Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Естетичні категорії

План

1. Эстетическое отношение.
2. Эстетические категории.


Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, которые мы вкладываем в понятие «эстетическое» необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации.
Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным. Это далеко не так.
Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру.
Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив) общество и человечество в цеом. В мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности.
Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие занменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потреб-
Ность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид.место удовлетворения голода, способ еды и т.п. Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом,например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденой картины. В этом смысле И.Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, т.е. не приносящей прямой утилитарной выгоды.
Эстетическое – характеризует человеческую чувственную сторону всемирно-исторической практики, снимающее противоречие между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек ощущает интерес. Становится для него не только способом заработка средств к существованию, но и способом самореализации, самоутверждения, где человек проявляется как свободная и уникальная, неповторимая личность.
Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное. Безобразное, возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Одновременно человечество выработало несколько понятий, которые отобразили механизм формироваия и развития эстетического отношения как на уровне общества. Так и на уровне личности: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетический вкус. Эстетическая оценка….
Прекрасное и безобразное. Секрет красоты – это секрет жизни. Разгадать его – значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков.
Прекрасное – это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.
Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:

1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;

2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;

3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;

4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнимъвается с луной, а у славян – с березой;

5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;

6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе. Мы имеем в виду прежде всего форму ее явлений. В человеке как прекрасное мы оцениваем его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни – искусство.

Безобразное – антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;

2. прекрасное и безобразное – это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;

3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил:»Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом…Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному».

Различают внешнее проявление безобразного-гниение, болезнь,распад – и внутреннее. Относительно человека – это моральное разложение, моральная деградация.
Итак, если мы узнаем воплощенные в жизни наши идеальные представления о действительности или то, что способствует ее совершенствованию, то воспринимаем эти явления как прекрасные; если встречаемся с разложением жизни, с дисгармонией, распадом внешним или внутренним, мы оцениваем это как безобразное.
Поэтому прекрасное – высшая положительная эстетическая ценность, а безобразное – негативная эстетическая ценность.
Возвышенное и низменное. Возвышенное – категория эстетики, которая отображает совокупность природных. Социальных и художественных явлений, которые исключительны по своим качественно-количественным характеристикам, благодаря чему выступают как источник глубокого эстетического переживания.
Для прояснения специфики возвышенного целесообразно сравнить эту эстетическую категорию с прекрасным:

1. если прекрасное всегда несет в себе человеческую меру, то возвышенное – это превышение меры, т.е. возвышенное – то, что поражает человеческое воображение силой или масштабом своего проявления;

2. прекрасное, это как правило, освоенная человеком область общественной жизни, т.е. область человеческой свободы. Возвышенное – всегда что-то непознанное. Это может быть область свободы в перспективе, но область несвободы в настоящем.

Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное, земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.
Возвышенное связано не только с сильными положительыми эмоциями (восторг,восхищение), но подобные явления способны вызывать чувства трепета, священного ужаса и т.д.
Возвышенное имеет специфическое проявление: в природе нами воспринимается как возвышенное простор неба, величие океана, гряды гор, мощь водопадов, природные стихии – буря, полярное сияние и т.д. В индивидуальной и общественной жизни как возвышенное мы оцениваем поступки, действия, отношения, которые поражают нас величием души, силой чувств, благородством поведения. Поэтому возвышенное в общественном бытии тесно соприкасается с положительными этическими ценностями.
Все эти явления, художественно осмысленные, составляют область возвышенного в искусстве. Есть специальные жанры для создания подобного эффекта: эпопея, гимн, ода, а также художественная система, идеал которых построен на представлении о возвышенном, например, классицизм.
Низменное – категория эстетики, она отражает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эстетическую реакцию (презрение, отвращение).
Низменными воспринимаются явления, которые в себе таят угрозу для жизни человека, его достоинства, самоуважения, которые мешают процессу самореализации личности. В силу этого низменное связано с проявлением бездуховности, аморального поведения.
По своим особенностям низменное противоположно возвышенному, имеет общие качества, с одной стороны, с безобразным, а с другой – с трагическим и комическим.
Трагическое и комическое. В жизни мы встречаемся не только с явлениями, вызывающими радость, но и от многого страдаем, не только испытывая гнев, отвращение, но и печалимся. Наиболее общечеловеческий повод к печали – это перспектива собственной смерти или смерть близких. Человек, вероятно, никогда не может примириться с неизбежностью ухода из жизни.
Каждый человек пытается осмыслить это жизненное, экзистенциональное противоречие между желанием жить вечно и неизбежностью смерти. Отражением и осмыслением этого противоречия и стало трагическое в его первозданном понимании. Но как его разрешить? Имеет ли человек шанс преодолеть смерть? В разные века человечество изобретало свои способы умилостивить естественную природу человеческого существа. Каждый раз акцент делался на качестве жизни, на ее смысле, ценностях, предпочтениях
Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бесконечность мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом этом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с мирозданием, конечное – с бесконечным.
В трагедии, как считает Г.Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она означает также и сохранение в преображенном виде того, что в данной форме должно погибнуть. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, Гегель противопоставляет человека свободного от «рабского сознания» и способного жертвовать жизнью ради высших целей. Трагический герой – носитель чего-то выходящего за рамки индивидуального бытия(власти, принципа,некоей сверхъестественной силы), свободно и осознанно выбирающий свой путь. Поэтому трагическое – это категория эстетики, которая отражает диалектику свободы и необходимости и воплощает наиболее острые жизненные противоречия (коллизии), прежде всего, между исторической необходимостью и практической невозможностью ее осуществления.
Т.о., в центре трагического – конфликт между тем, что человек может (необходимость) и тем, что он хочет, к чему стремится (свобода);
- трагический герой – это личность, которая осознанно и свободно выбирает свой путь, зная, что его неизбежно за этот выбор ожидает страдание или смерть.
Главный пафос трагического – преодоление границ человеческой несвободы в истории и утверждение высших идеалов. Поэтому трагическое – утверждение прекрасного.
В искусстве в античные времена Аристотелем была сформулирована цель трагического – катарсис: чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителей. Как алмаз можно шлифовать только алмазом, т.к. это самое твердое вещество на земле; так чувства можно шлифовать только чувствами, ибо это самое тонкое.

Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности, невосплнимость для людей ее утраты; бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; философски осмысленное состояние мира; исторически, временно не разрешимые противоречия; трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.
Комическое связано с тем, что история осуществляется не только через трагедию.
Сущность комического, как и трагического. Заключается в противоречии. Но качество противоречия другого рода.
Комизм – результат контраста, разлада, противостояния: безобразного-прекрасному; ничтожного-возвышенному; внутренней пустоты-внешнему облику, притязающему на значительность. В комическом противоречии присутствуют два противоположных начала: первое из них кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством.
Комическое, как и любое эстетическое явление, социально. Комическое связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агресивна. Такой человек не может терпеть иные взгляды, мысли, предпочтения. Напротив, человек, обладающий высокой культурой, способен анализировать поведение, отношение не только других людей, но и самого себя. Что свидетельствует о присутствии в нем чувства юмора, развитого, живого ума, яркой фантазии, воображения.
Общество, которое способно с юмором относиться к своим недостаткам, ощущает в себе силу к их преодолению и совершенству, т.е. расширяет границы собственной свободы.
Источником комического может быть не только подмена смысла и содержания, но и нарушения меры, создание иллюзии. Например, мечтать может и должен каждый человек, но когда он, кроме этого ничего не делает, то рождаются Маниловы (Гоголь. Мертвые души). Гоголь писал, что смех сопровождает развенчание ничтожества, которое претендует на многозначность, укрепляет реальное достоинство человека.
Комическое, т.о., связано со свободой человека и общества, освобождением их от различных недостатков, то есть это также – утверждение прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни.
Главными средствами создания комического эффекта являются гротеск (фантастическое изображение) и гипербола (преувеличение).
Формы комического:
юмор – особая форма комического, отличающаяся мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способная вызывать лишь незлобливую улыбку и основывающаяся на использовании приемов остроумия и смысловой игры;
сатира- форма комического,сущность которой в том, что путем использования особых приемов и средств достигается уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности;
ирония – форма комического, представляет собой скрытую насмешку, взрывная сила которой замаскирована внешне серьезной формой. Она выявляет конфликт ничтожного содержания с внешне благопристойной, респектабельной формой;
сарказм – форма комического, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии, но это едкая, злая ирония. Отрицательная оценка здесь выражена более определенно и четко, чем в иронии.
Трагическое и комическое связаны с прекрасным как с целью, где с одной стороны, утверждается человеческое достоинство и свобода, а с другой стороны, отрицается все, что мешает этому утверждению.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Предмет эстетики | Тема: Естетична свідомість
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.