КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формулирование стратегии канала сбыта
После постановки целей сбытовой политики, проведения анализа сбытовых издержек, требований покупателей и возможных каналов распределения (а также по возможности иных факторов внешней среды) надлежит сформулировать стратегию сбыта. Всг/омним пример с производителем холодильников (см. раздел «Постановка целей сбытовой деятельности»). В этом случае стратегия каналов сбыта, направленная на улучшение услуг, предоставляемых дилерами, будет рассматриваться данным производителем в качестве ключевой, 6.2. Задачи сбытовой политики и пути их решения Если, например, производитель изначально задался целью дифференциации продукции и позиционирования ее как эксклюзивной, то подкрепляющая этот выбор стратегия эксклюзивного сбыта (часто реализуемая по престижным товарам) становится общей предпринимательской стратегией. Та же глобальность характерна и для сбытовой стратегии донесения товара до потребителя новым способом, до которого еще не «дозрели» конкуренты (вспомним продажу овощей, фруктов и цветов через Интернет). Итак, если производитель отводит сбытовой стратегии роль обеспечения основного долгосрочного конкурентного преимущества, такая стратегия «поднимается» на уровень общепредпринимательской. Справедливости ради отметим, что, многие цели сбыта слишком локальны, чтобы иметь стратегическую значимость. Например, обеспечение доступности товара на уровне, аналогичном конкурентам (что связано с организацией распродаж и территориальным размещением сбытовых точек), зачастую не относится к стратегическим вопросам. Их, следовательно, можно классифицировать как тактические и достигать в рамках краткосрочных тактических мероприятий.
Стратегия каналов сбыта относится к высокоприоритетной области, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:, • целевые рынки требуют пристального внимания; • • достигнут конкурентный паритет по другим элементам маркетин-га-микс; • реализация стратегии сбыта позволит достичь эффекта синергии. Оценка альтернативных вариантов и выбор канала распределения В общем случае эта работа складывается из четырех этапов (рис. 6.8). 1. Разработка критериев отбора. 2. Подбор кандидатов. 3. Оценка альтернатив по критериям. 4. Вовлечение кандидатов в сотрудничество: ♦ при назначении основных критериев выбора каналов распределения каждое предприятие руководствуется собственными соображениями в соответствии с поставленными целями в области сбыта и стратегией. При этом чем более избирательна сбытовая политика компании, тем критериев будет больше и тем они будут жестче. Существует, однако, сложившаяся Рис. 6.8. Оценка альтернатив и выбор канала распределения практика, позволяющая сориентироваться в выборе критериев (табл. 6.3);1 подбор кандидатов проводится с привлечением ряда источников информации. В качестве таковых выступает собственный торговый персонал производителя, сторонний торговый персонал, потребители, рекламные агентства и торговые выставки. Целесообразнее использовать совокупность этих источников — неважно, представляют ли они уровень оптовой или розничной торговли; оценка альтернатив по критериям проводится либо ответственным за эти решения менеджером самостоятельно, либо «коллективным разумом», включая представителей высшего управленческого звена, — все зависит от стратегической важности вопроса; при вовлечении кандидатов в сотрудничество следует помнить, что это — двусторонний процесс (на рис. 6.8 отражено двунаправ-ленностью стрелок). Потенциальные участники сбытового канала также предъявляют свои критерии к выбору производителей, поэтому производителю придется убедить их в своей привлекательности как партнера, представить себя и свой товар в выгодном свете.
1 См.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996; Романов А. Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. Таблица 6.3. Критерии выбора сбытовых каналов
Окончание табл. 6 3
Примечание Количество знаков «*» указывает на степень предпочтительности в выборе сбытового канала: * — наименее предпочтительный, ** — среднеприемлемый выбор, *** — наиболее предпочтительный сбытовой канал.
6.2. Задачи сбытовой политики и пути их решения Мотивирование участников сбытового канала - Как заинтересовать торговых посредников в своем товаре? Для принятия решения относительно средств мотивирования следует: • во-первых, аккумулировать информацию о потребностях и проблемах потенциальных представителей сбытового канала; • во-вторых, быть готовыми оказать поддержку сбытовому каналу; • в-третьих, суметь обеспечить себе лидирующее положение по руководству каналом сбыта. Как и любой другой субъект рыночной деят елыюсти, торговые посредники имеют свои собственные потребности и сталкиваются со специфическими проблемами Более того, потребности розничных и оптовых продавцов (а в их среде крупных и мелких) могут существенно различагься. К примеру, мелкие розничники зачастую сталкиваются с затовариванием своих складских помещений, нехваткой торговых площадей, слаборазвитой системой электронной обработки информации и другими проблемами Крупные торговцы, наоборот, вынуждены содержать большие площади и многочисленный персонал, даже если не удаегся обеспечить себе желаемую прибыль в условиях низкой маржи Оптовые организации сталкиваются с «игнорированием» их розничной торговлей и конечными потребителями, предпочитающими прямые отношения с производителями, и т. д. В этих условиях производитель может остановиты я на одном из возможных вариантов мотивирования сбытового канала:
• «протаскивать» товар в сбытовой канал; • «проталкивать» товар в сбытовой канал; • одновременно придерживаться обоих вариантов. «Протаскивание» товара означает, что усилия производителя концентрируются на конечном потребителе (или пользователе): именно на уровне потребителя предприятием создается благоприятное отношение к товару, его марке (см гл. 5 «Коммуникационная политика»). Известный вам призыв «спрашивать товар в магазинах или аптеках города» заставляет посредников заинтересоваться требуемым товаром, своеобразно «втягивая», как насосом, товар в сбытовой канал. «Проталкивание» товара означает, что усилия производителя концентрируются на самих торговых посредниках в попытке установить с ними благожелательные отношения. Здесь уместны любые доступные коммунникационные средства (см. гл. 5 «Коммуникационная полити- Глава 6. Сбытовая политика ка»), вызывающие у посредников добровольную заинтересованность в принятии товара в свой ассортимент — и территориальная эксклюзивность, и оптовые скидки, и обучение персонала посредника, и материальное стимулирование, и пр. «Смешанное» решение тоже имеет право на существование, однако требует распыления ресурсов — финансовых, временных, трудовых — и не всегда поэтому желательно.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |