Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные торговые соглашения и организации




АДАПТАЦИЯ К ИНОСТРАННОЙ СРЕДЕ

Большинство фирм, пришедших из-за рубежа, сталкиваются с проблемой приспособления. Например, фирма, основанная в США, привыкла действовать в правовой, политической и экономической системах данной страны и разработала пути выживания и получения прибыли в определенной среде. Начав работать в другой стране впервые, фирма нуждается в ответе на следующие вопросы:

  1. Какова политическая структура страны?
  2. Какой тип экономической системы в ней действует?
  3. Находится ли отрасль, в которой лежат интересы фирмы, в государственном или частном секторе?
  4. Если она в государственном секторе — разрешает ли правительство также частную конкуренцию в этом секторе?
  5. Если она в частном секторе — не переходит ли она в общественную собственность?
  6. Рассматривает ли правительство иностранный капитал как конкурента или как партнера для местных государственных или частных предприятий?
  7. Какими способами правительство контролирует характер и размер частного предпринимательства?
  8. Насколько велико содействие частного сектора правительству в деле формулирования общих экономических целей?

Вопросы кажутся простыми, но из-за изменчивой природы политических и экономических событий ответить на них сложно. Многие зарубежные фирмы все еще осуществляют инвестиции в Гонконге, хотя условия, которые возникнут там после 1997 г., очень неопределенны. Гонконгские фирмы, например "Суайр Груп", делают вложения за пределами Гонконга под влиянием той же неопределенности. Фирмы, пытающиеся осуществлять инвестиции в Восточной Европе и бывшем СССР, сталкиваются с огромными трудностями, потому что происходящие там бурные перемены непредсказуемы.

Зарубежные фирмы должны осмысливать свой собственный опыт и то, как этот опыт помог сформировать их управленческую философию и практику. Кроме того, фирмы должны определить, чем новая среда отличается от более знакомой отечественной среды и как философия и практика управления фирмы должны измениться, чтобы адаптироваться к новой среде.

Всемирная торговая организация/Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО/ГАТТ)

До 1994 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) — General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) играло ведущую роль в регулировании международной торговли.Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран.

Местонахождение — Женева (Швейцария).

ГАТТ выполняло три функции:

  • оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
  • форум для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров.

Основная цель образования ГАТТ — обеспечение безопасности международных торговых отношений путем:

  • ликвидации таможенных и других торговых ограничений;
  • устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;
  • повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Принципы ГАТТ:

  • осуществление торговли без дискриминации (принцип наиболее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечивать каждой стране одинаковые благоприятные условия);
  • защита отечественной промышленности только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных мер;
  • сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем;
  • предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;
  • развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
  • предоставление льготного режима для развивающихся стран;
  • заключение региональных торговых соглашений;
  • установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

СтруктураГАТТ:

  • сессия договаривающихся сторон;
  • совет представителей;
  • комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров;
  • секретариат.

До 1994 г. прошло восемь так называемых торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров:

1947 — Женева/Швейцария:

1949 — Аннеси/Франция;

1951 — Торки/Великобритания;

1956 — Женева/Швейцария;

1960-1961 — Женева/Швейцария (Диллон-раунд);

1964-1967 — Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973-1979 — Женева/Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 — Женева/Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных пошлин, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.

В 1964—1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении пошлин в течение 5 лет в среднем на 35%.

В 1973—1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г.

В 1986—1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп. Образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ВС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как ранее намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на вес сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров с целью дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления ролиГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части — о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогом Уругвайского раунда стало создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (RTO). Заключительный акт содержит:

  • соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после ратификации);
  • соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;
  • протокол Уругвайского раунда (включен вГАТТ в 1994 г.);
  • генеральное соглашение по торговле услугами;
  • меморандум о процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой — привести в действие механизм, предусмотренный меморандумом (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);
  • процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторонГАТТ;
  • решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики;
  • другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговли, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);
  • решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия.

Подписанное в 1994 г- соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих институциональных структур, которые объединили бы предыдущее соглашение с решениями Уругвайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).

Основной задачей ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:

  • обеспечения полной занятости;
  • роста производства и торгового обмена товарами и услугами;
  • оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, защиты окружающей среды.

ВТО имеет следующую структуру:

  1. Конференция министров (раз в два года).
  2. Всеобщий совет:

Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики.

  1. Вспомогательные органы:
  • Совет по услугам,
  • Совет по товарам,
  • Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность;
  • Комитет по торговле и развитию;
  • Комитет по бюджетным вопросам.

Результаты деятельности ГАТТ, особенно в последнее время, свидетельствуют о том, что ГАТТ/ВТО является центральным международным учреждением по вопросам торговли на современном мировом рынке. Именно в рамках этого соглашения принимается большинство конкретных мер по модернизации и развитию правовой основы международной торговли.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:

  • административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям;
  • административные ограничения внешней торговли с целью выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);
  • пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров;
  • добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран-экспортеров и импортеров;
  • ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).

Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономическим соображениям, сознательно используются в протекционистских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия для их применения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недобросовестной конкуренции ограничен пятью годами.

Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ГАТТ/ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения но техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.

Россия не является членом ГАТТ/ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.