Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 18. Общественность в социально-культурной сфере. Социальные общности и творческие объединения




 

В сфере организации социально-культурной деятельности в течение последних лет появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих авто­номно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив.

Факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, - сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений - детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно полезных делах.

Каждое общественное формирование, движение, фонд имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосредственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет «выход» в социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными,, общественными, коммер­ческими структурами.

"Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, просве­щения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реали­зация на том или ином региональном уровне совместных социально-куль­турных инициатив по рациональному использованию свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представи­тельство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь^ общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.

Как показывают исследования, характер взаимосвязей государ­ственных и общественных структур далеко не одинаков. В ряде случаев эти связи являются прочными и постоянными, содержательными и предметными, в других - партнеры работают обособленно, их контакты эпизодичны. Взаимоотношения государства и общественных объединений закреплены законом «Об общественных объединениях». В нем четко определены понятия «общественное объединение», «общест­венная организация», «общественный фонд», «общественное движение» и т.п., их организационно-правовые формы, принципы создания общест­венных объединений. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее массовых общественных организаций, объеди­няющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Существует определенная закономерность взаимодействия трудящихся и профсоюзов: чем выше общая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. В советский период профсоюзы имели мощную материальную базу учреждений культуры и спорта, в настоящее время вся социальная сфера профсоюзов и предприятий передана в муниципальную собственность. Тем не менее, профсоюзы проводят большую работу по созданию условий для развития культурного уровня трудящихся. Основная задача профсоюзов на современном этапе - осуществить принципиальный переход от роли участника организации к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе.

Другое массовое объединение - творческие союзы, в которых объединена творческая интеллигенция - профессиональные деятели литературы и искусства: артисты театров, цирков, филармоний и

концертных организаций, студенты вузов и училищ искусств. Творческие общества и союзы широко сотрудничают с клубами, парками, библио­теками, музеями для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, творческих выставок и других мероприятий.

Мир любительских увлечений человека динамичен, а предметы увлечений очень разнообразны: техника, политика, наука, искусство, спорт, здоровье, экология и многое другое. Поэтому, с точки зрения развития творческой инициативы, предоставление равных возможно­стей для всех в потреблении культуры и самодеятельном творчестве, любительские объединения, клубы по интересам незаменимы.

Любительское движение не знает границ: ни географических, ни социальных, потому что оно опирается исключительно на интере­сы людей. По числу профилей любительская деятельность приближа­ется к двумстам. А число людей, занимающихся любительством, ис­числяется десятками миллионов.

Терминология, обозначающая такое явление, как любительство, отличается многообразием:

- «клуб - постоянное общество, которое собирается в особом
помещении» (В. Даль. Толковый словарь);

- добровольное, самодеятельное объединение людей для со­вместного проведения досуга на почве общих интересов
(Российский энциклопедический словарь);

- организационная форма общественной самодеятельности
населения, создаваемая на основе добровольности, общих
творческих интересов и индивидуального членства участни­ков /Положение о любительском объединении, клубе по ин­тересам 1986г.;

- орган общественной самодеятельности - это не имеющее
членства общественное объединение, целью которого явля­ется совместное решение различных социальных проблем, направленное на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельно­сти. (Федеральный закон об Общественных объединениях, 1995г.).

Однако несмотря на различную трактовку определения «клуб» (как общество, объединение, форма или орган общественной само­деятельности) мы видим то главное, общее, что лежит в основе соз­дания и функционирования того или иного объединения людей:

- добровольное стремление к избранному виду
деятельности;

- осуществление этой деятельности в свободное от
основной работы время;

- общий интерес к определённому виду деятельно­сти и включение каждого участника в процесс деятельности;

- активность в реализации поставленных задач на основе самоуправления и самодеятельности.

В мае 2002г. вышло Примерное Положение о клубных форми­рованиях в культурно-досуговых учреждениях. Согласно данному Положению, под клубным формированием понимается «доброволь­ное объединение, основанное на общности интересов, запросов и по­требностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствую­щей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремлений людей к получении актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы, ис­кусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в облас­ти культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и от­дыха».

Это кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные универ­ситеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультур-но-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-спортивного и иного направления.

История развития и становления любительского движения в России. Примерно с конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения. В 1770г. в Петер­бурге, а через 2 года в Москве появляются первые Английские клубы, членами которых могли стать только дворяне. Уже в начале своего появления главной своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечения.

С конца XVIII - начала XIX вв. развиваются такие объединения клубного типа, как кружки, салоны; общества различной направлен­ности: музыкальные, литературные, спортивные, театральные. Эти салоны и кружки были как узкосословными (дворянские, купече­ские), так и более открытыми, особенно в провинции, где и подобные объединения входили представители местной интеллигенции и раз­ночинцы.

Со второй половины XIX в. активно развиваются клубы в офи­церской среде. В Москве был знаменитый клуб-гостиная офице­ров Измайловского полка «Измайловские досуги», который объеди­нял офицеров, занимающихся литературным творчеством. В конце XIX в. - начале XX в. получили распространение ари­стократические клубы и кружки по интересам: любителей балета, ли­тературы, музыки, спорта (большой теннис, конный спорт). В этот же период активизируется выпуск периодических изда­ний - газет, журналов, альманахов. Это способствовало появлению театральных самодеятельных трупп и кружков.

В крупных городах России создаются профессиональные со­словные и внесословные клубы, объединившие широкие слои горо­жан. Их деятельность в основном состояла из организации проведе­ния свободного времени «с удовольствием, приятностью и пользой».

В начале XX в. расширяется сеть образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные школы, образовательные курсы, народ­ные университеты), параллельно им создаются самодеятельные орга­низации: «общества самообразования рабочих». С нарастанием революционного движения общественные объе­динения стали использоваться для пропаганды политических взгля­дов и идей.

После Февральской революции 1917 г. с большей активностью создаются «общества самообразования», где большое внимание уде­лялось таким формам работы, как литературные вечера, концерты, спектакли, лекции, кружки. В 1906 г. создаются детские кружки и клубы по ин­тересам. Примерно в этот же период развиваются общественные объе­динения представителей интеллигентных профессий: врачей, худож­ников, литераторов и др.

Революционные преобразования в нашей стране в 1917 г. вне­сли существенные изменения в процесс развития любительских объе­динений. Они коренным образом изменили содержание их деятельно­сти. Большая роль отводилась пропаганде новой идеологии, антире­лигиозной деятельности, изучению партийных документов, полити­ческому воспитанию. Создаются политшколы, кружки политических информации, агиттеатры, агитбригады. Расширяются жанры художе­ственной самодеятельности, появляются изостудии, самодеятельные оркестры, любительские оперные коллективы.

С началом Великой Отечественной войны (1941г.) почти вдвое сократилось количество клубных учреждений по сравнению с предвоенным периодом. Главным содержанием всех учреждений культу­ры стала тема патриотизма советских людей, пропаганда героических подвигов в тылу и на фронте. Основными направлениями деятельно­сти учреждений культуры, в том числе и общественных, в годы вой­ны стала: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом.

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей. Это связано с постоянным повышением образо­вательного уровня населения, улучшением жизненных условий, рос­том доходов, развитием СМИ и телевидения, увеличением количества свободного времени.

Возрастает интерес к разного рода любительским занятиям, способствующим самообразованию: университеты культуры, школы и курсы по различным направлениям знаний. Большое количество людей включается в общественную деятельность.

К концу 50-х - началу 60-х годов относится возникновение первых общественных учреждений культуры: самодеятельные теат­ры, оркестры, хоры, народные филармонии. Началась как бы новая волна развития любительского движения. В 1957 г. в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это способствовало развитию широкого молодёжного движения, самых различных моло­дёжных объединений: клубов любознательных, интересных встреч, интернациональной дружбы, авторской песни, изобретателей и ра­ционализаторов, весёлых и находчивых, кино- и фотостудий. Люби­тельские объединения создаются при библиотеках, музеях, кинотеат­рах. Расширяется профиль деятельности народных университетов: здоровья, повышения квалификации, по различным отраслям знаний.

В 70-е годы активно развивается культурно-массовая работа по месту жительства. Домоуправления выделяют помещения (красные уголки, кружковые комнаты) и площадки для самодеятельных досуговых занятий. Организаторами такой работы на местах были активи­сты-общественники, домовые комитеты, женсоветы.

В 80-е годы наблюдается снижение посещаемости учреждений культуры, происходит процесс «одомашнивания» досуга. Набирают силу неформальные молодёжные объединения, интенсивно развива­ется туризм с использованием собственных транспортных средств -авто, мото, вело и т. д.

Изменения политического строя в России в 90-е годы XX века принесли кризис в обществе, процесс социальной дифференциации общества, деление его на богатых и бедных. Это усилило потребность людей в объединении на почве общих интересов, увлечений, необхо­димости совместного решения социальных проблем.

Политизация общества до начала 90-х годов сменилась всеоб­щей коммерциализацией. Многие, кто не может и не хочет «вписы­ваться» в существующий вариант рыночных отношений, ищут себе единомышленников, остро ощущают потребность в создании сооб­щества, где тебя понимают, где ты равен по социальному статусу, по духу, по образу жизни.

Таким образом, в отечественной истории (последнего периода) можно выделить следующие этапы становления и развития люби­тельского движения:

- первый (до 60-х годов XX века) этап - стихийного возник­новения любительских групп, осуществляющих свою дея­тельность в свободное время и несвязанную с профессией их членов. Это были в основном кружки технического творче­ства и художественной самодеятельности, агитбригады;

- второй этап - официального признания массовой любитель­ской деятельности. В 1986 г. принято Положение о люби­тельском объединении, клубе по интересам. На основании
этого Положения меняется правовой статус любительского
движения: оно становится социально-культурным движени­ем, отмежевавшись от неформальных, альтернативных дви­жений. Само же понятие «любительское объединение» иден­тично понятию «клуб по интересам»;

- третий этап связан с началом эксперимента по организации
всесоюзных объединений любительских клубов одного про­филя с правом предоставления им юридического лица. Этот
эксперимент осуществлялся в 1988-1990 гг. Одной из задач
его проведения было создание Союза любителей с целью ор­ганизации методического и координационного содействия
развитию любительства в стране;

- четвёртый этап связан с принятием Закона «Об обществен­ных объединениях» (1995 г.). Этот закон отменяет Положе­ние 1986 г., а любительские объединения, клубы по интере­сам теперь называются органами общественной самодеятельности и действуют наравне с такими общественными объединениями, как фонды, движения, союзы, ассоциации, общества.

Являясь органом общественной самодеятельности, клубное объединение должно рассматриваться как явление многофункцио­нальное, где все стороны его деятельности теснейшим образом взаи­мосвязаны. Формирование культуры нравственной, эсте­тической, политической, правовой, экономической и т. д. является для клубного объединения наиглавнейшей задачей.

В практике общественно-организованного любительства сло­жились два вида деятельности:

- предметно-творческая (студии, кружки, коллективы, мастер­ские);

- деятельность, в основе которой лежит общение на почве об­щих интересов (это постоянно действующие гостиные, цик­лы встреч, бесед об искусстве и т. д.).

Часто в деятельности клубов по интересам эти два вида трудно отделить один от другого, потому что в процессе коллективного творчества формируется особая клубная атмосфера, каждый участник любительского объединения становится субъектом технологического процесса, вовлекается в социально-значимые программы, происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками, создаётся соответст­вующий эмоционально-психологический фон.

В основе классификации клубных объединений лежат особен­ности содержания и профиля их деятельности, характеристика соста­ва участников. По содержанию работы клубы-общности могут быть политические, естественнонаучные, экологические, технические, спортивные, литературные, связанные с искусством. По функциям -это клубы, в основе деятельности которых лежит познание, творчест­во или общение. По демографическому признаку клубы могут быть молодёжные, детские, семейные, женские, ветеранов, пожилых лю­дей, старшеклассников и т. д. По направлениям работы:

• профессиональные (художников, учителей и т. д.);

• художественно-творческие (друзей театра, творческой ин­теллигенции, книголюбов);

• спортивно-оздоровительные (туристические, народных игр и развлечений, знатоков футбола...);

• семейно-бытовые (молодожёнов, многодетных, хозяюшек);

• коллекционно-собирательные (филателистов, нумизматов);

• культурно-досуговые (фольклорно-этнографические, диско-клубы, КВН);

• поисковые (краеведов, военно-патриотические, юных иссле­дователей, путешественников);

• общественно-политические (политинформаторов, избирате­лей, философов);

• и другие.

Сложившиеся практика выработала разные пути создания клубных объединений:

- с помощью широкого информирования о намерении создать
клубное объединение (объявления, афиши, реклама, заметки
в газетах, радиоинформация, через Internet и т. д.);

- на основе постоянно действующих форм клубной работы:
кружков, студий, лекториев и т. д.;

- путём формирования информационной группы (актива объ­единения, клуба), вовлечения участников в активную дея­тельность, организованную таким образом, чтобы случай­ный интерес постепенно перешёл в устойчивое увлечение-занятие.

Обязательным условием создания клубного объединения дол­жен быть процесс самовыстраивания «снизу» по инициативе самих участников и на основе их интересов и потребностей.

Современное любительское объединение - клуб-общность - это новый вид социальной экологии и духовности. Именно потребность в поддержке, защите, отстаивании своих интересов стала основой ак­тивного роста социальных клубов сегодня.

Объединяются ветераны, пожилые люди, чтобы совместно ис­кать пути решения многих социальных проблем, для разработки про­грамм социальной самозащиты и адаптации.

Для защиты своих прав, решения семейных проблем создаются клубы, объединяющие родителей, имеющих детей-инвалидов, объе­диняются многодетные семьи.

Множество молодёжных проблем способствует созданию са­мых различных молодёжных объединений: подростковые, молодежные клубы, видеоклубы, студии авторской песни.

Разрушение жёсткого идеологического каркаса, на котором строились нормы жизни и ценностные ориентации, способствовало возникновению новых формирований - национальных общностей. С целью сохранения культуры своего народа (языка, традиций, обря­дов) создаются фольклорно-этнографические.

Клубы по интере­сам, любительские объединения всегда реагировали на политическую обстановку в стране, на социальное положение людей, что естествен­но отражалось на их деятельности.

Социальная значимость любительских объединений состоит в том, что, удовлетворяя интересы людей, их деятельность направлена на культурное развитие личности, на решение социальных проблем человека. В любительском объединении, осуществляющем коллек­тивную досуговую деятельность, происходит развитие способностей человека, развитие его социальной активности и творческого потен­циала. Участие в работе любительских объединений помогает чело­веку добиться больших успехов, более высокого мастерства и более яркого проявления своих возможностей, чем в профессиональной деятельности.

Клуб-общность не только удовлетворяет эстетические и духов­ные потребности человека, но и формирует их, создаёт условия для наиболее полной самореализации личности.

В последнее десятилетие XX века в России появились нетради­ционные, организации, основной принцип которых - отказ от финансовой поддержки со стороны государства. Они осуществляют свою деятельность за счет добровольных пожерт­вований своих сторонников.

В современную и перспективную модель социально-культурной.сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобла­дало административно-командное начало, органично вписывается само­управляемый, саморазвивающиеся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, акционерных обществ и товариществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он, достаточно опера­тивно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентации на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и закрывать экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на разные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, клубов с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профи­лактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

Изначальными конструктивными условиями организации менедж­мента в частной социально-культурной сфере являются:

- реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

- диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное «давление» на социокультурную среду;

- решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не путем разрушения и переделки сложившегося культурного окружения.

Досуговые программы, осуществляемые в социально-куль­турной сфере по принципу самоокупаемости для представителей делового мира, финансируется за счет частных вкладов и членских взносов. Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить оплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных, - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько частные организации. Сюда относятся:

- оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ; мониторинг социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования; отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

- посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей для обеспечения финансовой и иной поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании само­организации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, учреждение дочерних фирм, малых предприятий и т.д.;

- развитие и укрепление материальной базы, оказание помощи
социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материа­лов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инстру­ментов, оборудования, полиграфических заказов; транспортные услуги;
интенсивная подготовка и переподготовка кадров;

- развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-
культурной сфере; участие в организации и финансировании между­
народных детских, молодежных и иных возрастных программ социально-
культурного профиля.

Многопрофильная индустрия массового досуга и развле­чений включает в себя множество направлений; шоу-бизнес, финан­сирование многих рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников; создание специали­зированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов,, дискотек; производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т.д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов.

К важной сфере СКД, где частный (коммерческий) сектор проявляет особенную активность, следует отнести курортный и туристический бизнес и тесно связанное с ним развитие гостиничного и ресторанного дела, (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристских баз и кемпингов и т.д.), производство спортивного и туристического снаряжения.

Лекция № 19. Отраслевые учреждения и организации.

Институты массовой коммуникации.

Социально-культурная сфера представляет собой устойчивую совокупность общественных условий, духовных и материальных элементов культуры, влияющих на формирование и деятельность человека в социуме. Она характеризуется широкой вариативностью социально-культурных институтов, осуществляющих приобщение людей к ценностям культуры, досуговому общению.

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом.

Социально-культурный институт - это культурологическая категория, «согласно которой большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, согласно закрепленным моральным и правовым нормам, и с использованием определенной организационной структуры, что получило название института». Социальный институт определяется как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей для трансляции знаний и традиционных элементов культуры.

Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институализации. Институт включает в себя и виды целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт как структурное образование состоит из ряда компонентов: 1) система функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы); 2) материальные средства (здание, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; 3) носители (кадры), действующие в соответствии с принципами деятельности данного института.

Социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей. Таким образом, к институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие ценности культуры.

Классификация ведущих институтов социально-культурной сферы:

1. Социальные институты духовного производства (научно-исследовательские учреждения, учреждения искусств, творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения (учебные заведения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования.

3. Научно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы, лектории, планетарии и т.д.).

4. Культуроохранительные институты (заповедники, центры экологической культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.д.).

5. Средства распространения культуры (средства массовой информации, книгоиздательства, информационно-компьютерные центры и т.д.

6. Культурно-досуговые учреждения (клубы, дома и дворцы культуры, парки, центры досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества, концертные учреждения и т.д.).

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения (дома офице-ров, солдатские клубы, дома медицинского просвещения, дома творческих работников и т.д.).

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, стадионы и

т.д.).

9. Туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристические базы, туристические поезда и т.д.).

10.Учреждения развлекательно-коммерческого досуга (рестораны, кафе, дансинги, мюзик-холлы, бильярдные и иные центры игрового досуга.

Опираясь на данную классификацию, мы более подробно рассмотрим те социальные институты, в деятельности которых в полном объеме представ-лены все основные функции социально-культурной деятельности.

Наряду со средствами массовой информации, сферой образования в со-временном обществе одним из важных средств кумуляции, трансляции, циркуляции культурной информации являются специальные, организационно оформленные структуры, называемые учреждениями культуры.

Учреждение культуры представляет собой общественную и государственную организацию с определенным штатом служащих и администрации, ведающую какой-либо областью культурной информации или активности, подчиненную, как правило, вышестоящим инстанциям. Его деятельность, структура, цели, задачи и пр. определяются нормативными документами, инструкциями.

Соответственно учреждения культуры являются своеобразными проводниками различных совокупностей ценностно-нормативных систем, эталонов в виде культурных объектов или форм культурной активности, определяющих поведение человека, различные виды коллективных действий в специально организованных ситуациях (зритель в музее, слушатель в концертном зале, член клубного объединения и т.д.). Это область культуры, которая имеет дело непосредственно с сохранением, ретрансляцией, модификацией культурных эталонов.

В урбанизированной среде, в процессах модернизации общества и, следовательно, дифференциации, специализации деятельности, при ослаблении и разрушении локальных общностей, ослаблении первичных неформальных связей (семейных, родственных, соседских и т.д.) в социуме перестают действовать традиционные механизмы саморегуляции, способы циркуляции, трансляции культуры, основанные на обычаях, традициях, привычках. В этих условиях формируются иные каналы, иные механизмы передачи, сохранения культурного опыта, норм, ценностей, культурных образцов. Одним из каналов такого типа являются учреждения культуры.

Социальные функции учреждений культуры. В научной литературе и культурной практике существуют различные подходы при изучении учреждений культуры. Нередко их рассматривают согласно экономически ориентированной схеме: производство - распределение - потребление. К ней примыкает такая достаточно распространенная схема информационного характера: создание — хранение — передача - восприятие тех или иных культурных образцов. Названные подходы получили достаточно широкое распространение в практике управления учреждениями культуры.

Согласно данным схемам на одном полюсе оказывается субъект культурной деятельности, создающий культурные объекты,- на другом — объект (аудитория), воспринимающая культурные ценности. Между ними находятся различные каналы передачи культурной информации, т.е. органы, организации, учреждения и пр., при посредстве которых субъект воздействует на объект.

Технические средства, новые технологии, такие как звукозаписывающая, звукопроизводящая, кино, видеоаппаратура, компьютерная техника и т.д. служат вспомогательными средствами улучшающими движение информации от субъекта к объекту.

Названные подходы правомерны, поскольку они отражают важные моменты культурного процесса, но имеют определенные ограничения. Далеко не все в культуре может быть описано в терминах создания — освоения. Прежде всего это относится к деятельности таких учреждений культуры как клубные учреждения, досуговые центры, социально-культурные объединения, парки и др.; их функционирование основано на активной социально-культурной деятельности посетителей, такие учреждения не являются «пассивными» каналами трансляции, а создают условия для проявления и организации культурной активности индивидов, социальных групп, выступающих здесь как субъекты деятельности.

С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций.

Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах.

Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры.

Первый блок функций - это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе.

Второй блок функций - роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д.

Третий блок функций - возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место.

Типы учреждений культуры. Концертно-зрелищные учреждения культуры. Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. Исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище и. т.д. представляют собой индивидуальные события.

По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль, приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец.

Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.

Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.

Музеи - это научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения. Музеи в основном реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей - создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности — образование, просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред. Социальные функции выполняются специфически музейными средствами, где первостепенную роль играет музейный предмет, т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры.

Музеефикация охватывает различные сферы культуры: искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду.

Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами: самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.

Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация^ использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала. Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями. Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннее информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план. Это - создание условий для саморазвития человека, его самообразования.

Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социокультурной ситуации, качества социальной среды.

Парки культуры. Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой. На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции. Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно-

развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр. игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы. Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру.

Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.

Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели об-раза жизни.

Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:

- как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;

- как некоторый социальный институт, «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).

Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни.

Клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В. досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представ-ляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.

Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, способствующая социальной интеграции людей.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности; культурная самодеятельность и рекреация.

Новые формы реализации личности в учреждениях культуры. Для со-временного развития учреждений культуры характерна тенденция на совмещение функций. Так, например, при музеях, библиотеках, парках, кинотеатрах стали складываться сообщества, основанные на общности каких-либо интересов, например, клубы любителей поэзии, театра, музыки, любителей археологии, истории, животных и др., а также объединения художественной направленности, кружки и студии декоративно-прикладного искусства, фольклорные, театральные, объединения непрофессиональных поэтов, литераторов и т.д.

Эти социальные формирования реализуют модель функционирования, основанную на принципах самоорганизации, саморазвития, что позволяет стимулировать и поддерживать социальную и культурную активность участников. Общим для них является отсутствие административно-учрежденческих форм управления.

Использование механизмов самоорганизации, саморегуляции делает такого рода организации более мобильными, чем государственные учреждения; более гибко реагирующими на изменения социально-культурного контекста, запросов, интересов членов разных социальных групп.

Исходя из опыта функционирования организаций указанного типа, можно разделить их на однопрофильные и многопрофильные.

К однопрофильным можно отнести те организации, которые ориентированы на один или несколько родственных видов деятельности (например, рок-клуб, рок-лаборатория, дом ремесел, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной песни, социально-экологический союз, центр современного искусства (изобразительного) и т.д.

Многопрофильные организации сочетают различные предметные направления и виды деятельности. Это - различные центры, ассоциации, объединения. Например, центры досуга (хобби-центры, молодежные центры, национально-культурные центры и др.); ассоциации, товарищества, объединяющие деятелей профессионального искусства (ассоциация художников, товарищество композиторов, ассоциация деятелей эстрадного искусства), а также непрофессионалов или сочетающие тех и других; ассоциации, союзы, объединения включающие различные организации и даже учреждения - например, ассоциация детских и юношеских клубов, ассоциация музеев космонавтики и т.д.

Такие организации, как многопрофильные, так и однопрофильные, могут иметь обширный спектр задач, более или менее сложную структуру, нередко включая библиотеку, архив, музейную экспозицию, спортивно-оздоровительный комплекс, видеотеку, фонотеку, объединения обучающего характера, художественные творческие объединения и даже производственные подразделения. Это обеспечивает им выполнение различных функций, ориентированных на трансляцию культурного опыта, на социализацию, на создание условий для самореализации личности, на формирование культурной среды.

Относительная самостоятельность организаций такого рода по сравнению с государственными учреждениями обусловлена особенностями их финансирования, точнее использованием различных источников финансирования, среди которых бюджетные дотации даже в общественно-государственных организациях занимают незначительное место. Большая часть таких источников имеет внебюджетный характер. Здесь можно назвать членские взносы, спонсорские отчисления, пожертвования частных лиц, отчасти собственную коммерческую и издательскую деятельность.

Социально-культурная инфраструктура. С понятием «социально-культурная среда» связано понятие «социально-культурная инфраструктура». Понятие «социально-культурная инфраструктура» является частным по отношению к понятию «социальная инфраструктура», для которого общим выступает понятие «инфраструктура». Инфраструктура - это комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие разнообразных видов человеческой деятельности. Сегодня уделяется значительное внимание анализу социальной инфраструктуры. Главная отличительная особенность социальной инфраструктуры - ее направленность на удовлетворение социальных потребностей населения.

Наряду с понятием «социально-духовная инфраструктура» используется понятие «инфраструктура деятельности в сфере духовной культуры», «инфраструктура культуры», «социально-культурная инфраструктура». Остановимся на этом понятии. Для этого нужно обратиться к таким категориям, как «социальная инфраструктура», «культурные потребности», «профессиональная» и «непрофессиональная деятельность». Удовлетворение потребностей населения - это общая задача «социальной» и «социально-культурной» инфраструктур. Специфичность проявляется в удовлетворении определенной группы потребностей — культурных. А реализация этих потребностей происходит в процессе культурной деятельности, которая выступает в двух видах: профессиональная (как производственная, трудовая) и непрофессиональная (социальное и художественное самодеятельное творчество; досуговая деятельность).

В соответствии с этим содержание понятия «социально-культурная инфраструктура» можно определить следующим образом: материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения. Такой подход позволяет включить в состав социально-культурной инфраструктуры не только институциональные, но и неинституциональные образования, способствующие организации культурного развития и досуга населения.

Практически в любом учреждении и организации могут быть созданы условия для социально-культурной деятельности. Только для одних это главная функция, для других — побочная. К первой группе относятся со-циальные институты культуры (театры, музеи, п, клубные учреждения, центры досуга, парки и др.). Это общественно-организованные формы со-циально-культурной деятельности. Остальные (это, например, средства мас-совой информации) удовлетворяют потребности в индивидуальных формах культурного развития. Для целого ряда учреждений, предприятий, фирм организация социально-культурной деятельности выступает не как про-фильная, а как дополнительная функция (молодежные, артистические кафе, любительские объединения при различных производственных предприятиях; туристические секции, художественные и технические кружки в образо-вательных учреждениях и т.д.).

Социально-культурная инфраструктура включает в себя систему подго-товки кадров для сферы досуга. Неотъемлемым элементом инфраструктуры являются управленческие органы, регулирующие деятельность учреждений культуры.

В понятие «социально-культурная инфраструктура» входят территори-альные границы. В реальной жизни для человека оказывается доступной не-большая часть социально-культурной инфраструктуры в пределах ограни-ченной территории, которую человек в состоянии освоить. Освоение этой территории обусловлено рядом факторов: а) характером производственной деятельности человека племенными затратами на нее; б) степенью домашней занятости; в) наличием транспортной связи. В цивилизованных странах развитие социально-культурной инфраструктуры осознается как важная со-циальная задача. Для этого государствами выделяются специальные фи-нансовые средства, привлекается частный капитал.

Таким образом, инфраструктура социально-культурной сферы - это сово-купность материальных, организационных, финансово-экономических, кад-ровых, информационно-методических и иных условий осуществления соци-ально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уров-нях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; со-здание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие цен-ностей культуры.

Средства массовой информации как социальный институт. Специфиче-ские особенности средств массовой информации, определяющие их значение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управле-ния (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования незави-симого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект- субъектных отношениях. Ее продукт - организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) - не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию. Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы.

Функции средств массовой информации как социально-культурного института: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства; взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности; воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

Газета. Преимущества: массовость читательской аудитории (газету чи-тают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.

Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество вос-произведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.

Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потреби-теля информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.

Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Технический прогресс - источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.