Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская риторика




Появление письменности и распространение грамотности в Древней Руси, как считает большинство историков русского языка, связано со временем введения христианства (988 г.). Вместе с укоренением православной книжности и живого слова христианских подвижников на Руси появляется потребность в осмыслении проповедничества как воздействующего слова.

Первым памятником, посвященным вопросам риторики, исследователи древнерусской словесности считают трактат " О образехъ " (об образах). Этот текст входит в состав "Изборника Святослава 1073 года ". Это славянский перевод трактата византийского ученого и библиотекаря высшей школы в Константинополе Георгия Херобоска. В трактате описываются изобразительные тропы языка, преимущественно те, которые автор называет образами. Хотя это и не собственно риторичекое сочинение, но метафора, метонимия и другие "образы" описаны подробнее, чем в некоторых современных курсах риторики.

Русские проповедники христианства переводили тексты Священного Писания и другие произведения словесности непосредственно с древнегреческого, позже, византийского языка. Поэтому с самого начала русская православная литература была под сильным и непосредственным влиянием высокой культуры греческой словесности.

Самая ранняя из дошедших до нас российских риторик относится к ХVII веку. Ее автор - митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий. В основу "Риторики" Макария положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497-1560). Учебник был написан на латинском языке (языке средневековой учености) и напечатан в 1577 году во Франкфурте.

В рукописный перевод учебника Макарий внес изменения: снял фамилию автора, опустил некоторые примеры и латинские имена, ввел новые примеры.

В 1 части книги дается представление о риторике ("краснословие или сладкогласие") и о ее 5 частях: "изобретение дела" (замысел речи); "чиновное различие" (расположение, или композиция содержания); "соединение слов с пригодными словы" (выражение, украшение); память и "гласомерное и вежливое слово" (произношение). Как видим, Макарий разделял мнение греческих и латинских авторов о строении риторики как учебного предмета.

Рассматривается 4 вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный вид, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Во II части "Риторики" Макария говорится об "украшении" речи и о трех "родах глаголания": "смиренном", который относится к обиходной речи; "высоком", представляющем собой образную речь; "мерном", который характерен для письменной и деловой речи и представляют собой сплав "смиренного" и «высокого". До конца ХVII века "Риторика" митрополита Макария была основным учебником по этому предмету.

Уровень развития риторики как "свободного художества" в проповеднической практике и церковном образовании в конце 17 - начале 18 века связан с Киево-Могилянской академией и с именами А .Х.Белобоцкого, Николая Спафария, Софрония Лихуда, Стефана Яворского. Одним из самых значительных сочинений по риторике и поэтике в доломоносовское время были лекции Феофана Прокоповича (1681-1736 гг.), прочитанные им на латыни в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии ("De officium oratore").

Целый этап в развитии русской риторики ХVIII столетия составили труды Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1865). "Первый русский университет", - так называл его А.С.Пушкин. Будучи необычайно и разносторонне одаренным, и фантастически трудолюбивым М.В. Ломоносов внес неоценимый вклад в русскую словесность и науку.

В 1748 году был напечатан его первый учебник риторики на русском языке под названием: " Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки " (филологию). Это полное название его труда. Чаще его именуют как "Краткое руководство к красноречию".

Ломоносов, оставаясь в рамках античной и европейской традиции, определяет ораторское мастерство так: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему об оной мнению". Иначе говоря, словесное творчество необходимо, чтобы утвердить свое мнение, чтобы убедить "других". Мастерство словесного убеждения - вот главное качество ритора.

В своем труде М.В.Ломоносов выделяет 1)собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, касающееся прозы и поэзии, 2)ораторию, т.е. наставление о сочинении речей в прозе; 3) поэзию, т.е. наставление о сочинении поэтических произведений. Риторика М.В Ломоносова состоит из трех частей: "О изобретении", "О украшении", "О расположении". Вот как обосновывает ученый такой отбор содержания своего "руководства": "Риторика есть учение о красноречии вообще…В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное (содержание); другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит. И посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение ".

Однако в рамках традиционных схем М.В.Ломоносов высказал и разработал новаторские идеи о взаимоотношении русского и церковнославянского языков ("О пользе книг церковных в Российском языке"), о классификации стилей и соответствующих им жанров современной ему словесности. Он дал и образцы научной, исторической и философской прозы. Его "Российская грамматика" является первым учебником собственно русского языка, правильной русской речи в отличие от учебников церковнославянского языка, которые писались до него. Ломоносов не только наставлял, как надо писать и говорить, но и прекрасно делал это сам. Он как бы говорил юношеству: "Делай, как я, делай лучше меня".

Именно Ломоносов закрепил в своих трудах разделение терминов красноречие и риторика в тех значениях, которые близки к современному их пониманию. Риторика - это "наука", "учение", "правила", а красноречие - "искусство", умение "красно говорить".

Книги Ломоносова по филологии были самыми авторитетными учебно-научными сочинениями в 18 веке, остаются они и сейчас образцом богатства мысли и чеканности изложения.

Некоторые риторики 18 века имели ограниченный предмет описания и конкретный адрес:

1) Н.Г. Курганов. Письмовник (как писать письма; 1769);

2) Р. Амвросий. Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная (М., 1787);

3) Г.А. Глинка. Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки (СПб, 1797) и др.

В конце XVIII - начале XIX в. сложилась риторическая школа

российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени принадлежат академикам М.М. Сперанскому, А.С. Никольскому, И.С. Рижскому.

Выдающимся для свего времени признается "Опыт риторики" И.С. Рижского (1796). Культура национальной речи в это время очень интересовала русское образованное общество. Чистота и правильность речи занимали в риторике Рижского особое место. Автор обсуждает такие качества речи, как точность слова, ясность сочинений, пристойность слов и выражений, благозвучие речи. При этом подчеркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус ("вкус времени или века, вкус народа").

В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди учебников по риторике особое место занимают руководства филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский (1781-1831). Ему принадлежат две замечательные работы "Общая риторика" (1829) и "Частная риторика" (1832).

Эти учебники были построены на классических образцах изящной словесности и давали весьма основательное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания, толкования классических произведений и, что важно, самостоятельного литературного творчества. Напомним, что А.С.Пушкин был учеником Н.Ф.Кошанского. Место риторики среди словесных наук в "Общей риторике" Кошанский раскрывает так:

«Ни что столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сии две способности неразлучны: они образуют вместе, взаимно и общими силами ведут человека к совершенству, к великой небом указанной ему цели.

Сила ума открывается в понятиях, суждениях и умозаключениях: вот предмет логики. Дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли: вот предмет словесности.

Словесные науки (Studia literaram) делятся на три главные части: грамматику, риторику, поэзию и граничат с эстетикой. Все они дар слова, силы его и действия, но каждый имеет свой предмет, свою цель, свои пределы. Каждая наука имеет свою теорию и как искусство свою практику…

Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею, во второй частною». (Цит по кн.: Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение, 1996. - С. 154).

Богатству мыслей, стройности изложения сопутствует в этом отрывке точность, ясность и краткость выражения. Пред нами образец академического красноречия. Фрагменты из этих замечательных учебников сейчас можно прочитать в вышедших в последнее время книгах, в частности, только что цитированной, а также: Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. - М., 1998. - 416 с.

Картина родов и видов словесности в "Частной риторике" Н.Ф.Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, раскрывала широкую перспективу культуры слова. В книге даются рекомендации по пяти видам красноречия: "письма", "разговоры", ""повествование", ""ораторство" и "ученость".

Правила общей риторики распространяются на частные разновидности красноречия в замечательной книге А.И. Галича "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений" (СПб., 1830). Он дает характеристику жанрам и рекомендации по составлению сочинений в следующих родах красноречия: "1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи". К признакам совершенного языка А.И.Галич относит его чистоту, правильность, ясность, точность и благозвучие.

Учебники словесности Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, И.И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которые составили цвет национальной культуры XIX века.

Риторические идеи получают развитие в России уже на базе юридической практики после судебной реформы 1864 года. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков).

Книга судебного оратора и теоретика П.Сергеича "Искусство речи на суде", впервые вышедшая в 1910 году, была и остается очень популярной и много раз переиздавалась. Она до сих пор является одним из самых авторитетных руководств по созданию таких жанров судебного красноречия, как прокурорская и защитительная (адвокатская) речи, по ведению допроса, разбору свидетельских показаний и искусству спора на суде.

Уже с конца XVIII века в Европе постепенно угасал интерес к риторике как "схоластической науке". В России (во многом под влиянием пропагандистских сочинений В.Г. Белинского) по разным причинам риторика была исключена из системы образования. Ее место в светском образовании заняло обязательное изучение художественных произведений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни. Художественная литература (и ее теоретическое выражение - поэтика) становится единственным предметом в обучении словесности. О том, насколько это хорошо или плохо, вы можете и сами судить по современным школьным программам.

В то же время и во второй половине XIX, и в начале XX века в русской культуре развивалась философия, богословие, наука. Огромным общественным интересом пользовались лекции лучших университетских профессоров. Публичные лекции не только для студентов, но и для всех интересующихся, собирали большие аудитории. Выдающиеся деятели русского академического красноречия: историк Т.Н.Грановский, филолог Ф.И. Буслаев, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, химик Д.И.Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев и многие другие. Конечно, развитие науки обусловлено и внутренними причинами, и потребностями производства, обороны, и потребностями общественного развития. Научное знание обладает огромным авторитетом в современном обществе. Вся система образования направлена на формирование научной картины мира. А насколько глубоки, содержательны и устойчивы эти знания - это зависит от риторических способностей наших учителей, популяризаторов науки, от риторико-педагогических качеств учебных книг.

Николай Федорович Кошанский в свое время написал об этом так: " Словесность, расширяя круг свой, непреметно сближается со всеми родами учености. Она срывает плоды наук и искусств и щедрою рукой сыплет их в народе.

Все открытия наук и искусств становятся приобретением целого народа". (Цит. по кн.: Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. - М.: Академия, 1988. - 416 с.).

Развитие журналистики во второй половине XIX в., появление большого количества газет способствовали не только просвещению, но и пропаганде политических учений марксизма, анархизма и др. Появилась возможность управлять общественным мнением (PR) в нужном для сильных политических партий и их лидеров направлении. Журналистское мастерство и одаренность болшевистских ораторов во многом способствовали победе большевизма в России. Можно говорить о том, что большевики сначала выиграли словесную войну, а уже потом истребительную Гражданскую.

И в наше время мощные средства массовой информации (СМИ), как и массовая культура в целом, манипулируют общественным сознанием. И лишь понимание технологии обработки нашего сознания, "кухни" СМИ позволяет отделить желаемое от действительного, правду от лжи и полуправды, справедливое и прекрасное от несправедливого и безобразного. Иначе говоря, мы должны владеть основами критического анализа пропагандистского текста (газетной и телевизионной рекламы), чтобы не быть "бычком на веревочке". И в этом нам поможет древнее и новое учение о красноречии – риторика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 10271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.