Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологический стресс




Тема: Эмоциональные процессы и состояния. Стресс.

 

 

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состоящий человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессором называют порождающие психическую напряженность неблагоприятные внешние и внутренние воздействия и ситуации. Стрессоры обычно делятся на физические и психологические. Физиологические стрессоры – это физическая нагрузка, высокая и низкая температуры, болевые стимулы, затруднение дыхания и так далее. Психологические стрессоры – факторы, действующие своим сигнальным значением, разделяются на информационные (информационная перегрузка, факторы новизны, необычности и внезапности) и эмоциональные (опасность, угроза, утрата, обман, обида и так далее).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс, который подразделяется на информационный и эмоциональный.

 

Физиологический стресс связан с определенной перестройкой внутренней среды организма. С этой точки зрения не имеет значения, приятно или неприятно воздействие.

Основоположник концепции стресса, Ганс Селье, в 1936 году проводил эксперименты на крысах. Реакция животных была одинаковой на введение разных ядовитых веществ:

1. увеличивалась кора надпочечников и её активность => повышение уровня адреналина

2. увеличение лимфатических узлов

3. появление язвочек в ЖКТ

Этот комплекс реакций был назван общим адаптационным синдромом или синдромом биологического стресса.

 

Как формируется стресс-реакция.

В организме млекопитающих существует по крайней мере две функциональные системы, созданные эволюцией для противодействия разрушительному действию стрессов, для поддержания гомеостаза даже в экстремальных условиях: симпато-адреналовая, открытая Кенноном, и гипоталомо- надпочечниковая, открытая Г. Селье. Первая из них состоит из симптоматической нервной системы и мозгового вещества надпочечников, выделяющего в крови гормоны адреналин и порадреналин. Она включается уже через несколько минут после начала действия стрессора, вызывает мобилизацию различных систем организма (расширения зрачка, учащение дыхания и пульса, перераспределение кровотока, усиление мышечной активности, ослабление моторики желудка и кишечника и другого) и вскоре прекращает свою деятельность.

Во вторую систему входит гипоталамус, передняя, или железистая, доля гипофиза (аденогипофиз) и корковый слой надпочечников. Гипоталамус выделяет гормон кортиколиберин, который воздействует на аденогипофиз, вызывая секрецию гормона кортикотропина. Последний в свою очередь, стимулирует кору надпочечников, вырабатывающую кортикостероиды. Эта система включается несколько позже и может действовать на протяжении многих часов или даже суток. Она оказывает мощное влияние на все органы и ткани, включая головной мозг. Под воздействием кортикостероидов в организме происходит усиление обменных процессов, подавление иммунных и воспалительных реакций, изменения концентрации медиаторов (норадреналина, серотонина, гамма-аминомасляной кислоты) в различных отделах мозга, повышения секреции и кислотности желудочного сока и другие перестройки.

Г. Селье выделяет два стресса: эустресс и дистресс. Эустресс связан с желательным эффектом, а именно с мобилизацией, дистресс – с нежелательным. Дистресс могут вызвать раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве. Когда уровень испытываемого стресса превышает определенный порог, он начинает оказывать негативное влияние на физическое и психологическое самочувствие. Но избежать стресса невозможно. По мнению Г. Селье, полная свобода от стресса означает смерть.

 

Стадии стресса:

1. Реакция тревоги: организм меняет характеристики, будучи подвергнут стрессу. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. В начале этой фазы сопротивляемость организма падает (относительно обычного уровня), затем начинает расти и в какой-то момент превышает нормальный уровень сопротивляемости. Могут быть различные проявления: неприятные физические ощущения, нарушения сна, падения скорости реакции, ухудшение обработки информации, падения внимания и обучаемости.

2. Фаза сопротивления: если действие стрессора продолжается и оно совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления, устойчивости организма к различным воздействиям поднимается значительно выше обычного. Организм перестраивается. На этой стадии организм мобилизует внутренние резервы, и осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Иммунитет восстанавливается. Человек развивает оптимальную энергию, приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам, адаптируется.

3. Фаза истощения: После длительного действия стресса, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Иммунитет резко ухудшается. Человек имеет более возможности защищаться. Может наступить смерть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.