Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовая адаптация

Трудовая адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, постепенное освоение им новой социальной роли, активное приспособление человека к профессии и социально-психологическим требованиям, к новой среде, к сложившимся нормам и традициям трудового коллектива. Поступая на работу в организацию, человек имеет определенные цели, потребности и нормы поведения, предъявляет определенные требования к условиям труда. Процесс приспособления будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями отдельного сотрудника. Текучесть среди новичков, находящихся под контролем службы адаптации, снижается на 30% - 60%. Эффективность деятельности службы адаптации достигается за счет экономии от снижения уровня текучести, уровня брака, поломок инструмента и оборудования, отсутствия дисциплинарных нарушений и роста производительности труда.

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается. как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему;

  • уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  • снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  • сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  • экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Следует различать активную адаптацию, когда индивид стремиться воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную адаптацию, когда он не стремиться к такому воздействию и изменению.

Наиболее эффективной адаптация становиться в процессе активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических).

Направления адаптации:

n первичная - приспособление молодых сотрудников не имеющих опыта профессиональной деятельности;

n вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль (её роль возрастает в условиях рынка).

Виды адаптации.

1. Психофизиологическая - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

2. Социально-психологическая - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.

3. Профессиональная - постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, умений, приобретение дополнительных знаний).

4. Организационная - усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.

Процесс адаптации - развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий.

1. Стадия ознакомления (ознакомление с ситуацией).

2. Стадия приспособления (постепенное привыкание, усвоение стереотипов).

3. Стадия ассимиляции (полное приспособление к среде).

4. Стадия идентификации (отождествление личных целей с целями коллектива). По характеру идентификации различают три категории работников: безразличных, частично идентифицированных и полностью идентифицированных (ядро любого коллектива)

Результат адаптации (адаптированность) - определенный качественный этап в данном процессе, который характеризуется наличием определенных наблюдаемых показателей, таких как:

· объективные показатели - уровень и стабильность количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений в ритме работы, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины);

· субъективные показатели - уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и т.д.

Уровень адаптации определяет глубину этого процесса или степень реализации взаимных ожиданий, потребностей, интересов личности и коллектива.

Темпы адаптации - это скорость и интенсивность протекания процесса во времени. Продолжительность адаптационного периода находится в прямой зависимости от квалификации: около недели у рабочих средней квалификации до 1,5 - 3 лет у управленческих работников, инженеров-исследователей.

Устойчивость адаптации характеризует степень её прочности и длительности, поддержание её на том или ином уровне, обогащение, углубление и развитие процесса адаптации.

Факторы адаптации - это совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации. Знание факторов адаптации является условием и предпосылкой управления этим процессом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процедура найма сотрудника на вакантную должность | Структура факторов адаптации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.