отклоняется от принятых норм.

Необходимо отметить, что традиции бывают разные:

а) пассивные — бездумный групповой конформизм на основе принципа верности — «так делается у нас», без учета пригодности привычек, обычаев данной группы для чего-либо («пережиток»);

б) активные — традиционная обязанность выполняется на основе осознания пригодности привычки, обычая (рационализация, актуализация традиции) для членов данной группы;

в) негативные, которые надо искоренять из жизнедеятельности фирмы — сквернословие, «несуны», бюрократизм и т. п.

Особый вопрос — это обновление (создание) традиций, то есть поиск новаций и их преемственность как необходимый элемент саморазвития, изменений в организации в соответствии со временем. Здесь работает принцип: без традиций не может быть организации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса. Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и изменчивостью, и эта трудность очень велика.

Накопленный в прошлом опыт зачастую играет консервативную роль по отношению к современности и обрекает фирму на серьезные трудности, отставание в развитии и потерю динамики. Консерватизм, принцип традиционности выражает в том числе и стремление души к постоянству. Кроме того, кадровое обновление может сопровождаться утратой ядра нормативных образцов и разрушением корпоративного духа. Наконец, новые работники могут составить «доминантную группу» и внести в организацию негативные традиции.

Поиск новаторских традиций должен сочетать разумный консерватизм с поддержкой новаторства: они сознательно начинаются и культивируются на подходящей социально-психологической основе. Овладение позитивными традициями требует от работников фирмы определенных усилий: фирма приобщает к своим правилам, нормам деятельности и поведения каждого нового сотрудника и контролирует процесс его сращивания с ней. С помощью ПР-деятельности традиции сознательно сохраняются, познаются, укрепляются и пропагандируются («ходячие» истории, легенды, ритуалы, символы и т.п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система внутрифирменного информирования | Понятие фирменного стиля и его роль в формировании образа фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.