Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулирование стратегии канала сбыта




После постановки целей сбытовой политики, проведения анализа сбы­товых издержек, требований покупателей и возможных каналов рас­пределения (а также по возможности иных факторов внешней среды) надлежит сформулировать стратегию сбыта. Всг/омним пример с про­изводителем холодильников (см. раздел «Постановка целей сбытовой деятельности»). В этом случае стратегия каналов сбыта, направленная на улучшение услуг, предоставляемых дилерами, будет рассматривать­ся данным производителем в качестве ключевой,


6.2. Задачи сбытовой политики и пути их решения



Если, например, производитель изначально задался целью дифферен­циации продукции и позиционирования ее как эксклюзивной, то под­крепляющая этот выбор стратегия эксклюзивного сбыта (часто реализу­емая по престижным товарам) становится общей предпринимательской стратегией. Та же глобальность характерна и для сбытовой стратегии донесения товара до потребителя новым способом, до которого еще не «дозрели» конкуренты (вспомним продажу овощей, фруктов и цветов через Интернет).

Итак, если производитель отводит сбытовой стратегии роль обес­печения основного долгосрочного конкурентного преимущества, та­кая стратегия «поднимается» на уровень общепредпринимательской.

Справедливости ради отметим, что, многие цели сбыта слишком ло­кальны, чтобы иметь стратегическую значимость. Например, обеспечение доступности товара на уровне, аналогичном конкурентам (что связано с организацией распродаж и территориальным размещением сбытовых то­чек), зачастую не относится к стратегическим вопросам. Их, следователь­но, можно классифицировать как тактические и достигать в рамках крат­косрочных тактических мероприятий.

Стратегия каналов сбыта относится к высокоприоритетной облас­ти, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:,

• целевые рынки требуют пристального внимания;

• достигнут конкурентный паритет по другим элементам маркетин-га-микс;

• реализация стратегии сбыта позволит достичь эффекта синергии.

Оценка альтернативных вариантов и выбор канала распределения

В общем случае эта работа складывается из четырех этапов (рис. 6.8).

1. Разработка критериев отбора.

2. Подбор кандидатов.

3. Оценка альтернатив по критериям.

4. Вовлечение кандидатов в сотрудничество:

♦ при назначении основных критериев выбора каналов распре­деления каждое предприятие руководствуется собственными соображениями в соответствии с поставленными целями в области сбыта и стратегией. При этом чем более избиратель­на сбытовая политика компании, тем критериев будет больше и тем они будут жестче. Существует, однако, сложившаяся


Рис. 6.8. Оценка альтернатив и выбор канала распределения

практика, позволяющая сориентироваться в выборе критериев (табл. 6.3);1

подбор кандидатов проводится с привлечением ряда источ­ников информации. В качестве таковых выступает собствен­ный торговый персонал производителя, сторонний торговый персонал, потребители, рекламные агентства и торговые выс­тавки. Целесообразнее использовать совокупность этих ис­точников — неважно, представляют ли они уровень оптовой или розничной торговли;

оценка альтернатив по критериям проводится либо ответ­ственным за эти решения менеджером самостоятельно, либо «коллективным разумом», включая представителей высше­го управленческого звена, — все зависит от стратегической важности вопроса;

при вовлечении кандидатов в сотрудничество следует помнить, что это — двусторонний процесс (на рис. 6.8 отражено двунаправ-ленностью стрелок). Потенциальные участники сбытового кана­ла также предъявляют свои критерии к выбору производителей, поэтому производителю придется убедить их в своей привлека­тельности как партнера, представить себя и свой товар в выгод­ном свете.

1 См.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996; Романов А. Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.


Таблица 6.3. Критерии выбора сбытовых каналов

 

 

 

 

Рассматриваемые характеристики Прямой сбытовой канал Косвенный сбытовой канал Комментарии
короткий длинный
Характеристики целевых покупателей        
Значительный размер сегмента * #* *** Очень большое количе­ство прямых контактов нерационально
Высокая территориальная концентрация покупателей ** *** * Желательно снижение издержек на один контакт
Крупные партии приобре­таемого товара *** # * Возможна быстрая амор­тизация затрат на уста­новление контакта
Нерегулярная покупка * ** *** Большие затраты при нерегулярных и малых заказах
Требование оперативной поставки * ** *** Необходимы запасы вблизи точек продаж
Ит д        
Характеристики товара        
Малый срок хранения *** ** * Необходима быстрая доставка
Трудноделимые крупные партии товара *** ** * Снижение затрат на транспортировку и «раз­биение» партии товара
Технически несложные * ** *** Не нуждаются в обслу­живании

Окончание табл. 6 3

 

 

 

 

Рассматриваемые характеристики Прямой сбытовой канал Косвенный сбытовой канал Комментарии
короткий ■ длинный
Нестандартизованные *** * * Необходима дополни­тельная адаптация к спе­цифическим потребностям
Товары производственного назначения *** ** * Необходим тесный кон­такт с покупателем
Характеристики предприятия        
Слабое или среднее фи­нансовое состояние * ** *** Снижение издержек на товародвижение
Высокие возможности технического обслужива­ния *** ** * Предприятие может предложить полное об­служивание
Стратегии полного контро­ля рынка *** ** * Возможность более тес­ного контакта с потреби­телями
Стратегии гибкой политики цен *** ** * Возможности быстрого реагирования на конъ­юнктуру рынка
Стратегии полного охвата рынка * * *** Возможности интенсив­ного распределения
Известность марки, высо­кий имидж " * « *** Готовность принять то­вар в свой ассортимент многими посредниками, снижение затрат на про­движение

Примечание Количество знаков «*» указывает на степень предпочтительности в выборе сбытового канала: * — наименее пред­почтительный, ** — среднеприемлемый выбор, *** — наиболее предпочтительный сбытовой канал.


6.2. Задачи сбытовой политики и пути их решения



Мотивирование участников сбытового канала -

Как заинтересовать торговых посредников в своем товаре?

Для принятия решения относительно средств мотивирования сле­дует:

• во-первых, аккумулировать информацию о потребностях и про­блемах потенциальных представителей сбытового канала;

• во-вторых, быть готовыми оказать поддержку сбытовому каналу;

• в-третьих, суметь обеспечить себе лидирующее положение по ру­ководству каналом сбыта.

Как и любой другой субъект рыночной деят елыюсти, торговые посред­ники имеют свои собственные потребности и сталкиваются со специфи­ческими проблемами Более того, потребности розничных и оптовых про­давцов (а в их среде крупных и мелких) могут существенно различагься. К примеру, мелкие розничники зачастую сталкиваются с затоваривани­ем своих складских помещений, нехваткой торговых площадей, слабо­развитой системой электронной обработки информации и другими про­блемами Крупные торговцы, наоборот, вынуждены содержать большие площади и многочисленный персонал, даже если не удаегся обеспечить себе желаемую прибыль в условиях низкой маржи Оптовые организа­ции сталкиваются с «игнорированием» их розничной торговлей и конеч­ными потребителями, предпочитающими прямые отношения с произво­дителями, и т. д.

В этих условиях производитель может остановиты я на одном из возможных вариантов мотивирования сбытового канала:

• «протаскивать» товар в сбытовой канал;

• «проталкивать» товар в сбытовой канал;

• одновременно придерживаться обоих вариантов.

«Протаскивание» товара означает, что усилия производителя кон­центрируются на конечном потребителе (или пользователе): именно на уровне потребителя предприятием создается благоприятное отно­шение к товару, его марке (см гл. 5 «Коммуникационная политика»). Известный вам призыв «спрашивать товар в магазинах или аптеках города» заставляет посредников заинтересоваться требуемым това­ром, своеобразно «втягивая», как насосом, товар в сбытовой канал.

«Проталкивание» товара означает, что усилия производителя кон­центрируются на самих торговых посредниках в попытке установить с ними благожелательные отношения. Здесь уместны любые доступные коммунникационные средства (см. гл. 5 «Коммуникационная полити-



Глава 6. Сбытовая политика


ка»), вызывающие у посредников добровольную заинтересованность в принятии товара в свой ассортимент — и территориальная эксклю­зивность, и оптовые скидки, и обучение персонала посредника, и мате­риальное стимулирование, и пр.

«Смешанное» решение тоже имеет право на существование, однако требует распыления ресурсов — финансовых, временных, трудовых — и не всегда поэтому желательно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.