Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конъюнктуры рынка




Вступление

С. Аверин

Д. Олейчук

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ

ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Подполковник медицинской службы

«»_________2003г.

Важнейшей характеристикой конъюнктуры рынка является его пропорциональность: сбалансированность/разбалансированность спроса и предложения, соотношение отдельных элементов рынка и рыночной деятельности. Развитие рынка осуществляется в координации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, - важнейшее условие "здоровья" рынка и его нормального поступательного развития. Наоборот, всякого рода диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным. Под структурой рынка понимается место (удельный вес) отдельных частей/элементов в общем объеме рыночного явления или процесса. Структурные сдвиги – это изменение сложившихся пропорций и соотношений.

Степень сбалансированности или разбалансированности рынка это динамический процесс, так как рыночная ситуация постоянно изменяется, закономерности и тенденции структурных сдвигов необходимо постоянно изучать и, по возможности, прогнозировать. Структура рынка и отдельных его составляющих является важнейшей качественной характеристикой. Структура рынка поддается маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою очередь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разбалансированности рынка.

Цель: изучить особенности исследования конъюнктуры рынка при проведении рыночных исследований.

 

Изучение экономической конъюнктуры страны или отдельного товарного рынка необходимо для того, чтобы правильно оценить ее текущее состояние, предусмотреть возможные изменения и разработать соответствующую стратегию развития.

Основой анализа является определение и оценка влияния отдельных факторов на конъюнктуру, а также определение показателей, которые более точно характеризуют ее состояние за исследуемый период.

Формой подачи результатов анализа конъюнктуры является конъюнктурный осмотр или справка. Он должен давать представления об основных особенностях развития, определить причинно-следственные связи между разнообразными факторами и показателями конъюнктуры в разных сферах экономической деятельности, раскрывать общие закономерности развития конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – ситуация, которая возникла на рынке, стечение обстоятельств, способных влиять на хозяйственную деятельность конкретного предприятия и развитие экономики в целом.

Исследование конъюнктуры рынка выполняется в такой последовательности:

1. Исследование основных черт и особенностей рынка.

Для целей конъюнктурных исследований рынки подразделяют по таким признакам:

- по степени организации рыночной инфраструктуры: организованные (биржи, банковская система, товарные ярмарки, система научно-технических услуг), неорганизованные (основанные на прямых связях субъектов рынка);

- по функциональному назначению товара: товарные (машин и оборудования, сырья, товаров широкого спроса, в том числе долгосрочного и краткосрочного использования и товаров повседневного спроса), факторов производства (земли, недвижимости, труда, машин и оборудования, капитала, кредитно-денежных, инвестиций), услуг (транспортных, населению, научно-технические и другие);

- по территориальному признаку: местный, региональный, национальный и международный;

- по объемам продаж товаров и уровню конкуренции: рынок чистой конкуренции, конкурентный рынок, рынок монополистической конкуренции, олигополия, чистая монополия.

Количество разных типов рынка обуславливает и разнообразие оценочных показателей и методов их исследования.

2. Выбор (разработка) методов изучения конъюнктуры

Методы конъюнктурных исследований подразделяют на такие группы:

- методы экономического общесистемного анализа: сравнения, наглядно-графические, балансовый, формально-логический (экспертных оценок, качественные и количественные рейтинги);

- экономико-математические методы: общематематические методы расчета экономических показателей, методы математического моделирования;

- экономико-статистические и методы математической статистики: анализ динамики конъюнктуры (метод относительных величин, метод средних величин, индексный метод, анализ рядов динамики, анализ временных колебаний, сводка и группировка, выборочное наблюдение), регрессионный и корреляционный анализ, экспертные методы.

3. Сбор и накопление конъюнктурной информации

Сбор и накопление информации проводится методами рыночных маркетинговых исследований.

4. Анализ конъюнктуры проводится по таким направлениям:

- анализ динамики и цикличности экономических процессов;

- анализ общехозяйственной конъюнктуры;

- анализ уровня и динамики цен, а также ценовых показателей конъюнктуры;

- исследование спроса и предложения;

- исследование особенностей поведения субъектов рынка;

- оценка потенциала и основных пропорций рынка;

- оценка предпринимательского риска.

5. Прогноз конъюнктуры

Прогнозирование конъюнктуры осуществляется при помощи общепринятых методов маркетингового прогнозирования.

Группы показателей конъюнктуры:

1. Цикличности, колебания и динамики развития рынка: средние показатели, показатели вариации, формы конъюнктурной волны, темпы и векторы роста (спада), параметры и функции тренда.

2. Рыночных пропорций: объемы, структура и динамика предложения, цены, эластичность, функциональные возможности пропорции (максимально возможные объемы).

3. Рыночного спроса: объемы, структура, дифференциация и динамика спроса, цены, эластичность, функциональные возможности спроса (емкость рынка).

4. Пропорциональности рынка: соотношение спроса и предложения; структура рынка (виды продукции, основные производители продукции, потребления, товарооборот, оборот капиталов), в т.ч. доли рынка основных товаропроизводителей, посредников, потребителей, снабженцев; территориальная структура рынка; масштабы рынка, уровень монополизации и конкуренции.

5. Деловой активности и коммерческого риска: объем, количество, частота и динамика сделок; индексы деловой активности, макроэкономические показатели, производственные (торговые) возможности предложения, сбытовые возможности предложения (портфель заказов, его состав и динамика), уровень коммерческого риска (по видам риска).

Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос - это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно и на конъюнктуру рынка.Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

Вывод по 1 вопросу.

1. Конъюнктура рынка – ситуация, которая возникла на рынке, стечение обстоятельств, способных влиять на хозяйственную деятельность конкретного предприятия и развитие экономики в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.